ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1288/2021 от 09.02.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-64/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 09 февраля 2022 года

Судья Свердловского районного суда г. Перми Артёмова О.А.

при помощнике судьи Киселевой А.А.,

при участии законного представителя ООО «Пермархпроект» ФИО3

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Пермархпроект» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО2 № 477 от 10 ноября 2021 года о привлечении к административной ответственности ООО «Пермархпроект» по ст. 8.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО1 от 10 ноября 2021 года № 477 (с учетом определения об исправлении опечатки от 13.12.2021) ООО «Пермархпроект» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Основанием для привлечения ООО «Пермархпроект» осуществляющего деятельность на объекте I, II, III категории негативного воздействия на окружающую среду, к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило несоблюдение данным юридическим лицом природоохранных требований при осуществлении деятельности по строительству объектов капитального строительства, а именно в нарушение требований программа производственного экологического контроля для объектов ОНВОС: на строительных площадках многоквартирных жилых домов в микрорайоне Любимов в г. Березники в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» ООО «Пермархпроект» не разработана и не утверждена, в нарушение ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пп. 3 п. 3 Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденный приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 N 899.

Не согласившись с вынесенным должностным лицом постановлением, законный представитель ООО «Пермархпроект» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление № 477, ссылаясь на то, что документы по охране окружающей среды должны содержаться в проектной документации, разработка которой является прерогативой заказчика. На разработку указанной документации требуется время. Полагает, что ООО «Пермархпроект» не является субъектом административного правонарушения.

Проверив материалы дела, заслушав законного представителя ООО «Пермархпроект» ФИО3, поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, законодательства в области обращения с отходами в деятельности ООО «Пермархпроект» от 24 августа 2021 г. № 2-24-2021 на основании решения о проведении проверки от 03.08.2021 № 127.

В ходе проверки помощником Березниковского межрайонного природоохранного прокурора установлено, что ООО «Пермархпроект» зарегистрировано в качестве юридического лица присвоен ИНН <***>. Основным видом деятельности по ОКВЭД ООО «Пермархпроект» является строительство жилых и нежилых зданий. Директором общества является ФИО4

В соответствии с разрешениями на строительство от ДД.ММ.ГГГГ-, от 27.04. 2017 -, от 27.04. 2017 -, а также договорами подряда и генерального подряда заключенными с АО «Корпорация развития Пермского края» ООО «Пермархпроект» с 11.08.2020 осуществляет строительство многоквартирных жилых домов в микрорайоне Любимов в г. Березники.

Следовательно, ООО «Пермархпроект» осуществляет деятельность по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев.

По состоянию на 20.08.2021 строительные площадки ООО «Пермархпроект» поставлены, на государственный учет в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоена III категория объектам НВОС.

Согласно абз. 4 п.: Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, осуществление на объекте ОНВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев является критерием отнесения объекта ОНВОС к III категории.

Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 899 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, предназначенный для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2, далее - Порядок).

Из пункта 3 Порядка следует, что заинтересованными лицами признаются, в числе прочих, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно п. 7 ст. 67 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года за 2020 год, следующего за отчетным.

Согласно абз. 2 п. 2 данного Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" (далее - Требования, Приказ № 811) утвержден в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Пунктом 19 Требования предусмотрено, что мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2012 N 212-п утверждено Положение о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края (далее - Инспекция). Согласно п. 1.1 данного Положения Инспекция является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный экологический надзор, который включает в себя: государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области охраны водных объектов. Разделом III Положения предусмотрено, что Инспекция в пределах своих полномочий: осуществляет региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору (п. 3.1.20); утверждает перечни объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов (п. 3.1.21).

В силу п. 3.1.17 Положения Инспекция ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).

По информации Инспекции ООО «Пермархпроект» за согласованием мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ не обращалось.

Как следует из материалов дела, в результате плановой выездной проверки ООО «Пермархпроект», было установлено, что у общества, осуществляющего деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, в нарушении вышеуказанных требований ООО «Пермархпроект» не проводит мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на строительных площадках многоквартирных жилых домов в микрорайоне Любимов в г. Березники, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора и в нарушение требований программа производственного экологического контроля для объектов ОНВОС: на строительных площадках многоквартирных жилых домов в микрорайоне Любимов в г. Березники в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» ООО «Пермархпроект» не разработана и не утверждена.

Законный представитель не оспаривает, что ООО «Пермархпроект» отсутствовали согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

При этом доводы законного представителя о том, документы по охране окружающей среды должны содержаться в проектной документации, разработка которой является прерогативой заказчика и ООО «Пермархпроект» не является субъектом административного правонарушения не состоятельны в силу неправильного толкования приведенных выше норм права.

Факт несоблюдения обществом экологических требований при осуществлении деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев отнесенных к объектам негативного воздействия на окружающую среду отнесенные к III категории, подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе:

Справкой о результатах проверки от 10.08.2021 года, составленной помощником Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Костаревой Е.Н.;

Объяснением ФИО3 данными ДД.ММ.ГГГГ, в которых он подтвердил, что отчет по организации и осуществлении производственного экологического контроля в уполномоченный орган не направлен, проекты предельно допустимых выбросов отсутствуют, договор с Пермским ЦГМС об информировании о поступлении НМУ не заключен, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края не согласованы;

решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела.

Данные доказательства последовательны, не противоречат другу другу, получены с соблюдением требований законодательства, соответствуют критериям установленным в статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем являются допустимыми доказательствами.

Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа обоснованно исходило из того, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом вышеизложенного довод общества об отсутствии у него необходимости разработки и согласования программы и представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля противоречит требованиям закона и основан на их ошибочном толковании.

Несогласие лица, привлекаемого к административной ответственности, с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Довод о том, что постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ то есть ранее чем составлен протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным в силу того, что определением об исправлении опечатки от ДД.ММ.ГГГГ в постановлении устранена описка, касающаяся даты вынесения постановления, указано, что дата вынесения постановления-ДД.ММ.ГГГГ.

Процедура проведения проверки не нарушена.

Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не допущено.

С учетом изложенного оснований к отмене постановления не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Свердловского районного суда г. Перми

решил:

постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО1 № 477 от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, а жалобу законного представителя ООО «Пермархпроект» ФИО3 - без удовлетворения.

Решение в 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья/подпись/

Копия верна.

Судья Артёмова О.А.