№12-190/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
11 февраля 2022 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу защитника Мазаловой Н.В. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО1 №27/8-1664-21-И/12-7483-И/76-24 от 11.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «РН-Востокнефтепродукт» ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 11.11.2021 генеральный директор ООО «РН-Востокнефтепродукт» ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде предупреждения.
В жалобе на постановление защитник Мазалова Н.В. указала, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» является крупнейшим предприятием со штатной численностью более 1 640 человек; в связи с большим объемом производственных процессов и объективной необходимостью наличия специальных познаний, управление в Обществе распределено между заместителями и структурными подразделениями по направлениям деятельности; в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, организации контроля за их выполнением, на основании ст.217 ТК РФ в Обществе действует служба ПБОТОС (промышленной безопасности, охране труда и охране окружающей среды); исполняющим обязанности заместителя генерального директора по ПБОТОС назначен ФИО3; согласно п.1 должностной инструкции, предназначением должности является организация и руководство деятельностью в области промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды, безопасности дорожного движения; приказом от 28.05.2020 №378 ФИО3 назначен лицом, ответственным за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах; он обладает признаками должностного лица; ФИО3 подписан договор от 31.10.2019 №0850119/1325Д с ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» на организацию и проведение специальной оценки условий труда; ФИО2 принял все возможные и зависящие от него меры, направленные на пресечение и недопущение совершения правонарушения; привлечению к ответственности ФИО3; с весны 2019 г. в Обществе проводилась работа по проведению закупки аренды офисных помещений для аппарата управления в г.Хабаровске, итоги которой подведены в июле 2019 г. выбран арендодатель; переезд в новый офис запланирован на август 2019 г., арендодатель не исполнил обязательства по подготовке помещений к сдаче в аренду и ООО вынуждено проводить новую закупку по аренде офисных помещений; проведена закупочная процедура, по которой арендодатель не исполнил обязательства по подготовке помещений к сдаче в аренду и Общество вновь вынуждено проводить новую закупку по аренде офисных помещений; окончательно закупочные процедуры завершены летом 2021 г., после чего Общество незамедлительно приступило к проведению СОУТ; сведения о проведенной СОУТ переданы в государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда 29.07.2021 (до истечения срока, указанного в предписании), о чем Общество известило Государственную инспекцию труда письмом от 30.07.2021; вина должностного лица в непроведении СОУТ на указанных рабочих местах отсутствует; Обществом издан приказ от 15.01.2020 №21 о завершении специальной оценки условий труда, которым предусмотрено региональным управляющим, руководителям структурных подразделений ОП в Хабаровском крае ознакомить работников с материалами специальной оценки условий труда, в том числе с картами специальной оценки условий труда, до 15.02.2020; лица, на которых возложена обязанность по ознакомлению с данным приказом, обязанность не исполнили; при этом, годичный срок привлечения к административной ответственности истёк; законом установлен тридцатидневный календарный срок для выполнения обязанности по ознакомлению работников с результатами проведения специальной оценки условий труда; специальная оценка условий труда завершена 15.01.2020, соответственно, срок ознакомления с отчетом истёк 15.02.2020; ФИО2 ответственно относится к возложенным на него публично-правовым обязанностям, что подтверждается принятием мер по проведению СОУТ на рабочих местах; нарушение установленных сроков произошло не по вине должностных лиц Общества, связано с планировавшимся освобождением офисных помещений по причине заключения нового договора аренды; с момента проведения прошлой оценки условий труда воздействие факторов производственной среды и трудового процесса на указанные рабочие места не изменилось, измеряемые параметры остались в пределах нормы, угроза жизни и здоровью работников отсутствует; в связи с тем, что условия труда не изменились, неизменно осталось правовое положение работников, связанное с получением гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством; нарушение сроков проведения СОУТ и ознакомления с ней работников не нанесло существенного вреда охраняемым общественным отношениям; имеются основания для признания правонарушения малозначительным; представлялись пояснения, содержащие ходатайство о замене лица, подлежащего административной ответственности, которое не исследовано, оценку ему не дана; то обстоятельство, что одно и то же лицо проводит проверку, выявляет нарушения, составляет протокол и рассматривает дело, суды рассматривают как нарушающее права лица, привлеченного к административной ответственности.
ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке.
В судебном заседании защитник Губарева Ю.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дала пояснения по их существу.
Должностное лицо ФИО1 полагает обоснованным привлечение к ответственности должностного лица.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника, представителя государственной инспекции труда, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
В соответствии со ст.22 ТК РФ, работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст.212 ТК РФ обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда возлагается на работодателя.
Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты>, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (ч.5 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 28.05.2021 №27/12-3131-И/76-24 в период с 7 июня по 2 июля 2021 года должностными лицами инспекции проведена плановая документарная проверка соблюдения ООО «РН-Востокнефтепродукт» требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В связи с выявленным нарушением требований ст.212 ТК РФ, ч.4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», выразившимся в истечении 5-летнего срока действия специальной оценки условий труда от 03.10.2014, 29.10.2021 в отношении генерального директора ООО «РН-Востокнефтепродукт» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением от 11.11.2021 должностное лицо признано виновным в совершении указанного правонарушения.
Фактические обстоятельства правонарушения и вина Вишина А..А в его совершении установлены, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, среди которых распоряжение о проведении проверки от 21.06.2021, акт проверки от 14.07.2021, протокол об административном правонарушении от 30.07.2021, предписание от 02.07.2021, отчет о проведении специальной оценки условий труда в ООО «РН-Востокнефтепродукт», утв. председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда ФИО2 28.07.2021, отчет о проведении специальной оценки условий труда в ООО «РН-Востокнефтепродукт», утв. председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда ФИО4 03.10.2014.
Выше перечисленные доказательства отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и оценены при рассмотрении дела с учетом положений ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Совершенное деяние квалифицировано по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами трудового законодательства и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Довод жалобы, сводящиеся к тому, что ФИО2 не является субъектом административного правонарушения, о распределении обязанностей, в силу которых ответственность должен нести и.о. заместителя ПБОТОС ФИО3, не обоснованы.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если этим Кодексом не установлено иное.
В соответствии с Уставом, к компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, в том числе издание приказов, утверждение инструкций, локальных нормативных актов и иных внутренних документов общества, штатного расписания, подписание всех документов от имени Общества, реализация процедур внутреннего контроля.
Таким образом, ФИО2, будучи генеральным директором, осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции на основании законодательства и Устава общества, следовательно, несет ответственность за вмененное деяние.
Кодекс не содержит запрета на составление протокола и вынесения постановления одним и тем же должностным лицом.
Не свидетельствуют о невиновности должностного лица ссылка на обстоятельство, препятствующее своевременному получению отчета о специальной оценке условий труда, в частности, планированием освобождения помещений в целях заключения договора аренды, а также не изменение с предыдущей оценки измеряемых параметров, отсутствие факторов угрозы жизни и здоровью работников.
Наказание назначено минимально предусмотренное санкцией ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ в целях предупреждения совершения правонарушений как самим привлеченным лицом, так и иными лицами.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку данное нарушение посягает на гарантии реализации трудовых прав граждан, чем создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 ст.4.5 Кодекса).
Дело рассмотрено должностным лицом Государственной инспекции труда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности за инкриминируемое деяние, выраженное в форме бездействия. При этом, несостоятельна в подтверждение позиции об истечении срока давности на дату рассмотрения дела ссылка на положения Федерального Закона о специальной оценке условий труда, касающаяся срока ознакомления работника с результатами проведения специальной оценки условий труда.
При таких обстоятельствах постановление является законным, основания для его изменения или отмены отсутствуют.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 №45 «О некоторых вопросах, возникающими при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», в том случае, если совершенные административные правонарушения предусмотрены одной частью статьи 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания за их совершение положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежат применению.
Таким образом, основания для объединения настоящего дела с делом по жалобе на постановление о назначении наказания в отношении ФИО2 по ст.5.27 ч.1 КоАП РФ с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 №45 отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО1 №27/8-1664-21-И/12-7483-И/76-24 от 11.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «РН-Востокнефтепродукт» ФИО2 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Ткаченко Е.С.