ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-128/2021 от 12.05.2022 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Беджашева В.И. № 7-156/2022

(I инст 12-128/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

12.05.2022 г. Майкоп

Судья Верховного суда Республики Адыгея Хапачева Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе директора Общества с ограниченной ответственность «СБСВ-Ключавто» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением № 03-23-771-П-3 от 23.04.2021 старшего государственного инспектора Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 директор ООО «СБСВ-Ключавто» ФИО1 (далее - Общество) привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Решением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 26.10.2021 постановление № 23-771-П-3 от 23.04.2021 о привлечении директора ООО «СБСВ-Ключавто» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ отменено, а производство прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения.

В жалобе, поданной на невступившее в законную силу решение судьи Тахтамукайского районного суда от 26.10.2021 лицо, вынесшее постановление о привлечении директора Общества ФИО1 – старший государственный инспектор Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2, просит указанное решение отменить, направив дело на новое рассмотрение.

В обосновании жалобы указывает на то, что на момент привлечения ФИО1 Общество не состояло в едином реестре малого и среднего предпринимательства, ввиду чего обязано было внести квартальные авансовые платежи в установленные законом сроки.

В судебное заседание должностное лицо Южного межрегионального управления Росприроднадзора, извещенное надлежащим образом о месте, времени и дате судебного заседания, не явилось, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Директор ООО «СБСВ-Ключавто» ФИО1 почтовую корреспонденцию по указанному им адресу в жалобе не получил дважды, по указанному номеру телефона не отвечал.

Судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 16.1 данного Федерального закона, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Как следует из материалов дела, 26.03.2021 в 11 часов 00 минут старшим государственным инспектором Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 установлено, что должностным лицом – директором ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО СЕРВИС» ФИО1 не внесены квартальные авансовые платежи за 1,2,3 кварталы 2019 года за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16.4 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 «Об охране окружающей среды» лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения директора ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО СЕРВИС» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.

Отменяя постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 №03-23-771-П-3 от 23.04.2021, суд первой нижестоящей инстанции исходил из того, что фактически Общество имеет признаки того, что оно относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и имеется основания для включения его в соответствующий реестр, вследствие чего на указанное Общество не распространяется обязанность вносить квартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20-ого числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала отчетного периода.

Однако, суд вышестоящей инстанции приходит к тому, что вывод судьи нижестоящей инстанции об отсутствии события административного правонарушения является безосновательными и преждевременными, им допущено нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела, Общество 10.08.2019 исключено из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, о чем свидетельствуют данные на официальном сайте Федеральной налоговой службы России.

Довод привлекаемого лица о том, что сведения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства вносятся с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года за предшествующий год, не состоятелен.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество включено в указанный реестр судом нижестоящей и вышестоящей инстанции не установлено.

В связи с этим, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности постановления № 03-23-771-П-3 от 23.04.2021 старшего государственного инспектора Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду чего решение Тахтамукайского районного суда от 24.01.2022 подлежит отмене.

Вместе с тем, годичный срок давности привлечения директора Общества ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел на момент вынесения решения судьей в Верховного суда Республики Адыгея истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу, в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо.

Возможность устранения допущенного судьей районного суда нарушения требований закона путем возвращения дела на новое рассмотрение в районный суд исключена.

В силу требований статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы, состоявшийся по делу судебный акт признан незаконными и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в районный суд невозможно, постановление № 03-23-771-П-3 от 23.04.2021 старшего государственного инспектора Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения директора ООО «СБСВ-Ключавто» ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление № 03-23-771-П-3 от 23.04.2021 старшего государственного инспектора Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2, о привлечении директора Общества с ограниченной ответственностью «СБСВ-Ключавто» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей и решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 26.10.2021, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея - Р.А. Хапачева

Судья Верховного суда

Республики Адыгея Р.А. Хапачева