ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-128/18 от 17.10.2018 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-128/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

17 октября 2018 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего Назарука Р. В.,

с участием представителя КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» Макаровой С. М. по доверенности № 100 от 25.06.2018

рассмотрев жалобу директора Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» на постановление № Х05-23/2018-09 от 28 апреля 2018 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио. начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания по ХМАО-Югре № Х05-23/2018-09 от 28 апреля 2018 года, юридическое лицо - Казенное учреждение ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» (далее – Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, выразившегося в нарушении использования прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны протоки Деревенская, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Считая данное постановление незаконным и необоснованным, директор Учреждения, обратился в суд с жалобой об отмене постановления.

В обоснование своих доводов указал, что Учреждение не совершало вменяемого правонарушения. В соответствии с подпрограммой VI «Дорожное хозяйство» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы» утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 № 418-п (с последующими изменениями и дополнениями) Учреждение осуществляет устройство и содержание зимних автомобильных дорог и ледовых переправ межмуниципального значения ХМАО-Югры. Выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог и ледовых переправ межмуниципального значения ХМАО-Югры по Ханты-Мансийскому, Кондинскому, Октябрьскому и Советскому районам в зимние периоды 2016-2019 годов, в том числе автозимника п. Междуреченский - п. Кондинское расположенного в Кондинском районе, осуществлялось в рамках заключенного с подрядной организацией АО «Государственная компания «Северавтодор» Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ.

Работы по Государственному контракту выполнялись в соответствии с проектной документацией, разработанной в составе рабочего проекта по оборудованию и содержанию зимней автомобильной дороги пгт. Междуреченский - пгт. Кондинское, на участке км 0.000 - км 86.710, выполненной ООО «ДорСиб» в 2009 году.

Рабочий проект согласован с администрацией Кондинского района ХМАО-Югры, ГИБДД ОМВД России по Кондинскому району ХМАО-Югры, Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры. Рабочим проектом в разделе 3 предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды.

Указывая на необходимость осуществления заявителем согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства административный орган ссылается на статью 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и подпункт «б» пункта 3 «Правил согласования с Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384. В соответствии с указанным федеральным законом и Правилами согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства осуществляется при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности.

В соответствии с ОДН 218.010-98 «Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ», утв. Приказом ФДС Российской Федерации от 26.08.1998 № 228 ледовые переправы – это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников) временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной дороги. Ледовые переправы на автомобильных дорогах организуют в случаях отсутствия мостовых переходов, невозможности устройства паромной переправы в зимний период и при образовании на водных преградах требуемого ледяного покрова.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной регистрации права собственности и других вещных прав (право хозяйственного ведения, право оперативного управления и иных прав) на зимнюю автомобильную дорогу в едином государственном реестре не требуется. Также не требуется проведение госэкспертизы проекта зимних автодорог - поскольку при обустройстве зимних автодорог не производится никаких строительно-монтажных работ.

Поскольку ледовая переправа не обладает признаками индивидуально-определенной вещи, на которую может быть зарегистрировано право, данное сооружение носит временный сезонно-определенный характер и действует в течение нескольких месяцев, как правило, с ноября по март.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Ледовая переправа не обладает признаками «автомобильной дороги» в том понятии, которое определено законом № 257-ФЗ, так как у нее отсутствуют конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).

Таким образом, устройство и содержание ледовой переправы на протоколе Деревенская, расположенной в Кондинском районе ХМАО-Югры (46 км. автозимника п. Междуреченский – п. Кондинское) не оказывает воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Изменение среды обитания объектов животного и растительного мира не выявлено. Доказательства по делу, а также оспариваемое постановление не содержит необходимых сведений, позволяющих установить наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.42 КоАП РФ.

Административный орган не доказал факт воздействия Учреждения на водные биологические ресурсы и среду их обитания, из материалов дела не усматривается противоправное действие заявителя, выразившееся в нарушении специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Учитывая изложенное, заявитель просит суд постановление № Х05-23/2018-09 от 28.04.2018 Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения.

Определением Кондинского районного суда от 03.10.2018 Учреждению восстановлен срок для обжалования постановления № Х05-23/2018-09 от 28.04.2018.

В судебном заседании представитель Учреждения Макарова С. М. доводы жалобы поддержала, просила постановление Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № Х05-23/2018-09 от 28.04.2018 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. Также пояснила, что протока Деревенская является малым водотоком, включена в проект зимней автодороги п. Междуреченский - п. Кондинское. Ледовая переправа не является объектом капитального строительства, согласования на её возведение не требуется.

Представитель Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Макаров В. направил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Выслушав представителя Учреждения, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, составляет использование водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений, хозяйственной и иной деятельности. Объектом посягательства данного правонарушения является охраняемая законом природная среда и правила природопользования.

Как усматривается из материалов дела, поводом для привлечения Учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ послужил факт обнаружения ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Нижнеобского территориального управления использование прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны протоки Деревенская (46 км. автозимника п. Междуреченский – п. Кондинское), а именно обустройство ледовой переправы с нарушением ограничений хозяйственной деятельности без обязательного согласования работ с органом исполнительной власти в области рыболовства – Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и ной деятельности.

Частью 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» закреплено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха, и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно письму ФГБУ «Главрыбвод» от ДД.ММ.ГГГГ протока Деревенская протекает в пойме р. Конда и соединяет протоку Катышкина и протоку Кима, протяженность протоки составляет 8 км., таким образом, водоохранная зона протоки Деревенская составляет 50 метров.

Автором жалобы не оспаривается то обстоятельство, что обустройство ледовой переправы на протоке Деревенская (46 км. автозимника п. Междуреченский – п. Кондинское) было произведено КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог».

Факт совершения Учреждением административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении серия НО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 117-118); объяснением представителя Учреждения Т., который пояснил, что Учреждение согласования на производство работ по ледовой переправе на протоке Деревенская (46 км автозимника) с Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству не делало, заказчиком по строительству автозимника «п. Междуреченский - п. Кондинское» является Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (л.д. 125-126); актом осмотра места совершения административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на 46 км. автозимника «п. Междуреченский - п. Кондинское» полотно автозимника пересекает протоку Деревенская. В середине переправы в русле находится водопропускная труба диаметром 1100 см, которая засыпана песчаным грунтом (л.д. 128-138); государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ между Казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» и АО ГК «Северавтодор» (л.д. 150-169); согласованием от ДД.ММ.ГГГГ размещение объекта по материалам проекта «Ледовая переправа через р. Конда автозимника «п. Междуреченский - п. Кондинское» в Кондинском районе» (л.д. 147-149); письмом ФГБУ «Главрыбвод», согласно которому протока Деревенская протекает в пойме р. Конда, соединяет протоку Катышкина и протоку Кима; протяженность протоки 8 км, водоохранная зона протоки составляет 50 метров. В соответствии с Приказом Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2007 № 818 рекомендуема вторая рыбохозяйственная категория (л.д. 171-172); иными материалами дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заилевания указанных водных и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Из данных определений следует, что ледовая переправа, сооруженная по льду протоки между её берегами, проходит по территориям, примыкающим к береговым линиям протоки, которые являются водоохранными зонами.

В силу частей 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов, при осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Пунктом 4 названных Правил установлено, что юридические лица для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.

Согласно пунктам 4, 4.2 Инструкции по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ ОДН 218.010-98, (утв. Приказом ФДС РФ от 26.08.1998 № 228) на каждую ледовую переправу должна быть разработана вся необходимая для её строительства и последующей эксплуатации проектная документация. Проектную документацию на строительство ледовых переправ необходимо согласовывать: с территориальными органами Госкомэкологии и рыбоохраны; с территориальными органами по водному хозяйству Министерства природных ресурсов Российской Федерации; на судоходных реках с техническими участками бассейнового управления пути.

Из представленных материалов следует, что обустройство ледовой переправы на протоке Деревенская в Кондинском районе (46 км. автозимника п. Междуреченский – п. Кондинское) осуществлено с нарушением ограничений хозяйственной деятельности без обязательного согласования работ с органом исполнительной власти в области рыболовства – Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Таким образом, в действиях Учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ.

Довод представителя учреждения об отсутствии события правонарушения, а также о том, что устройство и содержание ледовой переправы на протоке Деревенская, расположенной в Кондинском районе ХМАО-Югры (46 км. автозимника п. Междуреченский – п. Кондинское) не оказывает воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, судом не принимаются, поскольку объективную сторону инкриминируемого правонарушения составляет использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений, хозяйственной и иной деятельности.

При этом не имеет значения, какие объекты временные или постоянные возводятся в водоохранной зоне, важен сам факт осуществления хозяйственной деятельности в водоохранной зоне водного объекта, что было установлено сотрудниками Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству и нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Действующим законодательством специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности установлен в водоохранной зоне каждого водного объекта. Поэтому, осуществление хозяйственной деятельности в водоохранной зоне каждого водного объекта подлежит согласованию с Федеральным агентством по рыболовству.

Кроме того, Учреждение привлечено к административной ответственности не за нанесение вреда биологическим ресурсам водного объекта и среде их обитания, а за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Административное наказание назначено Учреждению в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.42 КоАП РФ.

Обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ по делу не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от 28 апреля 2018 года № Х05-23/2018-09 в отношении Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья: Р. В. Назарук