ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-127/2022 от 24.10.2022 Лысковского районного суда (Нижегородская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Лысковского районного суда Нижегородской области Петелин Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лысковского районного суда Нижегородской области жалобу председателя правления Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболов» ФИО2 на постановление старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области, руководителя Лысковского межрайонного лесничества ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении председателя правления Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» ФИО2 к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области, руководителя Лысковского межрайонного лесничества ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ председатель правления Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Представлением от ДД.ММ.ГГГГ Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению админитсративного правонарушения: освободить незаконно занятый лесной участок от сооружений (вышки, кормушки).

Не согласившись с данными постановлением и представлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление и представление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указывает, что территория, указанная в оспариваемом постановлении общей площадью 67 216 га на которой располагается 139 квартал, предоставлена Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» в долгосрочное пользование для ведения Лысковского охотничьего хозяйства. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ был утвержден проект внутрихозяйственного устройства Лысковского охотничьего хозяйства и в соответствии с предложенными в нем границами, распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГм -р «О создании воспроизводственного участка на территории Лысковского муниципального района Нижегородской области», был создан соответствующий воспроизводственный участок, на территории которого располагались оспариваемые вышка и кормушка, которые Общественная организация «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» была обязана построить, как и все другие объекты биотехнических и мониторинговых мероприятий. Устройство (строительство) наблюдательной вышки соответствует требованиям к данным объектам, размещенным на официальном сайте Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области. Кроме того, устройство оспариваемых вышки и кормушки кроме прочих нормативов, установлено приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что предоставление участков леса на основе договоров аренды осуществляется в случаях возведения объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре, исчерпывающий перечень из трех пунктов которых установлен распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, ни кормушек, ни вышек в этом перечне нет. На территории Нижегородской области биотехнические мероприятия проводятся как на закрепленных охотничьих угодьях, так и на участках угодий имеющий статус общедоступных. В основном они представлены подкормкой и улучшением условий обитания охотничьих ресурсов. Подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания важнейшим в комплексе охотхозяйственных работ на территории охотничьего угодья является проведение биотехнических мероприятий, которые осуществляются в целях увеличения численности объектов охоты. Указывает, что улучшение кормовых условий в охотничьих угодьях и непосредственно сама подкормка способствуют не только увеличению численности животных в хозяйстве, но и значительно снижает их миграции за пределы хозяйства, задерживает кочующих животных из соседних угодий, способствует благополучному вынашиванию и рождению полноценного жизнеспособного потомства, позволяет сосредоточить или рассредоточить подкармливаемых животных в необходимых для охотхозяйства местах, а также отвлекает животных от потрав лесных и сельскохозяйственных культур, также указывает, что использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры. Правила пользования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В свою очередь распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре, содержащий исчерпывающий список трех пунктов, в состав которых кормовые поля, кормушки и вышки не входят. По его мнению, установка данной и всех остальных стрелково-наблюдательных вышек на территории закрепленных за общественной организацией охотничьих угодий, является исполнением обязанностей, предусмотренных условиями пользования в соответствии с долгосрочной лицензией серия от ДД.ММ.ГГГГ, то есть выполнения по сути государственной функции по сохранению охотничьих ресурсов, в свою очередь являющихся федеральной собственностью. Кроме того, указывает, что наложенный штраф в размере 50 000 рублей для общественной организации является значимой суммой и серьезно затрагивает их финансовые интересы.

Должностное лицо председатель правления Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» ФИО2 и защитник по доверенности ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, ФИО3 и представитель ФИО5, действующий по доверенности в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, пояснили, что на основании решения Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №АКПИ17-715 от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 53 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) привлеченное должностное лицо использует лесные участки для строительства и эксплуатации ряд сооружений (вышку, кормушку) без разрешения на ведение хозяйственной деятельности на территории государственного лесного фонда. Считают, что вышку можно отнести согласно указанным выше документам к охотничьей инфраструктуре, поскольку она не относится согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ к видам и составу биотехнических мероприятий, а относится именно к охотничьей инфраструктуре для ведения охоты и отстрела животных. С учетом изложенного на основании ч.1 ст. 36 Лесного кодекса РФ со стороны ФИО2 имеется нарушение ст. 7.9 КоАП РФ.

Выслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ч.5 ст. 25 Лесного кодекса РФ осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства является одним из видов использования лесов.

Использование лесов согласно ст. 24 Лесного кодекса РФ осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (ч.2 ст. 71 Лесного кодекса РФ).

На основании п.1 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе, по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, ДД.ММ.ГГГГ при патрулировании государственного лесного фонда было выявлено, что в квартале 139 выдела 26, 27 председателем правления Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» ФИО2 осуществлено самовольное использование лесных участков для строительства и эксплуатации ряда сооружений (вышка, кормушка) без разрешения на ведение хозяйственной деятельности на территории государственного лесного фонда.

Поскольку разрешение на ведение хозяйственной деятельности на территории государственного лесного фонда у Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» отсутствует ведущим специалистом, помощником участкового лесничего Лысковского участкового лесничества Лысковского межрайонного лесничества министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области ФИО1ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в отношении председателя правления Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболов» ФИО2 по ст. 7.9 КоАП РФ.

Между тем как следует из материалов дела Общественная организация осуществляет деятельность в области охоты на территории Лысковского муниципального района Нижегородской области на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия , выданной Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ, разрешенные виды пользования животным миром - охота, а также договора о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ-р «О предоставлении права пользования охотничьими животными на территории Лысковского муниципального района Нижегородской области» со сроком действия, аналогичным срокам действия лицензии.

До настоящего времени лицензия не аннулирована, действие договора от ДД.ММ.ГГГГ не прекращено. Указанные документы содержат все необходимые сведения о границах и площади территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, условиях пользования ими, результатах согласования предоставления территории для осуществления пользования объектами животного мира и соответствует предъявляемым к ним требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Следовательно, охотничьи угодья в указанных границах согласно вышеуказанной долгосрочной лицензии и договора от ДД.ММ.ГГГГ являются закрепленными за Общественной организацией «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» охотничьими угодьями. Отсутствие у Общественной организации охотхозяйственного соглашения и договора аренды в силу ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не прекращает право пользования объектами животного мира, полученного в установленном законом порядке в период до введение указанного закона и регулирующего общественные отношения области охоты и сохранении охотничьих ресурсов.

Согласно акта проверки комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, НООиР осуществляет пользование охотничьими ресурсами на территории <адрес> Нижегородской области на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия 52 и договора о предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от ДД.ММ.ГГГГ. Выполнение биотехнических мероприятий в ОХ «Лысковское» согласно таблице 14 имеет подкормочные площадки для кабана в наличии 6 штук.

При этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор аренды лесного участка Обществом заключен не был.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов" (далее - Приказ) в охотничьих угодьях проводятся следующие виды биотехнических мероприятий: - предотвращение гибели охотничьих ресурсов: предотвращение незаконной добычи охотничьих ресурсов, а также разрушения и уничтожения среды их обитания; изъятие хищных животных (за исключением объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации), влияющих на сокращение численности охотничьих ресурсов; предотвращение гибели охотничьих ресурсов при эксплуатации транспортных средств и осуществлении производственных процессов; создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов; - подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания: выкладка кормов; создание искусственных водопоев; создание сооружений для выкладки кормов; устройство кормовых полей; - улучшение условий защиты и естественного воспроизводства охотничьих ресурсов: создание защитных посадок растений, устройство искусственных мест размножения, жилищ, укрытий охотничьих ресурсов создание искусственных водоемов; - расселение охотничьих ресурсов: акклиматизация и реакклиматизация охотничьих ресурсов; расселение охотничьих ресурсов; размещение охотничьих ресурсов в среде их обитания, выращенных в полу вольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

Пунктом 3 указанного Приказа установлено, что биотехнические мероприятия проводятся в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях.

Из содержания Указа Губернатора Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области» следует.

Раздел VI. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИИНИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

6.1. Планируемые к проведению биотехнические мероприятия

Подкормка и подкормочные площадки для кабана

Чтобы подкормка могла удержать кабанов в определенных участках хозяйства, необходимо размещать подкормочные площадки в наиболее перспективных для разведения дичи угодьях. Необходимое условие - наличие в них сомкнутых насаждений, где кабаны находят укрытие и где им легче передвигаться в глубокоснежье, желательно также, чтобы в таких лесах было достаточно редин, полян и болотин для выпаса зверей. Кроме того, желательно располагать их на сухом месте. Над местом выкладки кормов желательно соорудить крышу.

В местах подкормки зимой проводят подсчет животных, определяется половой и возрастной их состав. Для этой цели строятся наблюдательные вышки недалеко от мест подкормки.

Подкормка и подкормочные площадки для косули

На подкормочной площадке оборудуется наблюдательная вышка, которая в отдельных случаях используется как засидка для селекционного отстрела.

Согласно приказа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, провести на территории Нижегородской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зимние учеты численности охотничьих ресурсов, руководствуясь методиками зимнего маршрутного учета, авиучета. Учета в местах искусственных концентраций. Опубликованными на сайте Минприроды России (п.1).

Согласно методическим рекомендациям по учету численности кабана и косули на подкормочных площадках (положение 1) учет кабана и косули на подкормочных площадках производится из заранее оборудованных мест- вышек, засидок, лабазов.

С учетом выше приведенных нормативных актов сооружение вышки и кормушки, указанных в обжалуемом постановлении можно отнести к видам биотехнических мероприятий.

Кроме того, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 36 Лесного Кодекса РФ, использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.

Согласно ст. 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2021) к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1469-р, согласно которому к объектам охотничьей инфраструктуры относятся:

1. Вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

2. Егерский кордон.

3. Охотничья база.

Таким образом, вышки, кормушки не включены в перечень объектов охотничьей инфраструктуры. Соответственно, исходя из буквально толкования ст. 36 Лесного Кодекса РФ, ст. 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Перечня объектов охотничьей инфраструктуры, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "1469-р использование лесных участков в целях подкормки охотничьих ресурсов, а также проведению биотехнических мероприятий, возможно без предоставления лесных участков в аренду.

Таким образом, выводы в обжалуемом постановлении о самовольном использовании Общественной организацией «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» лесных участков для строительства и эксплуатации ряда сооружений (вышка, кормушка) без специального разрешения являются необоснованными.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляет два месяца со дня со дня совершения административного правонарушения.

Правонарушение, вмененное в вину должностному лицу, имело место ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент рассмотрения дела судьей, сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Следовательно, производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении председателя правления Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» ФИО2 к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ к административной ответственности.

С учетом изложенного также подлежит отмене представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенное старшим государственным лесным инспектором Нижегородской области, руководителем Лысковского межрайонного лесничества ФИО3, основанное на установленных постановлением должностного лица административного органа обстоятельствах.

Руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу председателя правления Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболов» ФИО2, удовлетворить.

Постановление старшего государственного лесного инспектора Нижегородской области, руководителя Лысковского межрайонного лесничества ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении председателю правления Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболовов» ФИО2 административного наказания в виде штрафа 50 000 рублей по ст. 7.9 КоАП РФ отменить.

Прекратить в отношении председателя правления Общественной организации «Нижегородское областное общество охотников и рыболов» ФИО2 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности.

Представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенное старшим государственным лесным инспектором Нижегородской области, руководителем Лысковского межрайонного лесничества ФИО3, отменить.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы через Лысковский районный суд Нижегородской области.

Судья Е.В. Петелин