ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-128/2022 от 15.06.2022 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-128/2022

УИД 74RS0003-01-2022-00221-59

РЕШЕНИЕ

город Челябинск 15 июня 2022 года

Судья Тракторозаводского районного суда города Челябинска Бескосова О.А.,

при секретаре Хамитовой А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тракторозаводского районного суда города Челябинска жалобу исполняющего обязанности технического директора Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» \ на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности технического директора Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 марта 2022 года исполняющий обязанности технического директора Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося несоблюдении экологических требований при осуществлении эксплуатации предприятий: непроведении корректировки инвентаризации выбросов ПАО «Фортум» для объекта «ЧТЭЦ-2».

За совершение данного правонарушения ФИО2 подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Тракторозаводский районный суд города Челябинска в порядке и с соблюдением требований ст.ст. 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ФИО2 просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, фактически ссылаясь на отсутствие в своих действиях состава административного правонарушения.

ФИО2 и его защитник Шаламов А.А. при рассмотрении жалобы судьей ее поддержали по изложенным в ней доводам, дополнили, что методики, допущенные к применению и позволившие полномерно рассчитать показатели выбросов от стационарных источников ЧТЭЦ-2, были утверждены первоначально Распоряжением Минприроды РФ № 35-р от 14 декабря 2020 года, а в последующем № 22-р от 28 июня 2021 года, которым перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух дополнен 97 методиками, которые хозяйствующие субъекты используют при проверке данных при инвентаризации выбросов и разработке нормативов допустимых выбросов, при проверке отчетов производственного экологического контроля. То есть корректировка инвентаризации с применением новых методик должна была быть проведена в течение года с 28 июня 2021 года, что и было сделано, в подтверждение чего представлен отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 28 февраля 2022 года.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 при рассмотрении жалобы с доводами стороны защиты согласился, пояснил, что корректировка инвентаризации выбросов ПАО «Фортум» для объекта «ЧТЭЦ-2» была проведена в установленный законом срок, состав административного правонарушения в бездействии должного лица отсутствует.

Выслушав мнения сторон, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 22 февраля 2022 года, ПАО «Фортум» для объекта «ЧТЭЦ-2» не проведена корректировка инвентаризации выбросов в связи с изменением требований к порядку проведения Инвентаризации и выбросов в соответствии с Приказом от 24 декабря 2019 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения исполняющего обязанности технического директора Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» ФИО2 постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 марта 2022 года к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Вместе с тем указанные выводы должностного лица не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, при рассмотрении дела не учтено следующее.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года N 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 22 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном Приказом Минприроды России № 352 от 07 августа 2018 года (далее – Порядок проведения инвентаризации).

Должностное лицо, устанавливая вину исполняющего обязанности технического директора Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» ФИО2 в совершении административного правонарушения, исходило из того, что им нарушены требования пунктов 2, 42, 45 вышеназванного Порядка проведения инвентаризации.

В силу пункта 4 Приказа Минприроды России № 352 от 07 августа 2018 года Порядок проведения инвентаризации вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.

Порядок проведения инвентаризации опубликован 25 октября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, вступил в силу 26 апреля 2019 года.

Документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком. В случае, если для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отсутствует утвержденная документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена не позднее двух лет со дня вступления в силу настоящего приказа (пункт 2 Приказа Минприроды России № 352 от 07 августа 2018 года).

В силу пункта 42 Порядка проведения инвентаризации корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях: изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; изменение объемов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ; изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов; реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка (пункт 45).

Как следует из обжалуемого постановления, обязанность корректировки инвентаризации возникла у юридического лица в связи с изменением законодательства РФ.

Перечень методик, в соответствии с которыми должна производится корректировка данных инвентаризации выбросов, утвержден Распоряжением Минприроды РФ № 22-р от 28 июня 2021 года.

Таким образом, применительно к названному Порядку корректировка данных инвентаризации выбросов должна быть проведена в срок до 28 июня 2022 года.

Проверка ПАО «Фортум» была осуществлена должностным лицом в период с 15 декабря 2021 года по 12 января 2022 года, акт проверки составлен 12 января 2022 года.

При таких обстоятельствах по состоянию на 12 января 2022 года года (дата обнаружения нарушения) оснований для вывода о нарушении пунктов 2, 42, 45 Порядка проведения инвентаризации у должностного лица не имелось.

При этом ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении должностного лица не конкретизирован момент, с которым связано возникновение обязанности по инвентаризации данных объектов с учетом правил исчисления сроков, закрепленных в части 3 статьи 22 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха».

Изложенное с учетом приведенных выше правовых норм исключает наличие в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и является основанием для освобождения его от административной ответственности.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности технического директора Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» ФИО2 подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу исполняющего обязанности технического директора Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» ФИО2 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности технического директора Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» ФИО2, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности технического директора Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня получения его копии через Тракторозаводский районный суд города Челябинска.

Судья О.А. Бескосова