ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-128/17 от 03.11.2017 Губахинского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-128/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Губаха 3 ноября 2017 года

Судья Губахинского городского суда Пермского края Мухтарова И.А., при секретаре судебного заседания Смирновой О.А., с участием заместителя прокурора г. Губаха А.А. Щербинина, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – Бибердорфа А.В. на постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Степаненко Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Степаненко Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – начальник Управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «Город Губаха» Бибердорф А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000,00 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением Бибердорф А.В., обжаловал его, просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку вина в совершении вменяемого правонарушения не доказана.

В судебное заседание Бибердорф А.В. не явился, извещен надлежащим образом, уведомления о невозможности явки и ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Должностное лицо административного органа, вынесшее постановление, в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, а также письменные возражения, согласно которых настаивают на законности оспариваемого постановления.

Учитывая наличие данных о надлежащем извещении заявителя, а также мнение прокурора, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие Бибердорфа А.В., судом в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ определено рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела в полном объеме, материалы административного дела, представленного административным органом, суд считает постановление должностного лица законным и обоснованным, которое отмене не подлежит, а в удовлетворении жалобы заявителю необходимо отказать.

Согласно ч. 1-2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из представленной копии заказного почтового уведомления ________________ письмо с оспариваемым постановлением было получено адресатом Бибердорфом А.В. ДД.ММ.ГГГГ, что также следует из оттиска почтового штемпеля на заказном почтовом уведомлении о поступлении почтового отправления в г. Губаху.

Жалоба на оспариваемое постановление была отправлена в Ленинский районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, прихожу к выводу о том, что подателем жалобы соблюден срок для обжалования акта должностного лица.

В соответствии с частью 1 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. При этом ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (пункт 1 части 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

В соответствии с пп. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.

Распоряжением Федерального дорожного агентства от 24.04.2013 года № 600-р утверждены «Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», пунктами 13.1 и 17.5 которых установлено, что снежно-ледяные отложения, убираемые с участков дорог, проходящих по искусственным сооружениям (эстакад, мостов, путепроводов) в черте города и населенных пунктов, вывозятся на снегоприемные пункты; не допускается складирование и хранение этих загрязняющих материалов в пределах водоохранных зон водоемов.

Из материалов дела усматривается, что в апреле 2017 года прокуратурой г. Губахи, с привлечением в качестве специалиста Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, проведена проверка исполнения федерального законодательства при организации снегоприемных пунктов на территории Губахинского городского округа. В ходе проверки установлено, что для складирования снега, убираемого с автомобильных дорог городского округа «Город Губаха», начальником управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «Город Губаха» Бибердорфа А.В. согласованы места – <адрес>, район АТП, территория вдоль автодороги «Кунгур-Соликамск» в районе скалы. Снегоотвалы размещены вне специально отведенных и оборудованных площадок или снегоприемных пунктов, содержат грунт, строительные отходы, которые представлены в виде бетонных и деревянных конструкций, твердых коммунальных отходов. Расстояние от нижней границы снегосвалки, расположенной вдоль автодороги «Кунгур-Соликамск», в районе скалы до реки Косьва – 126 м., от верхней границы – 225 м. В ходе проведения описываемых мероприятий произведен отбор проб снега на месте расположения снегосвалок в точках предполагаемого негативного воздействия. Отбор проб производился в присутствии специалиста Управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «Город Губаха», помощника прокурора г. Губахи, а также старшего государственного инспектора старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края. По данным лабораторного исследования от ДД.ММ.ГГГГ и согласно заключению специалиста КГБУ «Аналитический центр» от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки по результатам проведения проверки исполнения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, результаты инструментальных замеров состава снежных масс на месте обследования свидетельствуют о превышении пределов измерения используемой методики. Находящиеся на обследованной территории несанкционированные снегоотвалы загрязнены нефтепродуктами, которые во время снеготаяния могут попасть с талыми водами в почву и близлежащие водные объекты, в т.ч. в реку Косьва, что свидетельствует о нарушении ч. 1, 2, 4, 11 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: материалами прокурорской проверки, имеющейся в материалах дела, представленного административным органом, в том числе письмом МБУ «Комбинат благоустройства» от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что Бибердорфа А.В. согласовал вывоз и складирование снега на территории по адресу: <адрес> (район АТП) и трасса «Кунгур-Соликамск» (район скалы), о чем поставил свою резолюцию «согласовано» и подпись; письмом администрации г. Губахи Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-22-2-1251; протоколом отбора проб воды (в виде снега и льда) от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами результатов химического анализа воды от ДД.ММ.ГГГГ; Положением об Управлении строительства и ЖКХ администрации городского округа «Город Губаха», утвержденным решением Губахинской городской Думы 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, Управление возглавляет начальник (п. 1.5), основными задачами Управления являются, в т.ч. организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 2.2.7); Управление осуществляет в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочия собственника водных объектов (п. 3.17.1); приказами администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ-к и от ДД.ММ.ГГГГ-к согласно которых, начальником Управлении строительства и ЖКХ назначен Бибердорфа А.В.; письменным объяснением Бибердорфа А.В. от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; заключением специалиста КГБУ «Аналитический центр» от ДД.ММ.ГГГГ; справкой по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ и приложенными к ней фототаблицами.

Из совокупности исследованных материалов следует, что Бибердорфа А.В., являясь руководителем Управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «Город Губаха», осуществляя свои полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды и полномочия собственника водных объектов в границах городского округа, согласовал место складирования убираемого с автомобильных дорог городского округа «Город Губаха» снега в районе скалы у автодороги «Кунгур-Соликамск», то есть в водоохранной зоне реки Косьва, а не на специально отведенных и оборудованных площадках или снегоприемных пунктах, при этом, снегоотвалы содержали твердые коммунальные отходы и нефтепродукты, уровень концентрации которых превышает предельно допустимый, что является нарушением требований ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 13.1 и 17.5 «Методических рекомендаций по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (утв. распоряжением Федерального дорожного агентства от 24.04.2013 года № 600-р), поскольку данные снегоотвалы были загрязнены нефтепродуктами, которые во время снеготаяния могли попасть с талыми водами в реку Косьва.

Изложенные обстоятельства образуют собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.13 КоАП РФ, а именно нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, с наказанием для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исследовав материалы дела, полагаю изложенные должностным лицом административного органа выводы правильными, поскольку в силу положений Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований, их сбору, вывозу, утилизации и переработки осуществляют органы местного самоуправления.

При этом, наделение Управления строительства и ЖКХ, входящего в структуру администрации городского округа «Город Губаха», полномочиями по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа соответствует действующему законодательству.

Поскольку сведений, опровергающих вывод должностного лица административного органа о том, что у Бибердорфа А.В., являющегося начальник Управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «Город Губаха» имелась возможность для соблюдения указанных выше правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, заявителем не представлено, прихожу к мнению о доказанности наличия в действии должностного лица Бибердорфа А.В. вины в совершенном административном правонарушении.

При таких обстоятельствах действиям должностного лица - руководителя Управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «Город Губаха» Бибердорфа А.В. была дана верная юридическая оценка и они обоснованно квалифицированы административным органом по ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением минимального наказания, предусмотренного санкцией указанной статьи Кодекса.

При этом заявителем не оспаривается тот факт, что вывозимый снег содержал в себе продукты переработки нефтепродуктов и хлориды с превышением предельно допустимых показателей, и, что во время снеготаяния не исключено проникновение нефтепродуктов с талыми водами в почву в близлежащие водные объекты, в т.ч. в реки Косьва.

Доводы подателя жалобы о том, что он как руководитель Управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «Город Губаха» в силу своих должностных полномочий лично не осуществлял действий по непосредственному управлению, руководству работ по уборке и вывозу снега в места складирования и никаких распоряжений по этому поводу не давал, нахожу несостоятельными, поскольку факт согласования места снегоотвалов в водоохранной зоне реки Косьва подтверждается письмом окружной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, письмом МБУ «Комбинат благоустройства» от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что Бибердорфа А.В. согласовал вывоз и складирование снега на территории по адресу: <адрес> (район АТП) и трасса «Кунгур-Соликамск» (район скалы), о чем поставил свою резолюцию «согласовано» и личную подпись, а также письменным объяснением Бибердорфа А.В., данным помощнику прокурора г. Губахи с признанием своей вины и согласием с вменяемым правонарушением.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать обжалуемый акт как незаконный и необоснованный, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, указанных ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, объектом которого является защита окружающей среды, оснований для признания его малозначительным и освобождения Бибердорфа А.В. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.

Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение оспариваемого постановления в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления должностного лица административного органа при рассмотрении жалобы и проверки его законности не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Степаненко Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, следовательно, жалоба Бибердорфа А.В. подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Степаненко Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – начальника Управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «Город Губаха» Бибердорфа А.В. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 1 000,00 рублей оставить без изменения, жалобу Бибердорфа А.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: И.А. Мухтарова