ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1291/2022 от 06.10.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-013431-23 Дело № 12-1291/2022

РЕШЕНИЕ

06 октября 2022 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мишарина И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми №... от ** ** ** по делу №... о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми №... от ** ** ** по делу №... начальник Сыктывкарского района электрических сетей производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-запад» в Республики Коми ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал в суд жалобу, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу, а именно: ввиду нарушения процессуальных норм, выразившихся в рассмотрении дела в его отсутствие и отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, в связи с нахождением на больничном и отсутствия финансовой возможности заключить соглашение с защитником; ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, и наличия оснований для прекращения производства по делу и вынесения устного замечания; либо заменить административный штраф на предупреждение.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал. При этом указал, что в дату рассмотрения дела ** ** ** находился на больничном, не смог явиться на рассмотрение дела, так как болела спина, из-за того, что накануне ездил к матери работал на огороде, письменно свою позицию изложить не мог, поскольку не хотел писать сочинение, денег, чтобы заключить соглашение с защитником не имеет, в связи с чем, и просил отложить рассмотрение дела, однако ходатайство было оставлено должностным лицом УФАС без удовлетворения.

Представитель административного органа ФИО2 с доводами жалобы не согласился, указав на законное привлечение ФИО1 к административной ответственности, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на жалобу.

ФИО3, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в Коми УФАС России поступило обращение ФИО3 от ** ** ** по вопросу отказа ПАО «Россети Северо-Запад» в выдаче документов технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащего ФИО3 гаража №..., расположенного в ГСК - ... (далее - Объект).

Определением Коми УФАС России №... от ** ** ** возбуждено дело об административном правонарушении №..., назначено проведение административного расследования.

По результатам рассмотрения административного дела №... административным органом установлено, что ** ** ** в адрес ПАО «Россети Северо- Запада» поступило заявление ФИО3 на восстановление (переоформлением) документов о технологическом присоединении: технических условий и акта технологического присоединения Объекта к электрическим сетям Сетевой организации.

Письмом №... от ** ** ** ПАО «Россети Северо-Запад» отказало заявителю в восстановлении (переоформлении) документов технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, сославшись на абзац 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике. При этом Сетевая организация предложила заявителю обратиться к владельцу электрической сети - ФИО4, к которому Объект подключен опосредованно, либо изготовить испрашиваемые документы за плату в соответствии с утвержденным прейскурантом оказываемых услуг.

По результатам проверки антимонопольный орган пришел к выводу, что ПАО «Россети Северо-Запад» нарушены пункты 57, 67, 72 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в части нарушения порядка восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении объекта ФИО3 к электрическим сетям, ненаправления последнему технических условий и акта технологического присоединения к электрическим сетям.

Административным органом ** ** ** в отношении начальника Сыктывкарского района электрических сетей производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-запад» в Республики Коми ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением №... от ** ** ** начальник Сыктывкарского района электрических сетей производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-запад» в Республики Коми ФИО1 привлечен к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов. Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике, Закон № 35-ФЗ).

Услугой по передаче электрической энергии в силу статьи 3 Закона № 35 -ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами № 861 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства (абзац третий пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции от 29.06.2020) документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги (пункт 3).

Согласно положениям пунктов 34, 36, 74 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, документы, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, являются приложением к заявлению о заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Процедура технологического присоединения установлена в пункте 7 Правил № 861.

В силу пункта 57 Правил технологического присоединения восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется сетевой организацией по заявлению потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 59 Правил № 861 Заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:

а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединение;

б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопрцнимающих устройств;

в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.

Лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить) (пункт 61 Правил технологического присоединения).

Как следует из материалов дела, ** ** ** в адрес ПАО «Россети Северо-Запада» поступило заявление ФИО3 на восстановление (переоформлением) документов о технологическом присоединении: технических условий и акта технологического присоединения Объекта к электрическим сетям Сетевой организации. Дополнительно Заявителем представлена копия документа, подтверждающего право собственности на Объект. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации ... от ** ** ** указанный Объект принадлежит Заявителю на праве собственности.

Письмом №... от ** ** ** ПАО «Россети Северо-Запад» отказало заявителю в восстановлении (переоформлении) документов технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, сославшись на абзац 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике. При этом Сетевая организация предложила заявителю обратиться к владельцу электрической сети - ФИО4, к которому Объект подключен опосредованно.

Заявителю также было разъяснено, что он может обратиться в Сетевую организацию за плату с заявкой о «Подготовке проекта технических условий на мощность до 100 кВт и классом напряжения ниже 1 кВ» и/или «Подготовка проекта акта об осуществлении технологического присоединения». Сетевой организацией представлена копия положения о дополнительных платных услугах, оказываемых юридическим и физическим лицам ПАО «МРСК Северо-Запада» (ранее ПАО «Россети Северо-Запада» было переименовано в ПАО «Россети Северо-Запад»), утвержденного локальным актом Сетевой организации, приложением 3 к которому утверждена форма заявки на оказание услуги по переоформлению документов по технологическому присоединению.

ПАО «Россети Северо-Запад» представило копию акта от ** ** ** энергоустановок гаражного комплекса по адресу: ..., которым было зафиксировано, что в гараже №... установлен распределительный щит 220В с прибором учета ЦЭ6807П с показаниями 1601105. От распределительного щита гаража проложен кабель АВВГ 2x4 по фасаду соседнего гаража. Напряжение в клеймной коробке на момент замера составило 237 В.

Согласно представленному акту о технологическом присоединении №... от ** ** ** осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГСК №... «Строитель» к электрическим сетям Сетевой организации. Точка присоединения - ТП 220, присоединяемая мощность - 50 кВт, категории надежности электроснабжения - III, граница балансовой принадлежности - на изоляторах концевой опоры ВЛ - 0,4 кВ ТП 220 - комплекс гаражей №....

В письмах №... от ** ** **, №... от ** ** **, №...** ** **, ПАО «Россети Северо-Запад» делает вывод о невозможности с его стороны восстановить документы Заявителю по следующим причинам:

Сетевая организация может восстановить (переоформить) документы о технологическом присоединении к электрическим сетям лишь на те объекты, на которые она ранее выдавала данные документы: на объекты, которые непосредственно присоединены к электрическим сетям или опосредованно присоединены к электрическим сетям Сетевой организации через сети сторонних лиц надлежащим образом;

в соответствии с пунктом 75 Правил № 861 условия технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и акте об осуществлении технологического присоединения должны быть идентичны условиям, указанным в документах о технологическом присоединении;

в пункте 59 Правил № 861 указан перечень случаев, когда собственник или иной владелец ранее присоединенных энергодринимающих устройств вправе обратиться в сетевую, организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов. Случай Заявителя к этому перечню не относится;

в заявлении ФИО3 от ** ** ** отсутствует в полном объеме информация о характеристиках технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, мощности, категории надежности, классе напряжения, точке присоединения, границах балансовой и эксплуатационной принадлежности.

При этом, факт надлежащего опосредованного технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации Объекта Заявителя не оспаривается самой Сетевой организацией, был предметом рассмотрения в судебном заседании (дело № А29- 6183/2021), подтверждается актом №... от ** ** ** о технологическом присоединении энергопринимающих устройств ГСК №... «Строитель» к электрическим сетям.

Максимальная мощность энергопринимающих установок ГСК №... «Строитель» известна Сетевой организации.

Предусмотренный пунктом 59 Правил № 861 перечень случаев, когда собственник иди иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, не является исчерпывающим.

В силу пункта 63 Правил № 861 отсутствие у заявителя, документов, предусмотренных подпунктами "в" - "е" пункта 62, не является препятствием для оказания со стороны Сетевой организации услуги по восстановлению документов технологического присоединения.

Подпунктом «а» пункта 72 Правил технологического присоединения установлено, что при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами «в», «г» и «е» пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий), в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.

Согласно пункту 73 Правил технологического присоединения в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах «г» или «е» пункта 62 настоящих Правил, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

Пунктом 77 Правил № 861 установлен способ расчета величины максимальной мощности энергопринимающих устройств при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, документов о технологическом присоединении.

Тем самым, право собственника ранее присоединенных энергопринимающих устройств обратиться с заявлением о восстановлении (переоформлении документов) в сетевую организацию, следует из положений раздела VIII Правил технологического присоединения, в том числе того, что выдача акта технологического присоединения является: частью установленного порядка технологического присоединения. Приведенные положения Правил не предусматривают право отказа сетевой организацией в выдаче документов по причине обращения не к владельцу объектов, а в сетевую Организацию.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Содержащее в письме Сетевой организации от ** ** **№... решение об отказе в восстановлении (переоформлении) Заявителю документов о технологическом присоединении принято начальником Сыктывкарского РЭС производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-Запада» в Республике Коми ФИО1.

В соответствии трудовым договором от ** ** **№... (в редакции от ** ** **) ФИО1 с ** ** ** переведен на должность начальника Сыктывкарского РЭС производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-Запада» в Республике Коми.

В соответствии с Положением от ** ** **№... о ... электрических сетей производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» (в настоящее время филиал ПАО «Россети Северо-Запада» в Республике Коми):

Руководство работой Сыктывкарского РЭС осуществляет начальник Сыктывкарского РЭС (п. 1.3).

Начальник Сыктывкарского РЭС несет персональную ответственность за деятельность Сыктывкарского РЭС в целом (п.5.2).

В соответствии с доверенностью от ** ** **№..., выданной ПАО «Россети Северо-Запад», ФИО1 уполномочен: заключать (подписывать) и расторгать договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных энергопринимающих устройств); при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных энергопринимающих устройств) подписывать документы о технологическом присоединении (технические условия, акты об осуществлении технологического присоединения, акты разграничения балансовой принадлежности электросетей, акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акты о выполнении технических условий), а также акты допуска приборов учета в эксплуатацию в отношении энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно; организовывать проверку выполнения технических условий заявителем (п.п.2, 4, 5).

Таким образом, должностным лицом ПАО «Россети Северо-Запад», ответственным в рассматриваемом случае за соблюдением требований Правил № 861, является начальник Сыктывкарского РЭС производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-Запада» в Республике Коми ФИО1

Нарушение пунктов 57, 67, 72 Правил № 861 со стороны ПАО «Россети Северо- Запад» связано, в том числе с ненадлежащим исполнением ФИО1 своих служебных обязанностей.

Таким образом, ФИО1 совершил административное правонарушение, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения начальником Сыктывкарского района электрических сетей производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-запад» в Республики Коми ФИО1 административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, а именно: постановлением №... от ** ** **, письмом № №... от ** ** **, трудовым договором ФИО1, приказом о переводе, копией доверенности ФИО1, протоколом об административном правонарушении от 11.07.2022 и иными материалами дела.

Обстоятельства, перечисленные в ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, должностным лицом установлены с достаточной полнотой.

Действия начальника Сыктывкарского района электрических сетей производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-запад» в Республики Коми ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что при рассмотрении дела были допущены существенные процессуальные нарушения, поскольку при составлении протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении ФИО1 не присутствовал, поскольку находился на листе временной нетрудоспособности, судом не принимаются в силу следующего.

Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Из материалов дела усматривается, что Коми УФАС России ** ** ** направило ФИО1 по местам его работы и постоянной регистрации письмо, содержащее уведомление о составлении ** ** ** в помещении Коми УФАС России в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

** ** ** в Коми УФАС России поступило ходатайство ФИО1 об отложении составления административного протокола на более поздний срок ввиду невозможности его явки в Коми УФАС России по причинам его временной нетрудоспособности.

Указанное ходатайство было удовлетворено, Коми УФАС России направило ** ** ** ФИО1 по местам работы и постоянной регистрации, письмо, содержащее уведомление об удовлетворении заявленного ходатайства и о составлении ** ** ** в помещении Коми УФАС России в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Коми УФАС России поступило ходатайство ФИО1 от ** ** ** об отложении рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности. Свое ходатайство ФИО1 мотивировал тем, что временно нетрудоспособен (представлена копия электронного листка нетрудоспособности №..., выданного на имя ФИО1, с освобождением от работы на период с ** ** ** по ** ** **) и не имеет денежных средств для найма защитника. Каких - либо письменных пояснений по существу административного дела ФИО1 не представил.

Рассматривая ходатайство ФИО1 от ** ** ** об отложении даты составления протокола об административном правонарушении, должностное лицо Коми УФАС России не нашло оснований для его удовлетворения. Так, ранее однородное ходатайство ФИО1 от ** ** ** было удовлетворено Коми УФАС России, дата составления протокола об административном правонарушении была перенесена с ** ** ** на ** ** **.

Более того, в соответствии с частью 6 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административною правонарушения. Срок давности привлечения к административной ответственности ФИО1 по делу №... истекает ** ** **.

При указанных обстоятельствах должностное лицо Коми УФАС России пришло к выводу, что ФИО1 была предоставлена возможность пользоваться правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ, в связи с чем, в удовлетворении ходатайства от ** ** ** ФИО1 было отказано.

Определением Коми УФАС России от ** ** **№... о назначении времени и места рассмотрения дела №... об административном правонарушении, вызове лица и истребовании необходимых дополнительных материалов по делу административное дело назначено к рассмотрению на ** ** ** помещении Коми УФАС России.

Копия указанного определения направлена ФИО1 по местам его работы и постоянной регистрации.

От ФИО1 ** ** ** в Коми УФАС России поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок ввиду его временной нетрудоспособности, отсутствия материальных средств для привлечения защитника.

Определением Коми УФАС России от ** ** ** в удовлетворении ходатайства ФИО1 было отказано.

** ** ** по делу №... было вынесено Постановление в отсутствие ФИО1

В соответствии с частью 2 статьи 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Неявка или уклонение от явки лица не свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, и не может служить препятствием для реализации административным органом возложенных на него законом задач и функций по борьбе с административными правонарушениями.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом соблюден; дело рассмотрено без участия ФИО1 при его извещении о месте и времени его рассмотрения, ходатайство об отложении рассмотрения дела оставлено без удовлетворения, участие ФИО1 в рассмотрении дела обязательным не является и не было признано должностным лицом таковым, а имеющейся в материалах дела совокупности доказательств оказалось достаточно для принятия административным органом решения по существу дела.

Зная о том, что в отношении него ведется производство по делу об административном правонарушении, будучи заблаговременно извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не имея возможности лично присутствовать, ФИО1 мог воспользоваться помощью защитника, либо направить должностному лицу возражения в письменной форме, в которых мог выразить свою позицию относительно вмененного ему правонарушения, однако самостоятельно не реализовал свое право, предоставленное ему статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несмотря на то, что такая возможность у него имелась.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом соблюден; дело рассмотрено без участия ФИО1 при его извещении о месте и времени его рассмотрения, ходатайство об отложении рассмотрения дела оставлено без удовлетворения, участие ФИО1 в рассмотрении дела обязательным не является и не было признано должностным лицом таковым, а имеющейся в материалах дела совокупности доказательств оказалось достаточно для принятия административным органом решения по существу дела.

Учитывая изложенное, дело обоснованно рассмотрено должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по административному делу №... истекал ** ** **, в связи с чем, объективной возможности отложения рассмотрения дела у должностного лица не имелось.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного должностным лицом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения начальника Сыктывкарского района электрических сетей производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-запад» в Республики Коми ФИО1 от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Поскольку ПАО «Россети Северо-Запад» не относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства, суд не усматривает и оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.

Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на наименование организации административного штрафа на устное замечание, поскольку в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления не усматривается, а жалоба ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми №... от ** ** ** по делу №..., которым начальник Сыктывкарского района электрических сетей производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-запад» в Республики Коми ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья И.С. Мишарина