ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-127/2023 от 18.08.2023 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 12-127/2023г.

Р Е Ш Е Н И Е

18 августа 2023 года г. Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Цыкалова Н.А., рассмотрев жалобу начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой Майи Басанговны на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Тогряш Антоновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой Майи Басанговны,

у с т а н о в и л:

Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. от 24 декабря 2021 г. начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиева М.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута взысканию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Манджиева М.Б. подала жалобу, подписанную ее защитником и представителем, действующим по доверенности Мукабеновым В.П., об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В частности, в жалобе указано, что административным органом неверно сделан вывод о том, что субсидии из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 г., были списаны на расходы текущего года без подтверждающих первичных документов, вмененное Манджиевой М.Б. правонарушение выражается в том, что она, будучи начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности в 2020 г. отразила предоставленные сельхозтоваропроизводителям субсидии как затраты по счету 302.46 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг на производство», в то время как, по мнению административного органа, списание затрат надлежало отразить по счету 206.46 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг на производство».

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2022 г. решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 г. оставлено без изменения, жалоба Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия без удовлетворения.

На указанные судебные акты, вступившие в законную силу, руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. подана жалоба, направленная посредством почтовой службы 23 мая 2022 г.

29 июля 2022 г. судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В. принял к рассмотрению жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А.

Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В. от 11 апреля 2023 г. решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. отменены, дело возвращено в Элистинский городской суд Республики Калмыкия на новое рассмотрение.

15 августа 2023 г. дело об административном правонарушении № 12-27/2022 поступило в Элистинский городской суд Республики Калмыкия, 16 августа 2023 г. получено судьей Цыкаловой Н.А. и принято к своему производству.

Начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиева М.Б. в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просила рассмотрение дела отложить на более поздний срок, поскольку находится за пределами Республики Калмыкия. В материалах дела имеется письменные возражения Манджиевой М.Б., в которых она просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Манджиевой М.Б. – Мукубенов В.П., извещенный о рассмотрении жалобы, в судебное заседание не явился.

Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Сангаджиева О.М. просит суд оспариваемое Манджиевой М.Б. постановление оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на то, что в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 06 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 202, 254, 293 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. № 157н, пункта 4.1. Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 ноября 2020 г. № 354, Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия в период с 10 декабря по 15 декабря 2020 г. затраты по иным межбюджетным трансфертам на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций за 2020 год на сумму 562 053 300 руб. были списаны на расходы текущего года без подтверждающих первичных документов, что является нарушением порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. В ходе проверки нарушения устранены путем восстановления дебиторской задолженности на сумму 562 053 300 руб. на счете 206.46 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство» на основании бухгалтерских справок от 12 июля 2021 г. №№ 4-23. Считает, что дело об административном правонарушении № 25-14-40/2021 в отношении Манджиевой М.Б. рассмотрено полно и всесторонне, выводы основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, поэтому отсутствуют основания для отмены постановления и прекращения производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Принимая во внимание категорию дела и срок давности привлечение к административной ответственности по данной категории, период рассмотрения дела в судебных инстанциях, с учетом наличия в деле письменных возражений Манджиевой М.Б., положений статьи 24.4, части 2 статьи 25.1, части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд отказывает Манджиевой М.Б. в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания на другой срок и считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Сангаджиеву О.М., исследовав материалы дела, дело об административном правонарушении № 25-14-40/2021, акт выездной проверки от 30 августа 2021 г., предоставленные по запросу суда Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия документы, подтверждающие произведенные затраты сельскохозяйственных производителей, оригиналы 1167 отчетов получателей субсидии, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

При этом согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно пункту 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.

Положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон «О бухгалтерском учете») бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно частям 1 и 3 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2020 г. № 2838-р, в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2020 году на территории Республики Калмыкия в связи с почвенной засухой, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации из Резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 562 053 300 руб. для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Республики Калмыкия на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 54 сельскохозяйственным организациям и 1416 крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.

Во исполнение пункта 2 распоряжения от 20 ноября 2020 г. между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2020 г. № 2838-р Правительством Республики Калмыкия принято постановление от 17 ноября 2020 г. № 354 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году». Порядком определены условия и механизм предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году.

Главным распорядителем средств республиканского бюджета, осуществляющим предоставление субсидий на финансовое обеспечение затрат на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соглашении о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету Республики Калмыкия, является уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере агропромышленного комплекса - Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (пункт 1.4 Порядка).

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и на дату подачи документов, отвечающим требованиям пункта 2.1 Порядка.

Согласно пункту 2.2 Порядка для получения субсидий заявитель, претендующий на ее получение, представляет в уполномоченный орган следующие документы: заявление по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку; справка-расчет на предоставление субсидий по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку; копия справки (сведения) из учреждения Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации о наличии расчетного или корреспондентского счета; акт пересчета поголовья сельскохозяйственных животных заявителя по рекомендуемой форме, утверждаемой уполномоченным органом, составленный комиссией, типовое положение о которой утверждается уполномоченным органом.

Субсидии предоставляются по ставкам, утвержденным уполномоченным органом, в соответствии с формулой расчета ставки субсидий, но не более 30 процентов максимального размера (рублей) нормы потребности одной условной маточной головы в кормах растительных, соломе и зерне на кормовые цели с учетом транспортировки, установленной уполномоченным органом (пункт 2.7 Порядка).

Результатом предоставления субсидии является сохранение численности субсидируемого маточного поголовья животных по состоянию на 30 апреля 2021 года. Значение результата устанавливается в соглашении о предоставлении субсидии (пункт 2.10 Порядка). Субсидия предоставляется на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки (пункт 2.16 Порядка).

В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Порядка (в редакции до внесения изменений Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 10 августа 2021 г. № 301) получатель субсидии отчитывается о достижении результата предоставления субсидии путем представления в уполномоченный орган отчета по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку в срок до 1 июня 2021 г. Получатель субсидии отчитывается о расходах средств субсидии по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку в срок до 1 июня 2021 г. с приложением копий подтверждающих документов (договоры, платежные документы, кассовые ордера, товарные чеки, товарные накладные и иные платежные документы).

Иные межбюджетные трансферты в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. № 1807, были предоставлены Республике Калмыкия при соблюдении условий наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются иные межбюджетные трансферты.

Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 ноября 2020 г. № 354 (далее – Порядок от 17 ноября 2020 г. № 354) определяет условия и механизм предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2020 г. № 2838-р.

Согласно пункту 4.1. Порядка от 17 ноября 2020 г. № 354 контроль соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий в обязательном порядке осуществляется в соответствии с утвержденным им порядком и органом государственного финансового контроля.

Как установлено судом, Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 16 июня 2021 г. № 273 «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства Республики Калмыкия», пунктом 18 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, в период с 18 июня по 20 августа 2021 года в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии, субвенции либо иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

В рамках проверки установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2020 г. № 2838-р, в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2020 году на территории Республики Калмыкия в связи с почвенной засухой, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации из Резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 562 053 300 руб. для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Республики Калмыкия на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 54 сельскохозяйственным организациям и 1416 крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2020 г. № 2838-р, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заключило Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия от 20 ноября 2020 г. № 082-17-2020-076 в размере 562 053 300 руб. Целевые средства из федерального бюджета были предоставлены Республике Калмыкия в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации 082 0405 25 Ф 035473F, вид расходов 540, в рамках подпрограммы «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.

В ходе проведения проверки установлено, что затраты по иным межбюджетным трансфертам на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций за 2020 год на сумму 562 053 300 руб. были списаны на расходы текущего года без подтверждающих первичных документов, что по мнению членов проверочной группы Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия является нарушением порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.

По результатам проверки 30 августа 2021 г. составлен Акт выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства Республики Калмыкия.

Согласно части 1 статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Из положений пункта 5.43 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» следует, что Федеральное казначейство осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.

Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия, полагая, что выявив в ходе проверки нарушение порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, и отразив соответствующий факт в Акте проверки от 30 августа 2021 г., уведомило начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. о составлении протокола об административном правонарушении только 18 октября 2021 г.

При этом должностное лицо, в производстве которого находились материалы, не учло, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Более того выявление нарушений при проведении плановых мероприятий по контролю обязательных требований, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, допустившего по мнению административного органа соответствующие нарушения.

В соответствии с абзацем 2 подпункта «а» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматриваемая категория дела в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, входит в определенный законодателем названной статьей перечень административных правонарушений, в случае выявления которых проводится административное расследование.

В данном случае непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, служит основанием к вынесению определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1, части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. А обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако должностное лицо, в чьем производстве находились материалы данного дела, определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. и проведение административного расследования не выносил, несмотря на наличие процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, выяснения юридически значимых обстоятельств, имеющих значения для дела.

Так, 16 ноября 2021 г. главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Даваевой А.А. составлен протокол № 17-10/7692 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. В тот же день и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия ФИО1 направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Манджиевой М.Б. на 29 ноября 2021 г. в 15 час. 00 мин.

Определением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. от 29 ноября 2021 г. для выяснения дополнительных обстоятельств по существу данного дела срок рассмотрения дела №25-14-40/2021 об административном правонарушении в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. продлен на 30 дней до 28 декабря 2021 г.

Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении 01 декабря 2021 г. направлено обращение в Министерство финансов Республики Калмыкия для дачи письменной консультации по отражению в бухгалтерском учете Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия операций по перечислению и расходованию субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природоохранного характера в 2020 году. С указанием в данном запросе, что главный бухгалтер Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиева М.Б. получила консультацию по данным вопросам от Министерства финансов Республики Калмыкия.

Согласно ответу от 24 декабря 2021 г. министр финансов Республики Калмыкия ФИО2 дал соответствующие письменные разъяснения со ссылкой на нормы материального права по порядку, механизму предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, указав, что субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам могут предоставляться как в целях предоставления затрат, фактически понесенных получателями субсидий, так и в целях финансового обеспечения планируемых получателями субсидий затрат. При этом порядок предоставления указанных субсидий в целях возмещения затрат имеет существенные различия с порядком предоставления субсидий в целях финансового обеспечения затрат. Механизм предоставления субсидии в целях возмещения затрат, фактически понесенных получателями субсидий, не предполагает наличия остатков субсидии на конец финансового года, поскольку указанная субсидия предоставляется после проверки в установленном порядке документов, подтверждающих произведенные получателем субсидий затрат. При отражении в бюджетном учете субсидий предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств иного межбюджетного трансферта на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций в природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам) за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации возникает противоречие между учетом субсидий и иного межбюджетного трансферта. В своем ответе министр финансов Республики Калмыкия ФИО2 обратил внимание на тот факт, что по состоянию на 1 января 2021 г. Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия представлен отчет о достижении результатов по субсидиям в полном объёме.

Из указанного ответа следует, что отнесение полученных из федерального бюджета средств на счет 302.46, так и на счет 206.46 вызывает определенные сомнения, и в том и в другом случае можно предъявить претензии к учету Манджиевой М.Б. указанных средств. Между тем в силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого в административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. от 24 декабря 2021 г. начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиева М.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута взысканию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Привлекая начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиеву М.Б. к административной ответственности руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия исходил из того, что Манджиева М.Б., являясь должностным лицом, на которое возложена обязанность по составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности, грубо нарушила требования бухгалтерского учета, в том числе к представлению бухгалтерской отчетности. В частности, должностное лицо указало, что в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 202, 254, 293 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н, пункта 4.1. Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 ноября 2020 г. № 354, Министерством в период с 10 декабря по 15 декабря 2020 года затраты по иным межбюджетным трансфертам на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций за 2020 год на сумму 562053300 руб. были списаны на расходы текущего года без подтверждающих первичных документов, что является нарушением порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.

Однако при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Выводы должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия о наличии в действиях начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиеву М.Б. состава административного правонарушения являются преждевременными, при наличии противоречия в нормативном урегулировании между учетом субсидий и иного межбюджетного трансферта, при наличии сомнений в виновности лица реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, должностным лицом не принималось.

Следовательно, в рассматриваемом случае не были оценены надлежащим образом все доказательства по делу в совокупности со всеми материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не дана надлежащая оценка письменным доводам начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. и доводам министра финансов Республики Калмыкия ФИО2, изложенным в ответе от 24 декабря 2021 г., не исследовались и не дана оценка документам, подтверждающим произведенные затраты сельскохозяйственных производителей.

Допущенные при производстве по делу существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Несоблюдение административным органом процессуальных гарантий, направленных на защиту прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Сам факт исправления Манджиевой М.Б. бухгалтерской отчетности в ходе проверки и последующего приведения отчетности в первоначальное состояние не свидетельствует о признании начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия вины.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. от 24 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. суд признает незаконным и подлежащим отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 названного Кодекса, составляет два года.

Согласно материалам дела срок административного правонарушения следует исчислять с 26 февраля 2021 г., указанная дата зафиксирована в протоколе об административном правонарушении и в постановлении должностного лица, то есть с момента составления бухгалтерского баланса Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия.

Срок давности привлечения Манджиевой М.Б. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, начал исчисляться с указанной даты и истек 26 февраля 2023 г.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Поскольку на момент рассмотрения жалобы Манджиевой М.Б. в Элистинском городском суде Республике Калмыкия срок давности привлечения начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, производство по данному делу об административном правонарушении не может быть направлено на новое рассмотрение и подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан» в силу презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Тогряш Антоновны от 24 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой Майи Басанговы – отменить, жалобу – удовлетворить частично.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой Майи Басанговны прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья: Н.А. Цыкалова