Дело №12-129/2019
Решение
Именем Российской Федерации
06 июня 2019 г. г. Вышний Волочек
Судья Вышневолоцкого городского суда Тверской области Шустрова С.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области (межрайонное) ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №5 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 20 марта 2019 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка №5 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области ФИО3 от 20 марта 2019 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области (межрайонное) ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление о прекращении производства по делу в отношении ФИО2, указав, что 14.02.2019 в отношении ФИО2 заместителем начальника Управления ПФР составлен протокол №66 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ по факту непредставления 16.06.2018 в 00:01 часов в территориальный орган ПФР сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования - формы СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за май 2018 года. Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон №27-ФЗ) форма СЗВ-М за май 2018 года должна быть представлена страхователем не позднее 15 июня 2018 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Вышневолоцкое страховое агентство» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области и до 07.11.2018 являлось действующим. Также согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц с 18.07.2007 по 07.11.2018 ФИО2 исполняла обязанности директора ООО «Вышневолоцкое страховое агентство». Из объяснений ФИО2, данных в судебном заседании, следует, что ООО «Вышневолоцкое страховое агентство» было открыто в браке с прежним супругом, было оформлено на неё, но всем занимался её супруг. После расторжения брака в <дата> году она уволилась с должности директора и с этого момента по сентябрь 2018 года работала в других организациях. После того как она уволилась организация прекратила свою деятельность. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. №14- ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества. Поэтому, являясь единственным учредителем общества и одновременно директором, ФИО2 не могла уволить саму себя, не назначив на место директора другое лицо и не заключив с этим лицом договор. Кроме того, в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 92 Гражданского кодекса Российской Федерации Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно, поэтому ФИО2 в случае отсутствия хозяйственной деятельности должна была действовать в интересах общества добросовестно и разумно, самостоятельно принять решение о ликвидации ООО «Вышневолоцкое страховое агентство» и внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ. 07.11.2018 налоговым органом принято решение о ликвидации ООО «Вышневолоцкое страховое агентство» как недействующего, что и подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Полагает, что основания, позволяющие прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения, отсутствуют.
В судебном заседании представитель по доверенности - заместителя начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области (межрайонного) ФИО4 поддержал доводы жалобы по указанным в ней основаниям.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2 в судебном заседании пояснила, что на момент наступления обязанности по предоставлению сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, она не являлась директором ООО «Вышневолоцкое страховое агентство».
Заслушав лицо, привлекаемое к административное ответственности, представителя должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Росси1йской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций.
Из пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.
Из протокола об административном правонарушении следует, что должностное лицо – директор ООО «Вышневолоцкое страховое агентство» ФИО2, осуществляя свои должностные обязанности по адресу: <адрес>, 16.06.2018 в 00:01 часов не представила в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. мировой судья указала, что ФИО2 с 14.06.2013 и на период предоставления сведений о застрахованных лицах за май 2018 г. не являлась работником ООО «Вышневолоцкое страховое агентство», не исполняла обязанности руководителя организации.
Из материалов дела следует, что ООО «Вышневолоцкое страховое агентство» (ООО «ВСА») зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2004, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 12.03.2019.
02.07.2004 ООО «Вышневолоцкое страховое агентство» зарегистрировано в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области.
Единственным учредителем (участником) юридического лица с 18.07.2007 и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (директор) является ФИО2.
07.11.2018 юридическое лицо – ООО «Вышневолоцкое страховое агентство» исключено из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, а именно, как недействующее юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представило документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Согласно записи в трудовой книжке ФИО2 уволена с должности директора ООО «Вышневолоцкое страховое агентство» 14.06.2013 по п.3 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участниками общества могут быть граждане и юридические лица; общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к компетенции общего собрания участников общества относятся образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если Уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Согласно пункту 1 статьи 40 названного Федерального закона единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
Таким образом, правовой статус руководителя организации (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия (ст. 273 ТК РФ; п. 1 ст. 53 ГК РФ).
В силу статьи 39 Федерального закона в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.
Поскольку ФИО2 являлась единственным участником общества (учредителем) ООО «Вышневолоцкое страховое агентство», решение о прекращении трудового договора с директором ФИО2, принято ею как уполномоченным лицом, в пределах ее компетенции.
Таким образом, на момент предоставления сведений о застрахованных лицах за май 2018 г. ФИО2 не исполняла обязанности директора ООО «Вышневолоцкое страховое агентство», то есть не являлась должностным лицом ООО «Вышневолоцкое страховое агентство».
То обстоятельство, что работодателем не внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц относительно директора Общества, не свидетельствует о том, что ФИО2 продолжает состоять в трудовых отношениях с ООО «Вышневолоцкое страховое агентство». По общему правилу, установленному действующим законодательством, обязанность по надлежащему оформлению прекращения трудового договора возложена на работодателя. Следовательно, работник не может нести ответственность и неблагоприятные последствия за ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей.
Не назначение иного лица на должность директора ООО «Вышневолоцкое страховое агентство» после расторжения трудового договора с ФИО2, а также не принятие единственным участником общества своевременного решения о ликвидации юридического лица, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений ч.1 и ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Поскольку ФИО2 по состоянию на 15.06.2018 не являлась должностным лицом ООО «Вышневолоцкое страховое агентство», у нее отсутствовала обязанность по представлению в срок до 15.06.2019 в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области (межрайонное) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года, в связи с чем, она не является субъектом вмененного ей административного правонарушения и в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судья полагает, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное 20 марта 2019 г. мировым судьей судебного участка №5 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области в отношении ФИО2 следует оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области (межрайонное) ФИО1 - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решила:
постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное 20 марта 2019 г. мировым судьей судебного участка №5 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области (межрайонное) ФИО1 - без удовлетворения.
Судья С.А Шустрова