дело №12-128/2018
РЕШЕНИЕ
18 апреля 2018 года г.Уфа
Судья Демского районный суд <адрес> Республики Башкортостан Зубаирова С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу САА на постановление инспектора по ИАЗ ПДПС ГИБДД УВД <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.12.15 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора по ИАЗ ПДПС ГИБДД УВД <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГСАА признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.15 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 200 рублей за то, что ДД.ММ.ГГГГСАА, управляя транспортным средством <данные изъяты> госномер № следуя по <адрес> допустил выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, чем нарушил п.9.1 ПДД РФ.
Не согласившись с данным постановлением, САА обратился в суд с жалобой, указав, что при составлении протокола об административном правонарушении он не присутствовал, о дате и времени его составления извещен не был, копия протокола ему не вручалась и по почте не направлялась. Дело об административном правонарушении рассмотрено также в отсутствие САА, не извещенного о дате и времени рассмотрения дела. Права и обязанности САА не разъяснялись.
САА также указывает, что ДД.ММ.ГГГГ около 23.00 часов он управлял автомобилем <данные изъяты> госномер № ехал по <адрес>, посмотрел в обе стсороны дороги, повернул налево в сторону <адрес> и в следующее мгновение увидел на расстоянии 2-3 метров автомобиль <данные изъяты> госномер № без включенных фар ближнего света, аварийных или габаритных огней, после чего произошло столкновение. Данные обстоятельства могут подтвердить свидетели.
Заявитель просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по административному делу прекратить за отсутствием в его действиях состава правонарушения.
САА в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит ее удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Республики Башкортостан ЗСА оставила решение по жалобе на усмотрение суда.
Выслушав САА, представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Республики Башкортостан изучив доводы жалобы, материалы административного дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Обжалуемое постановление не содержит сведений о вручении его копии САА В постановлении указано, что его копия направлена по почте.
Согласно ответу Полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по <адрес> на судебный запрос о предоставлении административного материала, срок хранения административных материалов по дорожно-транспортным происшествиям составляет три года.
Кумертауским межрайонным судом Республики Башкортостан по запросу Демского районного суда <адрес> представлена копия административного материала по факту ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ с участием САА, имеющаяся в материалах гражданского дела №, рассмотренного Кумертауским межрайонным судом Республики Башкортостан.
Таким образом, исследовать подлинный административный материал с целью проверки направления копии обжалуемого постановления, не представляется возможным.
Заявитель указывает, что получил копию обжалуемого постановления ДД.ММ.ГГГГ указанные доводы не опровергнуты. Жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, жалоба подлежит рассмотрению как поданная в установленный законом срок.
В соответствии с ч.2 ст.12.15 КоАП РФ, (в редакции на момент совершения правонарушения), нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней - влечет наложение административного штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, (в редакции на момент совершения правонарушения), выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев.
Согласно п.9.1 Правил дорожного движения, утв. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (в редакции на момент совершения правонарушения), Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Согласно представленной копии постановления № от ДД.ММ.ГГГГСАА допустил выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за что был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.12.15 КоАП РФ.
Между тем, действия САА были неправильно квалифицированы по ч.2 ст.12.15 КоАП РФ, поскольку данная норма устанавливала ответственность за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.При изложенных обстоятельствах следует признать, что при вынесении обжалуемого постановления допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Копия протокола об административном правонарушении не содержит сведений о том, что САА присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении и ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, подпись САА в указанном протоколе отсутствует. Доказательств извещения САА о составлении протокола, вручения ему копии протокола суду не представлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствие САА При этом, копии материалов административного дела не содержат каких-либо доказательств о получении им уведомления о дате рассмотрения дела об административном правонарушении.
Между тем, в соответствии со ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, следует признать, что данные нарушения порядка привлечения САА к административной ответственности носят существенный характер, поскольку последний был лишен возможности знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для признания незаконным и отмене обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление инспектора по ИАЗ ПДПС ГИБДД УВД <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении САА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы в Демском районном суде <адрес> жалобы САА срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление инспектора по ИАЗ ПДПС ГИБДД УВД г<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении САА к административной ответственности по ст.12.15 ч.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня получения копии решения.
согласовано судья Зубаирова С.С.