ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-128/16 от 23.12.2016 Железнодорожного районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 12-128/2016

РЕШЕНИЕ

23 декабря 2016 год город Орел

Судья Железнодорожного районного суда г. Орла Авраменко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 28 октября 2016 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»,

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») обратилось в суд с жалобой на постановления №№ 0041/1000/0949, 0041/1000/0950, 0041/1000/0948, 0041/1000/0947, вынесенные 28.10.2016 года государственным инспектором Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора) ФИО1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей по каждому.

В своей жалобе ОАО «РЖД» выражает несогласие с вынесенными постановлениями и просит об их отмене по тем основаниям, что выявленные в ходе проведения прокурорской проверки нарушения являются идентичными для всех четырех станций, в связи с чем, ОАО «РЖД» фактически четыре раза привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, что противоречит требованиям ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ. Полагают, что административный орган не доказал тот факт, что ОАО «РЖД» имело возможность реализовать планы транспортной безопасности, поскольку для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который на момент проведения проверки Правительством РФ не установлен, в связи с чем, не было возможности провести аттестацию.

Просят признать незаконным и отменить вынесенные в отношении ОАО «РЖД» постановления №№ 0041/1000/0949, 0041/1000/0948, 0041/1000/0947, вынесенные 28.10.2016 года, а постановление 0041/1000/0950 от 28.10.2016 года признать незаконным и отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и прекратить производство по делу.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям и просил суд об её удовлетворении.

Представитель УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1, действующий на основании доверенности и старший помощник Орловского транспортного прокурора Евтюхова Е.Н., полагали, что постановления являются законными и обоснованными, в связи с чем, просили суд в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Во исполнение ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования), являющиеся обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры, для защиты объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ); применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (п.п. 3, 4).

В силу названных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (п. 5.12); выделить на ОТИ и ТС и оборудовать в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности отдельные помещения или выделенные участки помещений для управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности - постами (пунктами) управления обеспечением транспортной безопасности в стационарном и (или) подвижном варианте (пункт 5.21); обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности и передачу указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности (пункт 5.23); организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности (пункт 5.27); воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) (пункт 5.28); установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев (пункт 5.30); оснастить ОТИ и/или ТС инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности (пункт 5.31); оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ; видеораспознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ; видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности; видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности (пункт 10.5); обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный и технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (пункт 10.6).

При рассмотрении дела, установлено, что 10.10.2016 года Орловским транспортным прокурором по результатам проведенной проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги».

Государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО1 28 октября 2016 года вынесены постановления № 0041/1000/0950 о назначении административного наказания за неисполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности на станции Саханская; постановление № 0041/1000/0949 на станции Дишня; постановление № 0041/1000/0948 на станции Верховье; № 0041/1000/0951 на станции Моховая.

Согласно перечня объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в границах Московской железной дороги – филиала «РЖД», станции Саханская, Дишня, Верховье и Моховая включены в Реестр категорированных объектов 16.01.2012 года с реестровыми номерами , при этом указанным объектам присвоена 2 категория.

На объекты транспортной инфраструктуры – поименованные железнодорожные станции утверждена оценка уязвимости 26.12.2014 года.

Федеральным агентством железнодорожного транспорта утвержден план обеспечения транспортной безопасности на станции: Верховье - 16.10.2015 г., Дишня – 06.05.2015 г., Саханская - 06.05.2015, Моховая - 16.10.2015. Приложением № 22 к Планам перечисленных выше станций утверждены этапы реализации Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение вышеуказанных Требований по обеспечению транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности не реализованы в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и не выполнены следующие мероприятия установленные Приложениями к Планам:

- не проведены проверочные мероприятия в отношении лиц связанных с обеспечением транспортной безопасности, на соответствие их требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

- не проведена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников ОТИ, назначаемых на указанные в «Номенклатуре должностей персонала, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ» должности, в соответствии со статьей 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- не проведена аттестация сотрудников ОТИ, назначаемых на указанные в «Номенклатуре должностей персонала, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ»;

- не заключены договора на выполнение работ (оказание услуг) по обеспечению транспортной безопасности с аккредитованным подразделением транспортной безопасности;

посты управления обеспечения транспортной безопасности не оснащены необходимыми средствами управления и связи, средствами видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на Посту управления ОТБ ОТИ. Не организовано круглосуточное дежурство;

не организованы на ОТИ:

а) патрулирование территории ОТИ с целью недопущения хищения имущества на ОТИ, хищение или повреждение которого может повлечь нарушение жизнедеятельности ОТИ;

б) патрулирование периметра зоны транспортной безопасности с целью выявления нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ;

в) формирование и действия групп быстрого реагирования;

не установлены инженерные сооружения на ОТИ, которые препятствуют проникновению любых лиц в технологический сектор зоны транспортной безопасности вне КПП;

- КПП не оборудованы техническими средствами досмотра и реализации мероприятий по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру и не оснащены средствами видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП;

- не организован пропускной и внутриобъектовый режим на ОТИ соответствующий требованиям;

- не изготовлены и не размещены информационные стенды (плакаты, транспаранты и т.п.) на КПП и на ограждении с информацией о содержании пункта 5.14 Требований;

- КПП не оборудованы техническими средствами электронного документирования персонала и посетителей в технологический сектор зоны транспортной безопасности;

- КПП не оснащено техническими средствами видеоидентификации объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП;

- ОТИ не оснащены техническими средствами видеомониторинга объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности;

- ОТИ не оснащены техническими средствами обеспечивающими хранение в электронном виде данных со всех технических средств ОТБ в течение 15 суток и не обеспечена передача видеоизображения в соответствии с Порядком передачи данных с технических средств в реальном времени.

В судебном заседании представителем ОАО «РЖД» не отрицалось, что планы обеспечения транспортной безопасности в указанных пунктах не были реализованы, что связано как с отсутствием финансирования, так и невозможностью проведения аттестации сотрудников.

Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, прихожу к выводу о наличии оснований, свидетельствующих о совершении ОАО «РЖД» административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП Российской Федерации, поскольку на железнодорожных станциях Верховье, Дишня, Саханская, Моховая обществом не была обеспечена реализация планов транспортной безопасности в части пункта 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43.

Факт совершения ОАО «РЖД» административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ подтверждается: актами проверки, планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Саханская, железнодорожной станции Верховье, железнодорожной станции Дишня, железнодорожной станции Моховая, постановлениями о назначении административного наказания.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых, достаточных и своевременных мер для соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что поскольку объективных причин для реализации плана транспортной безопасности в части, не касающейся проведения аттестации, у ОАО «РЖД» не было, у государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора имелись законные основания для вынесения постановлений о назначении административного наказания.

Довод представителя ОАО «РЖД» в части неоднократного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение основан на неправильном толковании норм закона, в связи с чем, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Согласно требований ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе железнодорожные пути, контактные линии, вокзалы, железнодорожные станции, объекты систем связи и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Из абзаца 3 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» следует, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Пунктом 4д приказа ОАО «РЖД» от 12.12.2011г. № 183 «Об утверждении Положения об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» дается определение объекта железнодорожного транспорта, как инфраструктура железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», включенные Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр категорированных объектов.

Согласно перечня объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в границах Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», железнодорожные станции Верховье, Дишня, Саханская, Моховая включены в Реестр категорированных объектов - 16.01.2012 с реестровыми номерами , при этом указанным объектам присвоена 2 категория. Планы обеспечения транспортной безопасности, приложение к планам, а также этапы и сроки реализации Плана транспортной безопасности разработаны для каждой станции отдельно.

Следовательно, каждая станция является отдельным объектом железнодорожного транспорта, как инфраструктура железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», в связи с чем, на каждый из этих объектов распространяются действия законодательства в области транспортной безопасности, в том числе и ответственность за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.15.1 Ко АП РФ.

Административное наказание назначено ОАО «РЖД» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся по настоящему делу постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №№ 0041/1000/0949, 0041/1000/0948, 0041/1000/0947, 0041/1000/0950 от 28 октября 2016 года о привлечении к Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 0000 рублей за каждое оставить без изменения, жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вручения в Орловский областной суд путем подачи жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.

Судья О.В.Авраменко.