ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-129/19 от 16.09.2019 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело № 12-129/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности

16 сентября 2019 г. г. Ржев Тверской области

Судья Ржевского городского суда Тверской области Харази Д.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора Муниципального унитарного предприятия г. Ржева «Дирекция единого заказчика» ФИО1 на постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО2 № 15408/1 от 07 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО2 № 15408/1 от 07 декабря 2017 г. директор Муниципального унитарного предприятия г. Ржева «Дирекция единого заказчика» (далее – МУП г. Ржева «ДЕЗ») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 руб.

Не согласившись с данным постановлением директор МУП г. Ржева «ДЕЗ» ФИО1 обратился в суд с жалобой об отмене вышеуказанного постановления.

Доводы жалобы мотивированы тем, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального законодательства, административным органом исследованы не все обстоятельства дела и дана неверная оценка имеющимся в административном деле доказательствам вины должностного лица. Со ссылками на положения ст. ст. 2.1, 7.23, 24.1, 29.10 КоАП РФ указано, что в постановлении отсутствуют доказательства вины заявителя. О составлении постановления заявитель не извещался, что лишило его возможности защитить себя при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности. В постановлении не указаны конкретные действия или бездействия, которые привели к нарушению режима холодного водоснабжения, имелась ли у заявителя возможность для соблюдения соответствующих норм. Из оспариваемого постановления не следует, что вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения исследовался административным органом.

Извещённый надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы на постановление должностного лица, директор МУП г. Ржева «ДЕЗ» ФИО1 в судебное заседание не явился, предоставив в адрес суда ходатайство о переносе судебного заседания в связи с невозможностью его явки.

Извещённая надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы на постановление должностного лица, заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, каких-либо ходатайств или заявлений в адрес суда не предоставила.

Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Рассматривая жалобу заявителя, судья городского суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связан с доводами жалобы, на основании имеющихся в деле материалов проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

20 октября 2017 г. по результатам анализа сведений МУ «Управление ГОСЧ г. Ржева» об отключениях холодного водоснабжения в г. Ржеве в сентябре 2017 г., проведённого межрайонной прокуратурой, установлено, что 24 сентября 2017 г. с 09 час. 00 мин. отключено водоснабжение на ул. Челюскинцев г. Ржева для устранения аварии на сетях холодного водоснабжения, находящихся на праве хозяйственного ведения МУП г. Ржева «ДЕЗ» на основании договора от 19 апреля 2017 г. Водоснабжение восстановлено 24 сентября 2017 г. в 14 час. 30 мин.

В результате непринятия своевременных мер со стороны МУП г. Ржева «ДЕЗ», потребители (жители г. Ржева Тверской области) не получали услугу «холодное водоснабжение» 24 сентября 2017 г. с 09 час. 00 мин. по 14 час. 30 мин. (5 час. 30 мин.)

По данному факту заместителем Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Ивановой М.В. в отношении директора МУП г. Ржева «ДЕЗ» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ.

Вышеуказанное постановление с приложенными к нему материалами направлены в ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.

По результатам рассмотрения данных материалов вынесено оспариваемое постановление № 15408/1 от 07 декабря 2017 г.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые, предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, нс связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Частью 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей установлено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Статья 154 ЖК РФ относит холодное водоснабжение к коммунальным услугам.

В целях защиты прав потребителей и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 354).

В соответствии с п. 2 Правил № 354 «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

«Коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно- технического обеспечения.

Под «исполнителем» коммунальной услуги понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

«Ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный

предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом (пп. «а» п. 17 Правил № 354).

Подпунктом «а» пункта 31 Правил № 354 в числе прочего установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг,

Согласно п. 31 Правил № 354, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с пп. «а» п. 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что основным видом деятельности предприятия является забор, очистка и распределение воды.

Решением Ржевской городской Думы от 06 февраля 2017 г. № 147 расторгнут договор аренды объектов централизованных сетей водоснабжения, водоотведения и объектов очистки сточных вод, находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в городе Ржеве Тверской области с ООО «Система водоснабжения».

На основании договора от 19 апреля 2017 г. за МУП г. Ржева «ДЕЗ» закреплено являющееся муниципальной собственностью имущество на праве хозяйственного ведения, включающее в себя канализационные и водопроводные сети и сооружения.

Приказом ГУ «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29 мая 2017 г. № 43-нп утверждены тарифы на питьевую воду и водоотведение МУП г. Ржева «ДЕЗ» для потребителей городского округа Ржев на 2017 год.

Таким образом, МУП г. Ржева «ДЕЗ» соответствует понятию «ресурсоснабжающая организация», и на него возложена обязанность по осуществлению деятельности по предоставлению коммунальных услуг потребителям, проживающим на территории города Ржева Тверской области и обеспечению нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами вне зависимости от того, заключен ли договор поставки коммунальных услуг непосредственно с потребителями, либо с управляющими компаниями, либо такой договор вообще отсутствует.

В силу п. 98 Правил № 354, требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с п. 1 Приложения №1 Правил № 354, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).

СНиП 2.04.02-84* утратил силу на территории Российской Федерации с 1 января 2013 г. в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/14, которым утвержден Свод правил СП 31.13330.2012.

Согласно п. 11.4 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84» расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения следует принимать согласно таблице 25, из которой следует, что минимальное время ликвидации аварии составляет 8 часов, максимальное время - 24 часа.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из материалов дела следует, что 24 сентября 2017 г. с 09 час. 00 мин. отключено водоснабжение на ул. Челюскинцев г. Ржева для устранения аварии на сетях холодного водоснабжения.

В обжалуемом постановлении указывается, что время перерыва подачи холодной воды составило 05 час. 30 мин., что составляет менее 8 часов, предусмотренных п. 11.4 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84».

Кроме того, Правилами № 354 определен Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (раздел X), согласно которому, при обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). По окончании проверки факта нарушения качества коммунальной услуги составляется акт проверки.

В данном случае, такие документы в материалы дела не представлены.

Таким образом, основания для привлечения директора МУП г. Ржева «ДЕЗ» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учётом установленных обстоятельств, указанных выше правовых норм постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении директора МУП г. Ржева «ДЕЗ» ФИО1, от 07 декабря 2017 г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В оценке доводов, рассматриваемой жалобы, не связанных с обстоятельствами, о которых подробно сказано выше, с учётом принятого решения об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу в отношении директора МУП г. Ржева «ДЕЗ» ФИО1, целесообразности не вижу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу директора Муниципального унитарного предприятия г. Ржева «Дирекция единого заказчика» ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО2 № 15408/1 от 07 декабря 2017 г., вынесенное в отношении директора Муниципального унитарного предприятия г. Ржева «Дирекция единого заказчика» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.Т. Харази