ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-128/2021 от 26.05.2021 Братского городского суда (Иркутская область)

УИН 38MS0045-01-2021-000895-53

РЕШЕНИЕ

г. Братск 26 мая 2021 года

Судья Братского городского суда Иркутской области Павлова Т.А., в помещении Братского городского суда Иркутской области, расположенного по адресу: 665717, <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-128/2021 по жалобе главного государственного инспектора Братского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 46 Центрального района г. Братска Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 45 Центрального района г. Братска Иркутской области, от 01.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 46 Центрального района г. Братска Иркутской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 45 Центрального района г. Братска Иркутской области, от 01.04.2021 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Так же указано, что изъятое орудие добычи (вылова) ВБР сеть сети жилка, белого цвета, ячеи 30 мм, высотой 1 м, длиной 35 м, в количестве одной штуки, хранящейся в Братском межрайонном отделе контроля, надзора и рыбоохраны по адресу: 665708, <...>, подлежит уничтожению.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, главный государственный инспектор Братского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны ФИО1 подал жалобу, в обоснование которой указал, что решение незаконно и необоснованно в части возложения обязанности по уничтожению конфискованных орудиях лова и предметов совершения административного правонарушения - ставной сети китайского производства ячея 30 мм длиной 35 метров на Братский межрайонный отдел контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

Как установлено материалами дела, 22.02.2021 в 12-20 час. в заливе Братского водохранилища р. Ока, з. Дунаевка, гражданин ФИО2 осуществлял лов рыбы на водоеме высшей рыбохозяйственной категории в границах Братского района запрещенным к применению орудием лова - сетями жилковыми, в количестве 1 (одной) штуки, ячеей 30 мм, длиной 35 метров. Указанными действиями ФИО2 нарушены требования, предусмотренные ст. 33.1 абзац 2 Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства от 24.04.2020 № 226, согласно при любительском и спортивном рыболовстве запрещается применение сетей всех типов.

В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения рыболовства: запрет (закрытие) рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов; виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов; размер ячеи, размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», позиции Пленума Верховного Суда РФ, выраженной в постановлении от 23.11.2010 № 27, находящиеся в противоправном владении правонарушителя водные биоресурсы, продукты их переработки, а также орудия незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов подлежат безвозмездному изъятию или конфискации.

Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 694 "Об утверждении перечня запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов", в котором под кодами 5608 11 200 и 5608 11 800 0 значатся:

- готовые рыболовные сети узловые, произведенные машинным или ручным способом из синтетических нейлоновых или прочих полиамидных мононитей с диаметром нитей менее 0,5 мм и размерами ячеи менее 100 мм (размер конструктивного шага ячеи менее 50 мм);

- готовые рыболовные сети узловые, произведенные машинным или ручным способом из прочих синтетических мононитей с диаметром нитей менее 0,5 мм и размерами ячеи менее 100 мм (размер конструктивного шага ячеи менее 50 мм).

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 02.02.2010 № 42 "Об уничтожении запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов" запрещенные орудия добычи (вылова) водных биоресурсов с копией судебного решения об их обращении в собственность государства передаются Федеральному агентству по управлению государственным имуществом для уничтожения в порядке, установленном Постановлением Российской Федерации от 29.05.2003г. № 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства".

В соответствии с ч. 1 ст. 32.4 КоАП РФ исполнение постановления суда о конфискации орудия совершения административного правонарушения возлагается на судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном федеральным законом. Положения, регламентирующие уничтожение рыболовных сетей должностными лицами территориального управления Росрыболовства, в нормативных актах отсутствуют.

Просит отменить решение в части возложения на Братский межрайонный отдел контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству обязанности по уничтожению конфискованного имущества - сетей китайского производства в количестве 1 штуки, ячеей 30 мм, длиной 35 метров.

На рассмотрение жалобы главный государственный инспектора Братского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны ФИО1 не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, согласно заявлению просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

На рассмотрение жалобы ФИО2 не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу подлежащей частичному удовлетворению.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Статьей 26 указанного Федерального закона установлены ограничения рыболовства. Так, согласно п. 4 и 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения рыболовства, в том числе виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов; размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 ФЗ РФ от 20.12.2004 № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Частью 2 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

По смыслу приведенных правовых норм следует, что лица, осуществляющие рыболовство, обязаны соблюдать правила добычи (вылова) водных биоресурсов, соблюдать все требования, предъявляемые к порядку организации и проведения данного вида деятельности.

В силу п. 31 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.04.2020 № 226 «Об утверждении правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна» запрещается осуществление любительского и спортивного рыболовства всех типов водных ресурсов в районах, запретных для промышленного рыболовства в соответствии с пунктом 16 Правил рыболовства, за исключением Иркутского и Богучанского водохранилищ, Баргузинского залива озера Байкал, а также рек бассейна реки Ангара; в запретные сроки (периоды), установленные для промышленного рыболовства в соответствии с пунктом 17, за исключением применения удочек всех систем и наименований, не более одной удочки у гражданина с количеством крючков (одинарного, двойника либо тройника) не более 2 штук с берега без использования плавучих средств, а также с ледового покрова водного объекта рыбохозяйственного значения.

В силу ст. 33.1 Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства от 24.04.2020 № 226, запрещен лов рыбы сетями всех типов.

Материалами дела установлено, что 22.02.2021 в 12-20 час. ФИО2, находясь в з. «Дунаевка» р. Ока Братского водохранилища, в административных границах г. Братска Иркутской области, в нарушение абз. 2 ст. 33.1 Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства от 24.04.2020 № 226, осуществлял выборку ставной рыболовной жилковой сети, белого цвета, ячеей 30 мм, высотой 1 м, длиной 35 м, с применением пешни, лопаты, проволоки, веревок на расстоянии около 100 метров от берега, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении; картой-схемой к протоколу, на котором зафиксировано место совершения правонарушения; проколом изъятия; актом об уничтожении безвозмездно изъятых водных биологических ресурсов; расчетом причиненного ущерба.

Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств является достаточной для вывода о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ. Законность при применении мер административного принуждения не нарушена. ФИО2 привлечен к административной ответственности с соблюдением установленного процессуальными нормами порядка.

В жалобе заявитель ссылается на то, что постановлением мирового судьи изъятое орудие добычи (вылова) ВБР сеть сети жилка белого цвета, ячеей 30 мм, высотой 1 м, длиной 35 м, в количестве одной штуки, хранящейся в Братском межрайонном отделе контроля, надзора и рыбоохраны по адресу: 665708, <...>, подлежит уничтожению, при этом положения, регламентирующие уничтожение рыболовных сетей должностными лицами территориального управления Росрыболовства, в нормативных актах отсутствуют.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ изъятие вещей и документов относится к числу мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемых уполномоченным лицом в пределах своей компетенции в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Изъятие вещей и документов осуществляется и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 27.10 КоАП РФ.

По настоящему делу об административном правонарушении данная мера обеспечения производства по делу была применена.

22.02.2021 должностным лицом административного органа были изъяты орудия вылова водных биологических ресурсов.

Санкцией ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ для граждан предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Установленное санкцией данной нормы дополнительное наказание в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения является альтернативным. ФИО2 такое дополнительное наказание назначено не было.

Так, исходя из положений ст. 27.10 КоАП РФ, изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, до рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведений, которые позволяли бы отнести изъятое орудие вылова водных биологических ресурсов - сеть жилковую, белого цвета, ячеей 30 мм, высотой 1 м, длиной 35 м, к вещам, изъятым из оборота, не имеется.

Ссылка заявителя жалобы на постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 694 "Об утверждении перечня запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов" необоснованна, поскольку в рамках данного дела об административном правонарушении факт ввоза на территорию РФ изъятых у ФИО2 сетей не устанавливался, установить полное соответствие изъятой сети критериям, указанным в постановлении № 694 также не предоставляется возможным. В связи с чем, доводы жалобы о том, что указанное орудие вылова водных биологических ресурсов подлежит конфискации, объективно ничем не подтверждены.

Как указано в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, наряду с основным наказанием в виде административного штрафа установлена возможность назначения дополнительного наказания в виде конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения (не изъятых из оборота вещей, использованных или предназначенных для использования любым способом, целиком или частично, для совершения административного правонарушения). При этом санкцией части 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрено дополнительное административное наказание в виде конфискации судна и других орудий (например, удочек, спиннингов, сетей, неводов, тралов, ловушек), используемых исключительно для добычи (вылова) водных биоресурсов, то есть изъятия таких ресурсов из среды обитания.

Исходя из положений ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ административное наказание в виде конфискации судна и орудия совершения административного правонарушения (орудия добычи (вылова) водных биоресурсов) может быть назначено только собственнику такого имущества, признанному виновным в совершении административного правонарушения.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" суда и орудия незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов подлежат безвозмездному изъятию или в случае установления их собственника конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Если в судебном заседании подтвержден факт осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов с нарушением правил и (или) требований, регламентирующих рыболовство, и собственник судна и (или) орудия добычи (вылова) водных биоресурсов установлен не был, то такие судно и орудия могут быть безвозмездно изъяты в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ).

Факт использования сети жилковой, белого цвета, ячеей 30 мм, высотой 1 м, длиной 35 м, для вылова водных биоресурсов подтвержден указанными в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами, собственник орудия лова не установлен, таким образом, сеть, на основании п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, подлежала возвращению его законному владельцу, а при неустановлении такового - передаче в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.

Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы или протеста на постановление судьи этот вопрос может быть разрешен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.

При таких данных с учетом требований приведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела постановление мирового судьи, вынесенное в отношении ФИО2 по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит изменению путем исключения из его резолютивной части указания на необходимость уничтожения изъятой сети.

Изъятое орудие вылова водных биологических ресурсов: сеть жилковая, белого цвета, ячеей 30 мм, высотой 1 м, длиной 35 м, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, подлежит возвращению законному владельцу, а при неустановлении такового - передаче в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Жалобу главного государственного инспектора Братского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 46 Центрального района г. Братска Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 45 Центрального района г. Братска Иркутской области, от 01.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении ФИО2 изменить.

Исключить из резолютивной части постановления указание на уничтожение изъятого орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Изъятое орудие вылова водных биологических ресурсов: сеть жилковую, белого цвета, ячеей 30 мм, длиной 35 м, высотой 1 м, в количестве 1 штуки, согласно протоколу изъятия от 22.02.2021, и переданную 24.02.2021 на хранение в Братский межрайонный отдел контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления по приемному акту № 12, возвратить законному владельцу, а при неустановлении такового передать в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В остальной части данное постановление оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Решение Братского городского суда Иркутской области может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с соблюдением требований, установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Т.А.Павлова