ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-128/20 от 14.12.2020 Мытищинского городского суда (Московская область)

Адм. дело № 12-128/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 декабря 2020 года г. Мытищи Московской области

Судья Мытищинского городского суда Московской области Офтаева Э.Ю., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление №08ОГ/07-2215-22-7-2019 от 03.12.2019 года, которым должностное лицо - заместитель директора по экономической части МУП «Жилищное хозяйство» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Республики Карелия, гражданка РФ, зарегистрированная и проживающая по адресу – <адрес>, была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №08ОГ/07-2215-22-7-2019 03.12.2019 года, вынесенным заместителем заместителя руководителя ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» ФИО2 должностное лицо - заместитель директора по экономической части МУП «Жилищное хозяйство» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при обстоятельствах, указанных в постановлении и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

ФИО1 обратилась в Мытищинский городской суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав следующее.

МУП «Жилищное хозяйство» является управляющей организацией многоквартирного дома №86 к.2 по Новомытищинскому проспекту г. Мытищи Московской области на основании протокола общего собрания собственников помещений от 23 октября 2013 года в многоквартирном доме и действует в рамках Договора управления, заключённого с Собственниками и утверждённого на общем собрании собственников. Предметом Договора управления является выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом по поручению Собственников за плату.

Согласно ч. 4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 2.5 Договора управления перечень таких работ и услуг определён Приложением № 3 к настоящему договору. В состав работ включаются работы по уборке земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и которым Собственники фактически пользуются. Так же с п. 3.1.2 Договора управления определено: «Управляющая организация за счёт средств Собственников помещений в многоквартирном доме обязуется обеспечивать содержание комплекса недвижимого имущества, включающего многоквартирный дом с инженерным оборудованием и придомовую территорию с элементами благоустройства в соответствии с требованиями действующих Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда с учётом нормативов, износа дома и фактически полученных средств от Собственников». В свою очередь, в соответствии с п.3.3.34 Договора управления Собственники обязаны: «нести расходы по жилищно-коммунальному обслуживанию помещения «Собственника», содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, а так же нести прочие расходы предусмотренные настоящим Договором и/или решениями общих собраний «Собственников» многоквартирного дома путём внесения ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за текущим, платы в полном объёме:

-за содержание и текущий ремонт жилищного фонда ( т.е по покрытию необходимых затрат по благоустройству и обеспечению санитарного состояния многоквартирного дома и придомовой территории, в т.ч. по уборке мест общего пользования и придомовой территории, содержанию и освещению мест общего пользования, электроснабжению и теплоснабжению мест общего пользования, дезинфекции и дератизации, очистке дымоходов, по ремонту конструктивных элементов дома и по другим обязательным работам на основании ставок утверждённых в установленном порядке органами местного самоуправления или утверждённых решением общего собрания собственников с учётом предложений Управляющей организации МУП «Жилищное хозяйство»».

Так же, согласно п. 7 ст.156 ЖК РФ размер платы за жилое помещение определяется на общем собрании собственников с учётом предложений Управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Земельный участок по адресу №86 к.2 по Новомытищинскому проспекту, г. Мытищи не имеет кадастрового паспорта, соответственно граница придомовой территории определяется на основании ст. 69.1 Закон Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области", размеры прилегающей территории к многоквартирным домам, под которыми образованы земельные участки, не могут превышать 5 метров.

Жителями и собственниками многоквартирного жилого дома за заявленный период не оспаривалась площадь используемой и убираемой территории Управляющей организаиией МУП «Жилищное хозяйство».

Доводы в постановлении сводятся лишь к тому, что МУП «Жилищное хозяйство» не вправе начислять плату за уборку придомовой территории в связи с тем, что земельный участок при доме не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт. Но, в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники фактически пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Факт пользования земельным участком подтверждается обращением одним из собственников многоквартирного жилого дома направленного в электронной форме в адрес МУП «Жилищное хозяйство» от 11.06.2019г. с просьбой организовать открытие крана для полива газонных насаждений.

Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

Размер платы за содержание придомовой территории, утверждённый Решением Совета Депутатов г.о. Мытищи МО № 56/7 от 23.05.2019г. и составляющий ставку 4,46 руб. кв.м в месяц, обеспечивает в полном объёме затраты по организации работ следующего размера территории. Объём убираемой территории составляет 1 521,4 кв.м, согласно схеме уборки, из которой усовершенствованное покрытие 1 класса - 712 кв.м, газон -589 кв.м., отмостка - 206 кв.м, ступени и площадки перед подъездами - 14,4 кв.м, с учётом норм ст. 69.1 Закона МО № 191 «О благоустройстве в Московской области».

В свою очередь, собственники не исполнили свою обязанность по утверждению перечня работ, их периодичности и стоимости необходимых для исполнения договора управления на очередной год, не направили определенные указания в адрес Управляющей организации по определению конкретных видов работ.

Часть 3 статьи 156 ЖК РФ устанавливает: «размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Соответственно, плата за содержание жилого помещения в отношении МКД № 86 корп. 2 по Новомытищинскому проспекту применяется в соответствии с Решением Совета Депутатов г.о. Мытищи МО № 56/7 от 23.05.2019 г., а так же на основании договора управления, в котором п. 3.3.34 установлено, что собственники обязаны нести расходы по содержанию жилого помещения, в т. ч. по уборке придомовой территории.

Заявлений от собственников за период с 01 июля 2019 г по настоящее время, а так же Протоколов общих собраний собственников с решением о том, что требуется прекратить производство работ по уборке придомовой территории в адрес МУП «Жилищное хозяйство» не поступали. Следовательно, действуя в рамках Договора управления, а так же в целях исполнения Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" МУП «Жилищное хозяйство» выполняло работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом надлежащим образом, что подтверждается отсутствием жалоб со стороны собственников а так же актами сдачи-приёмки работ с подрядной организацией АО «Спецремтранс», выполняющей такие работы по договору. То есть, управляющая организация МУП «Жилищное хозяйство» понесла в оспариваемом периоде определённые затраты в целях выполнения обязанностей по договору управления многоквартирным жилым домом, так с 01.06.2019 года сумма понесённых затрат составила 168 601, 38 в т.ч. НДС 20%.

Из ст. 36 и ст.39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, следует, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч.2 ст. 39 ЖК РФ).

Собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

Все работы по уборке земельного участка, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный дом, выполняются подрядной организацией АО «Спецремтранс» в полном объёме, о чем свидетельствует Акт сдачи-приёмки работ.

В судебное заседание ФИО1 не явилась. Была извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представила, суд на основании ч.2 ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Представитель ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы. Суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствии указанного лица.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Объективная сторона выражается в действии, заключающемся в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.

Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Как следует из материалов дела в ходе проведения внеплановой документарной проверки 20.11.2019 г. в 15 час. 00 МИН. адресу: Московская область, г.о. Мытищи. Новомытишинский пр-т. д. 86. корп.2. установлено, что заместителем директора по экономической части МУП «Жилищное хозяйство» ФИО1, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенном по адресу: <...>. корп. 2, в соответствии с реестром лицензий Московской области по результатам общих собраний собственников помещений, допущено нарушение лицензионных требований, предусмотренное п.п.«б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110, п.п. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 (далее — Правила № 416) (в части начислений обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества). Также в ходе проверки установлено, что границы земельного участка (придомовой территории), на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <...>, не определены. Данные государственного кадастрового учета земельного участка (придомовой территории) указанного многоквартирного жилого дома отсутствуют.

В соответствии с п 7 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищным кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно ч. 4 ст.158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Учитывая изложенное, а также ввиду того, что на 01.07.2019 года собственниками не принято решение о выборе размера платы за содержание помещения, в период с 01.07.2019 года по настоящее время в вышеуказанном многоквартирном доме применяется размер платы за содержание помещения, утвержденный Решением совета депутатов городского округа Мытищи от 23.05.2019 №56/7.

Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения (как жилого, так и нежилого) в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно п. 4 ч, 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве обшей долевой собственности общее имуществе в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п.п. е п. 2 главы I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Одновременно, в соответствии с п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.13 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Таким образом, начисление платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, с 01.07.2019 должно производиться без учета услуги «уборка мест придомовой территории».

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вина ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются: распоряжением от 04.11.2019 года о проведении проверки, актом проверки от 20.11.2019 года, протоколом об административном правонарушении от 20.11.2019 года.

Собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку должностного лица в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствуют о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы должностного лица о виновности ФИО1 в совершении данного административного правонарушения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения опровергаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, и не влияют на правильность постановления должностного лица и поэтому не могут служить основанием для его отмены.

Обстоятельства, на основании которых должностное лицо обосновало свои выводы, приведенные в постановлении, доказательства и их оценка являются достаточными для признания виновности ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения, поэтому нет оснований к отмене постановления должностного лица.

Административное наказание назначено с учетом требований ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с санкцией ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания, должностным лицом учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы ФИО1 – отказать.

Постановление заместителя руководителя ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» от 03 декабря 2019 года ФИО2 о признании заместителя директора по экономической части МУП «Жилищное хозяйство» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.2-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в Московский областной суд Московской области.

Судья Э.Ю.Офтаева