ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-127/2022 от 09.06.2022 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Лесников М.С. дело №12-127/2022

УИД 58RS0030-01-2022-005304-61

РЕШЕНИЕ

9 июня 2022 года город Пенза

Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу защитника Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 26 апреля 2022 года № 5-4715/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы (далее - Управление ЖКХ г. Пензы),

УСТАНОВИЛА:

Постановлением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 26 апреля 2022 года Управление ЖКХ г. Пензы признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, защитник Управления ЖКХ г. Пензы ФИО1 просит отменить постановление судьи районного суда и прекратить производство по делу на основании статьи 24.5 КоАП РФ. Обращает внимание на то, что Управление ЖКХ г. Пензы не является субъектом указанного правонарушения. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Управление ЖКХ г. Пензы является лицом, ответственным за содержание территории от дома №5 до дома № 28 по улице Кленовый бульвар г. Пензы. Указанный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги не сформирован и относится к зоне Ж1, обеспечивает подъезд к жилым домам по ул. Кленовый бульвар. Указывает, что при составлении акта обследования замеры толщины снежного покрова и уплотненного снежного покрова должны быть проведены в соответствии с измерительной линейкой по ГОСТ 427, что не было сделано. Судом не принят во внимание довод Управления ЖК г. Пензы о возможном применении в отношении Управления положений части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, о снижении размера штрафа ниже минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ. Не учтено также, что Управление ЖКХ г. Пензы является иным органом местного самоуправления, финансируемым из бюджета г. Пензы и может отвечать по своим обязательствам лишь поступившими в его распоряжение денежными средствами из бюджета г. Пензы.

Считает, что вины Управления ЖКХ г. Пензы в совершении административного правонарушения не имеется.

В судебном заседании защитник Управления ЖКХ г. Пензы ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, постановление судьи от 26 апреля 2022 года отменить, производство по делу прекратить.

Инспектор ДН ОДН ГИБДД УМВД России по г. Пензе ФИО2 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. О причине неявки суду не сообщил. Ходатайства об отложении дела не поступало.

Полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Управления ЖКХ г. Пензы ФИО1, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

На основании пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», исходя из требований пункта 8.1 которого на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в следующие сроки: рыхлый или талый снег - не более 6 часов, зимняя скользкость - не более 5 часов.

Материалами дела установлено, что 25 февраля 2022 года в 16 часов 30 минут государственным инспектором ДН отделения ДН отдела ГИБДД УМВД России по г. Пензе ФИО3 в ходе надзора за дорожным движением выявлено, что Управление ЖКХ г. Пензы, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог, в нарушение пункта 13 Основных положений, а также требований статьи 12 ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», не исполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в зимний период в соответствии требованиями стандартов, норм и правил, что угрожало безопасности дорожного движения при пользовании таким участком, а именно: пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», допустило наличие на проезжей части дороги снежно-ледяных образований в виде рыхлого (талого) снега и образование зимней скользкости по адресу: <...> от дома № 5 до дома № 28.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении серии 58 ВР №100150 от 13 апреля 2022 года (л.д.2-3); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования серии 58 КА № 058879 от 25 февраля 2022 года (л.д.11); актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог с приложенной к нему фототаблицей от 25 февраля 2022 года (л.д.12-14); сообщением Пензенского ЦГМС – филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» от о том, что в период с 24 по 25 февраля 2022 года осадков в виде снегопада (2 мм и более за 12 часов и менее) не наблюдалось (л.д.18); сообщением из УМИ г. Пензы о том, что автодорога по ул. Кленовый Бульвар в реестре муниципального имущества не значиться (л.д.20); сообщением УГиА г. Пензы, согласно которому участок дороги по ул. Кленовый Бульвар от дома № 5 до дома № 28 является проездом, обеспечивающим транспортную и пешеходную доступность к объектам индивидуального жилищного строительства и находится в границах муниципального образования г. Пензы (л.д.21) и иными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ.

Вышеуказанное деяние образует объективную сторону состава администратвиного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Доводы жалобы о невиновности Управления ЖКХ г. Пензы в совершении административного правонарушения, что Управление не является субъектом административного правонарушения и в его действиях отсутствует вина, были предметом рассмотрения судьей районного суда, обоснованно не были приняты во внимание, свои выводы судья мотивировал и не соглашаться с ними нет оснований.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Частью 8 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, дорогой признается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

В соответствии пунктом 4 статьи 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1.23А и 1.23 Г статьи 44 Устава города Пензы определена компетенция Управления жилищно-коммунального хозяйства, в частности Управление организует эксплуатацию, содержание и развитие муниципального жилищного фонда города Пензы; организует работу по заключению договоров на управление муниципальным жилищным фондом; осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Пензы, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организацию дорожного движения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Уставом.

В соответствии с пунктами 2.2.23-2.2.26, 3.7 и 5.1 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, утвержденного постановлением администрации города Пензы от 17 мая 2013 года № 497/1, к основным функциям Управления, наряду с прочим, относится: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Пензы, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах г. Пензы; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; управление является главным распорядителем средств бюджета г. Пензы по отрасли ЖКХ в соответствии с законодательством; имущество Управления закрепляется за ним на праве оперативного управления Управлением муниципального имущества администрации г. Пензы и является муниципальной собственностью.

Исходя из положений указанных правовых норм, Управление ЖКХ г. Пензы является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе, и в части осуществления контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Таким образом, несмотря на то, что вышеуказанный участок автодороги не значится в реестре муниципальной собственности, именно Управление ЖКХ г. Пензы обязано содержать данную автодорогу в безопасном для движения состоянии и в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, поскольку она находится в границах муниципального образования (город Пенза), является элементом улично-дорожной сети города и отвечает показателям определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения.

В связи с вышеизложенным, судья районного суда обоснованно указал в постановлении, что материалы дела не содержат доказательств наличия объективных причин, препятствующих юридическому лицу своевременно принять меры по изысканию финансирования, необходимого для производства соответствующих работ. При этом, согласно пунктам 1.23, 1.13, 1.14 статьи 44 Устава города Пензы, Управление ЖКХ г. Пензы является главным распорядителем средств бюджета г. Пензы по отрасли ЖКХ, обеспечивает целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными лимитами, распределяет лимиты бюджетных средств по их получателям, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений.

Таким образом, принимая во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, привлечение Управления ЖКХ г. Пензы к ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ является обоснованным.

Административное наказание назначено Управлению ЖКХ г. Пензы по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, является справедливым, соразмерным содеянному, отвечает целям и задачам административного наказания, судьей районного суда мотивированно. Оснований к назначению юридическому лицу наказания в виде административного штрафа ниже минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

РЕШИЛА:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 26 апреля 2022 года № 5-4715/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы оставить без изменения, жалобу защитника Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы ФИО1 - без удовлетворения.

Судья - Н.П. Крючкова