Дело №12-127/2022 Копия
УИД 52RS0010-01-2022-000424-03
РЕШЕНИЕ
г.Балахна 23 мая 2022 года
Судья Балахнинского городского суда Нижегородской области Плеханов В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Волга» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.03.2022 № 06-035/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.03.2022 № 06-035/2022 АО «Волга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.2 ст.8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Волга» обратилось в Балахнинский городской суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, указав, что неверная отчетность была сформирована ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» на основании заключенного с ОА «Волга» договора, а указанные в отчетности товары в декларации за 2019 год не производились и не производятся обществом.
В судебном заседании защитник АО «Волга» ФИО1 доводы жалобы поддержала.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суду не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию, а также соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.
Административная ответственность по ч.2 ст.8.5.1 КоАП РФ, предусмотрена за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее ста тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I-IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено понятие «отходы от использования товаров», под которым понимаются отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Пунктом 3 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.
Согласно пункту 7 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.
В соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» выполнение нормативов утилизации подтверждается:
- договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;
- актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.
Материалами дела установлено, что в согласно служебной записке от 15.12.2021 № 01-05/2485 отделом государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности в рамках статьи 24.2, статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (далее - Постановление № 1417); постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 №2010 «Об утверждении правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» (далее - Постановление № 2010); постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее - Постановление № 1073) была произведена работа по приему и обработке соответствующей документации хозяйствующих субъектов.
В адрес АО «Волга» было направлено требование от 29.06.2021 №01-15/6780 о представлении оригинала декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации (далее - Декларация); оригинала отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - Отчетность); оригинала формы расчета суммы экологического сбора (далее - Расчет суммы). Данное требование было получено 15.07.2021. Срок исполнения - 15 календарных дней.
В ответ на требование Общество 12.08.2021 представило оригиналы вышеуказанных документов. Управление, в свою очередь, направило письмо от 06.09.2021 №01-15/9350 с запросом договоров и актов утилизации, акт о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации, акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения. Срок ответа 10 рабочих дней. Письмо было получено 21.09.2021. Общество представило ответ 21.10.2021, с информацией о том, что документация по экологическому сбору была сформулирована ФГБУ ЦЛАТИ по ПФО. Корректирующей отчетности в дальнейшем в адрес Управления не поступало.
АО «Волга» не представило подтверждение выполнения нормативов утилизации.
Согласно Акту от 06.09.2021 № 125-о о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2020 год в нарушение примечания 7 к форме отчетности Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2010, в Отчетности данные по реализованным товарам, упаковке товаров не соответствуют данным, указанным в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год, а именно:
Код по ТНВЭДЕАЭС/ ОК КПЕС / цифровой код товаров, упаковки товаров | Количество товаров/упаковки товаров, кг | |
Данные из Декларации 2019 года | Данные из Отчетности 2020 года | |
- | ||
- | ||
В соответствии с Актом от 06.09.2021 № 120-р о проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения за 2020 год в нарушение примечания 3 к форме расчета суммы экологического сбора, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» - в расчете суммы данные по реализованным товарам, упаковке товаров не соответствуют данным, указанным в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год, а именно:
Код по ТНВЭДЕАЭС/ ОК КПЕС / цифровой код товаров, упаковки товаров | Количество товаров/упаковки товаров, кг | |
Данные из Декларации 2019 года | Данные из Отчетности 2020 года | |
- | ||
- | ||
Таким образом, АО «Волга» отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год представлена в неполном объеме - акты и договора, подтверждающие выполнение нормативов утилизации не представлены, и содержит недостоверные сведения - данные указанные в отчетности 2020 года не соответствуют данным указанным в декларации 2019 года.
Факт совершения АО «Волга» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.1 КоАП РФ, подтверждается имеющимися по делу доказательствами, в том числе копией служебной записки от 15.12.2021 № 01-05/2485; декларацией о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2019; декларацией о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2020; отчетностью о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год; формой расчета суммы экологического сбора за 2020 год; актом №125-о от 06.09.2021; актом №120-р от 06.09.2021; протоколом об административном правонарушении №06-035/2022 от 27.01.2022 и иными материалами дела, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Анализируя вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, правильно установлена вина АО «Волга» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.1 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оно мотивировано, содержит выводы о наличии вины АО «Волга» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Неустранимых сомнений в виновности АО «Волга» также не имеется.
Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом в установленный законом срок, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ. Вид и размер административного наказания определены в пределах санкции ч.2 ст.8.5.1 КоАП РФ.
Согласно ч.3.2 и ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, суд считает возможным при назначении наказания применить указанные нормы ч.3.2. ст.4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.8.5.1 КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое постановление в этой части подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.03.2022 № 06-035/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.5.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении АО «Волга», изменить.
Назначить АО «Волга» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья подпись В.А. Плеханов
Подлинник решения находится в материалах дела №12-127/2022 Балахнинского городского суда Нижегородской области.
Копия верна.
Судья В.А. Плеханов