ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-128/2016 от 18.11.2016 Северского районного суда (Краснодарский край)

дело <...>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская Краснодарского края 18 ноября 2016 года

Судья Северского районного суда Краснодарского края Таран А.О.,

при секретаре Проскуряковой И.М.,

с участием представителей ООО «Афипский НПЗ» ФИО1,

действующей на основании доверенности №179анпз/16 от 24.08.2016 г.,

ФИО2,

действующего на основании доверенности №3анпз/16 от 11.01.2016 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) №05-89-316-П-2 от 16.08.2016 года о привлечении ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,

установил:

Представитель ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» ФИО1 обратилась в Северский районный суд Краснодарского края с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) №05-89-316-П-2 от 16.08.2016 г. о привлечении ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 495 000 рублей, в которой просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление.

В обоснование заявленного требования указано, что в действиях ООО «Афипский НПЗ» отсутствует состав вменяемого правонарушения, обществом соблюдаются все требования законодательства в области охраны окружающей среды и условия лицензии. Кроме того, общество полагает, что Управление не имело права проводить плановую выездную проверку в рамках согласованной с органами прокуратуры документарной проверки

В судебном заседании представители ООО «Афипский НПЗ» ФИО1 и ФИО2 настаивали на удовлетворении жалобы, просили признать незаконным и отменить оспариваемое постановление №05-89-316-П-2 от 16.08.2016 г. как несоответствующее требованиям законодательства РФ.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике ФИО3 ФИО4 в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также отзыв на жалобу, содержащий возражения против удовлетворения заявленных требований.

Судья, выслушав представителей ООО «Афипский НПЗ», обсудив доводы жалобы, изучив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующему:

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Росприроднадзор) была проведена документарная, а впоследствии и выездная проверка деятельности ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод», по результатам которых Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении ООО «Афипский НПЗ» вынесены: акт проверки № 05-99-63-П от 11.07.2016 г. (по документарной проверке) и акт проверки №05-99-63-П-1 от 01.08.2016 г. (по выездной проверке). (т.1 л.д. 39-61) Нарушения, зафиксированные в акте плановой выездной проверки, также отражены в протоколе об административном правонарушении от 09.08.2016 г. № 05-89-316-П. (т.1 л.д. 13-18)

Постановлением от №05-89-316-П-2 от 16.08.2016 г. ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 495 000 руб. (т.1 л.д. 6-11)

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с Приказом от 29.10.2015 г. № 01.04/665 (в редакции приказа от 29.12.2015 г. 01.04/869) «Об утверждении плана контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея на 2016 г.», размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» - в 2016 год было запланировано проведение в отношении ООО «Афипский НПЗ» плановой документарной проверки. Данная плановая документарная проверка была проведена Управлением на основании распоряжения от 18 мая 2016 г. №01-04-19/152. (т.1 л.д. 25-36)

В рамках плановой документарной проверки у общества был запрошен пакет документов для проведения плановой документарной проверки по вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, что подтверждается приложением №1 к распоряжению (тех.заданием)

Во исполнение указанного требования контролирующего органа в рамках документарной проверки ООО «Афипский НПЗ» направило указанные в техническом задании документы в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) в полном объеме по описи копий документов от 15.06.2016 №22-3530 (вх. 03/1224 от 16.07.2016). (т.1 л.д. 62-74) Дополнительных запросов документов в рамках проводимой документарной проверки от Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не поступало, что Управлением не оспорено. Указанное обстоятельство подтверждает достаточность представленных материалов для целей и задач, проводимой документарной проверки. Нарушений при проведении документарной проверки не установлено.

Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка в отношении ООО «Афипский НПЗ» была проведена с 12.07.2016г. по 15.07.2016г. на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) от 06.07.2016 г. №01-04-19/182. (т.1 л.д. 19-22) «Целью проведения плановой выездной проверки является «исполнение ежегодного плана проверок на 2016г., утвержденного Приказом от 29.10.2015г №01.04/655 (в редакции приказа от 29.12.2015г №01.04/869) и служебная записка от 04.06.2016г о выдаче Распоряжения о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Афипский НПЗ» с целью осуществления действий по отбору образцов проб промышленных сточных вод и почвы, как объектов окружающей среды для проведения экспертиз и расследований, направленных на установление соответствия установленных правовых актов и (или) обязательных требований; осмотра территории по соблюдению условий временного накопления отходов производства и потребления, отбора проб отходов, образующихся на предприятии в целях установления определенного класса опасности определенным видам отходов; осуществления действий по отбору проб промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предмет соответствия предельно допустимым концентрациям в соответствии с разрешением на выброс, проверке исполнения требований законодательства в части ограничений по первому поясу строго режима зон санитарной охраны».

В п. №11 распоряжения от 06.07.2016г. №01-04-19/182 указывается на отсутствие необходимости предоставления документов, предоставления которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей проверки.

11.07.2016г ООО «Афипский НПЗ» было получено письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) №0102/05/5811 от 11.07.2016г. о проведении плановой выездной проверки с 12.07.2016г. по 15.07.2016г. для осуществления отбора проб и образцов почв, отходов, сбросов в водные объекты, а также выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно п.11 ст.9 ФЗ-294 от 26.12.2008 г. при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном ст.11 и 12 настоящего Федерального Закона.

При этом, ст. 11 Закона предусматривает порядок проведения плановой документарной проверки, ст. 12- плановой выездной проверки.

Пункт 4 ст.11 ФЗ-294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

Пунктом 10 ст.11 ФЗ-294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку».

Из содержания указанных норм закона следует, что согласованию в установленном законом порядке с органами прокуратуры подлежат как плановые документарные так и плановые выездные проверки. Проведение плановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея с органами прокуратуры не согласовано.

Таким образом, судья приходит к выводу, что у Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) не было оснований для проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Афипский НПЗ» в рамках согласованной Генеральной прокуратурой РФ документарной проверки. Кроме того, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) также не представило фактических данных, обосновывающих необходимость проведения плановой выездной проверки после документальной.

Следовательно, акт плановой выездной проверки от 01.08.2016 г. не может быть положен в основу доказательственной базы по делу в силу требований ч. 1 и 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

Также судья приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 7.3. КоАП РФ на основании следующего:

В оспариваемом постановлении №05-89-316-П-2 от 16.08.2016 г. содержится указание на то, что «ООО «Афипский НПЗ» при эксплуатации участка недр месторождения пресных подземных вод нарушен п.5 лицензионного соглашения об условиях пользования участком недр, требование технического проекта разработки месторождения пресных подземных вод водозабора №1 и №2 в части обустройства устьев водозаборных скважин специальным оборудованием для замеров уровней пресных подземных вод».

Из материалов дела следует, что ООО «Афипский НПЗ» является держателем лицензии на недропользование КРД 02455 ВЭ от 02.03.2005. Срок действия лицензии до 2028 г. Суточный объем добычи воды составляет 10070 м3.

В соответствии с требованиями п.5 лицензии и ФЗ-27 от 3.03.1995 «О недрах» разработан Проект организации и ведения мониторинга подземных водозаборов ООО «Афипский НПЗ». Данный проект согласован Руководителем управления по недропользованию по Краснодарскому краю ФИО5 Проект мониторинга является неотъемлемой частью лицензии на недропользование. Проект мониторинга составлен на длительный срок его применения, если не требуется резкого увеличения производительности водозабора. Целью проекта является охрана подземных вод от загрязнения и истощения, соблюдение мероприятий по зонам санитарной охраны, контроль за соблюдением лицензионных требований.

На балансе предприятия находится 21 скважина на 2-х водозаборах. Все скважины оборудованы приборами учета (водомерные счетчики). Добыча воды ведется из 2-х водоносных комплексов – верхнеплиоценового и киммерийского. Разделом 7.3 «Схема размещения и оборудования (обустройство) наблюдательной сети» указывается какие из существующих скважин необходимо взять в качестве наблюдательных. Согласно проекту, под наблюдения рекомендуется взять эксплуатационные скважины водозабора. Наблюдения за уровнями воды по фланговым и центральным скважинам линейных водозаборов - это обязательное условия ведения мониторинга на централизованных водозаборах. Вместе с тем, по киммерийскому водоносному комплексу достаточно регулярно вести наблюдения по одной скважине №65627/9а, по второй - №65613/2а можно эпизодически мерить уровень.

Таким образом, в системе мониторинга по уровнённому режиму должно находиться 8 скважин.

Материалами дела подтверждается, что на всех рекомендованных к ведению мониторинга скважинах установлены пьезометрические трубки для мониторинга уровня подземных вод. На основании проводимых измерений ведется «Журнал учета водопотребления средствами измерения» и «Журнал наблюдения за уровнем и температурой подземных вод на скважинах водозаборов №1 и №2».

Кроме того, ООО «Афипский НПЗ» разработан «Технический проект разработки месторождения пресных подземных вод водозаборами №1 и №2». Проект разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

На данный проект получено согласование Управления по недропользованию Краснодарского края, в котором указывается, что проект составлен в соответствии с требованиями нормативных документов и природоохранного законодательства, содержит необходимые данные для осуществления добычи подземных вод. Данным проектом также указывается на необходимость ведения мониторинга по 8-ми скважинам оборудованными пьезометрический трубками.

Таким образом, ООО «Афипский НПЗ» производит работы по мониторингу подземных водозаборных скважин в соответствии с утверждёнными «Проектом организации и ведения мониторинга подземных скважин», 2009 г. и «Техническим проектом разработки месторождения пресных подземных вод водозаборами №1 и №2 ООО «Афипский НПЗ», 2011 г. Нарушения лицензионных требований и условий со стороны ООО «Афипский НПЗ» не допущено.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) не доказаны изложенные в оспариваемом постановлении и в отзыве на жалобу факты нарушения ООО «Афипский НПЗ» требований законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований, а также лицензионных требований и условий.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) № 05-89-316-П-2 от 16.08.2016 г. о привлечении ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» – прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу представителя ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) №05-89-316-П-2 от 16.08.2016 года о привлечении ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ – удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея (Росприроднадзор) №05-89-316-П-2 от 16.08.2016 г. о привлечении ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ -прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.О. Таран