Судья О.В. Синицына Дело №12-1280/2015
РЕШЕНИЕ
05 октября 2015 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Н.Р. Мостовенко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 августа 2015 года, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 19.08.2015г. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФИО1 просит об отмене постановления Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 августа 2015 года и прекращении производства по делу.
Жалоба мотивирована тем, что суд не установил все обстоятельства по делу, в связи с чем пришел к неверному решению о признании заявителя виновной в совершении правонарушения и привлечения к административной ответственности.
По мнению заявителя, факт отзыва Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым согласования Лимитов №03.4-04/869 на специальное использование природных ресурсов в границах территорий и объектов природно-заповедного фонда Республики Крым на 2014 год на территории парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения «Ливалийский» и «Мисхорский» не является основанием для их отмены и не является основанием для автоматического расторжения заключенного с администрацией парков договора о сотрудничестве №34-Л от 14.02.2014г.
Ни одной нормой действующего на тот момент законодательства не предусмотрено право отзыва Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым согласованных им Лимитов.
В судебном заседании представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым по доверенности, ФИО5, возражал против удовлетворения жалобы.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщила. Не представила каких-либо доказательств невозможности явки в суд.
Как следует из административного материала, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 05.10.2015г. определением от 09.09.2015г., судебная повестка-извещение направлена ФИО1 по адресу, имеющемуся в административном материале.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что ФИО1 извещена надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщила о причинах неявки, не ходатайствовала об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в ее отсутствие, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ФИО1
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
18 марта 2014 г. подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - Договор).
С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора).
В статье 6 названного акта указано, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.
Вместе с тем отмечено, что на территории Республики Крым со дня ее принятия в Российскую Федерацию действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, но в то же время нормативные правовые акты Автономной Республики Крым, Республики Крым, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются, что нашло отражение в статье 9 Договора.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективную сторону вмененного предпринимателю правонарушения составляет нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2 указанного Закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады.
Частью 3 определено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Часть 4 статьи 2 указывает, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Из части 5 статьи 2 следует, что государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 33-ФЗ на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
В соответствии с Охранным обязательством от 26.05.2008г. Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды Министерства охраны окружающей природной среды Украины, парк – памятник садово-паркового искусства общегосударственного значения «Ливадийский» площадью 23 га был объявлен объектом природно-заповедного фонда Украины постановлением Кабинета Министров УССР от 29.01.1960 года №105, охраняется как национальное достояние и является составной частью мировой системы природоохранных территорий и объектов, которые находятся под особой охраной.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
Согласно ст. 59 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального Конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельные кодексом Российской Федерации, в том числе: природно-заповедного фонда и иного природоохранного значения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектом окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке.
В Охранном обязательстве от 26.05.2008г. указывается на запрет на территории парка-памятника садово-паркового искусства любой деятельности, угрожающей его сохранности или приводящей к деградации его первичного состояния, а именно: проведение хозяйственной и предпринимательской деятельности без предварительного согласования с местным природоохранным органом.
Из материалов дела следует, что 17.11.2014г., специалистами, инспекторами управления экологического надзора Южно-Крымского региона выявлен факт нарушения режима особой охраны парка-памятника «Ливадийский», а именно: размещение временных объектов выносной торговли по реализации сувенирной, книгопечатной продукции фотоматериалов.
По признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ должностным лицом Управления экологического надзора Южно-Крымского региона в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 22.12.2014г. №.
Часть 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Событие вменяемого предпринимателю правонарушения - нарушение установленного режима на территории Заповедника, выразившееся в размещении объектов выносной торговли по реализации сувенирной, книгопечатной продукции фотоматериалов подтверждается исследованными судом доказательствами.
Довод ФИО1 о том, что размещение осуществлено в соответствии с заключенными ею с Государственной администрацией Ливадийского, Массандровского, Мисхорского парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения от 14 февраля 2014 года, рассмотрен судом первой инстанции и правомерно им отклонен.
Таким образом, факт несоблюдения предпринимателем указанных положений и, как следствие, правомерность привлечения к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
Суд отмечает, что особо охраняемая зона предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в установленных границах. При этом, розничная торговля промышленными товарами (сувенирами) не относится к деятельности, направленной на обеспечение функционирования государственного природного заповедника, не связана ни с задачами государственного природного заповедника, ни с обеспечением режима особой охраны его территории.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и доказательств.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Доводов, которые бы могли послужить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, в жалобе не приведено.
В соответствии с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления суда по основаниям указанным в жалобе и иным основаниям не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 августа 2015 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.Р. Мостовенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>