Мировой судья Волкова Н.Е. Дело № 12-129/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Самарин А.И.,
при секретаре судебного заседания Старцевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «28» мая 2019 года жалобу ФИО1 в интересах ФИО2 на постановление мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 29 апреля 2019 года,
установил:
Постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 29 апреля 2019 года руководитель администрации МО МР «Сыктывдинский» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3 (1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» и ей назначено наказание в виде административного штрафа размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1, действующая на основании доверенности в интересах ФИО2 обратилась в Сыктывдинский районный суд с жалобой, в которой просила об отмене вынесенного постановления и прекращения производства по делу, указав в обоснование жалобы на отсутствие состава административного правонарушения в действиях ФИО2, поскольку согласно представленных документов прокуратурой Сыктывдинского района, речь идет не о наличии административного правонарушения в действиях руководителя администрации МО MP «Сыктывдинский» ФИО2 правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3 (1) закона Республики Коми от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми», а рассматривается вопрос о законности (незаконности) принятого решения по выдаче уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, который является предметом рассмотрения Сыктывдинского районного суда Республики Коми по административному делу № по административному исковому заявлению В. кроме того, в связи с рассмотрением в Сыктывдинском районном суде дела № по внесению изменений в ЕГРН, в том числе в отношении вышеуказанных участков, были наложены меры предварительной защиты, выразившееся в запрете Управлению Федеральной службы государственной регистрации, связанных с изменением категории земельных участков, что не позволило исполнить требования законодательства в части обязательной регистрации изменения категории земель.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 в судебное заседание не явилась. Её защитник ФИО1 поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Представитель прокуратуры и потерпевший ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав защитника, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, 04.02.2019 в администрации МО MP «Сыктывдинский» зарегистрированы 3 уведомления В. о планируемом строительстве на земельных участках с кадастровыми номерами №, по результатам рассмотрения которых 12.02.2019 заявителю направлено письменное сообщение, указывающее на отсутствие оснований для организации на указанных земельных участках индивидуального жилищного строительства. Основанием для принятия такого решения стал факт перевода земельных участков из состава земель населенных пунктов в земли сельскохозяйственного назначения.
Прокуратурой Сыктывдинского района в марте 2019 года на основании обращения В. проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в деятельности администрации МО MP «Сыктывдинский», по результатам которой выявлены нарушения, касающиеся ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления требований законодательства об оказании муниципальных услуг при выдаче уведомления о соответствии/несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам.
По результатам прокурорской проверки 29.03.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя администрации МО MP «Сыктывдинский» ФИО2, предусмотренном ч. 1 ст. 3 (1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми».
В соответствии с ч. 1 ст. 3 (1) Закона Республики Коми от 27.10.2016 №107-РЗ «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Республики Коми» нарушение должностным лицом органа исполнительной власти Республики Коми, органа местного самоуправления в Республике Коми, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, работником многофункционального центра, образованного на территории Республики Коми, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Республики Коми функции многофункционального центра, порядка предоставления государственной, муниципальной услуги, предоставляемой органом исполнительной власти Республики Коми, органом местного самоуправления в Республике Коми, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия, повлекшее непредставление государственной, муниципальной услуги заявителю либо предоставление государственной, муниципальной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регламентирован ст. 5 Федерального закона № 172-ФЗ, в соответствии с ч. 3 которой перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения) урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в силу требований ст. 51.1 Градостроительным кодексом Российской Федерации подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления согласно ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного ч. 8 ст. 51.1 Градостроительным кодексом Российской Федерации проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.Основания для выдачи уполномоченным органом уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке определены ч. 10 ст. 51.1 Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно которой к таковым случаям относится тот случай, когда размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве,
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» /далее - Федеральный закон № 210-ФЗ/, в силу п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 12 которого муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, но решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с п. 20 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14, ст. 15 которого вопросы направления уведомления о соотвегетням или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов относятся к полномочиям органон местного симоупршмюпия муниципального района.
Между тем по результатам проверки прокуратурой Сыктывдинского района установлено, что данные требования Градостроительным кодексом Российской Федерации и Регламента в администрации МО MP «Сыктывдинский» не соблюдаются, что нашло свое подтверждение при рассмотрении уведомлений В.
Действия ФИО2 мировой судья правильно квалифицировал по ч. 1 ст. 3 (1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми».
Согласно ст. 26.1, 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении, которая устанавливается протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств вещественными доказательствами.
Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3 (1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 №95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением прокурора Сыктывдинского района от 29.03.2019; жалобой В., выпиской из ЕГРН, решением о проведении проверки, ответами администрации МО MP «Сыктывдинский» от 12.03.2019 № 01-28/1250, уведомлениями о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, решением от 01.03.2019 № 36/3-1 «О назначении на должность руководителя администрации МО MP «Сыктывдинский», постановлением от 20.03.2019 №3/240 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации МО MP «Сыктывдинский», письменными объяснениями ФИО2
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» ФИО2 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 3 (1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми», и его виновности в совершении правонарушения.
Требования ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исследовав имеющиеся по делу доказательства и дав им надлежащую оценку, мировой судья обоснованно признал руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3 (1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми», назначив ей минимальное наказание в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках санкции данной статьи, с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств и данных о личности ФИО2
Доводы жалобы о том, что фактически по делу решается вопрос о законности (незаконности) принятого решения по выдаче уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, который является предметом рассмотрения Сыктывдинского районного суда Республики Коми по административному делу № по административному исковому заявлению В., является несостоятельным в силу того, что предметом рассмотрения по настоящему делу является нарушение должностным лицом органа местного самоуправления в Республике Коми, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления муниципальной услуги, предоставляемой органом местного самоуправления в Республике Коми, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия, повлекшее непредставление муниципальной услуги заявителю.
Кроме того, вопреки доводам жалобы, по состоянию на 04.02.2019 (на дату обращения) и 12.02.2019 (дату подготовки ответа) оснований для отказа в выдаче уведомления о соответствии или несоответствии планируемого строительства не имелось, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков, которые внесены на момент рассмотрения обращений не были.
Причины невнесения таких изменений, в том числе наложение мер предварительной защиты в связи с рассмотрением Сыктывдинским районным судом дела № 2а-773/2018 правового значения для настоящего дела значения не имеют, поскольку из вышеприведенного закона следует, что перевод земель считается состоявшимся только с даты внесения изменений в сведения в реестр, а, следовательно, направление постановлений администрации МО MP «Сыктывдинский» от 22 мая 2018 № 5/451 «О переводе земельных участков из одной категории в другую, расположенных по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт» и от 05 июня 2018 № 6/509 «О внесении изменений в постановление администрации МО MP «Сыктывдинский» от 22 мая 2018 года № 5/451 «О переводе земельных участков из одной категории в другую, расположенных по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт» в Росреестр для внесения соответствующих данных в ЕГРН не предоставляло права относить земельные участки ФИО3 к категории сельскохозяйственных земель.
Процессуальных нарушений, влекущих изменение или отмену постановления мирового судьи, при рассмотрения жалобы не установлено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.5 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
решил:
Постановление мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 29 апреля 2019 года, которым руководитель администрации МО МР «Сыктывдинский» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 3 (1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 №95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми», и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 в интересах ФИО2 – без удовлетворения.
Судья А.И. Самарин