УИД (номер обезличен)
производство (номер обезличен)
Р Е Ш Е Н И Е
02 сентября 2020 года (адрес обезличен)
Судья Заводского районного суда города Орла Щербаков А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «ЭкоСити» на постановление (номер обезличен) старшего государственного инспектора по Орловской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от (дата обезличена) о привлечении акционерного общества «ЭкоСити» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением (номер обезличен) старшего государственного инспектора по Орловской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора) ФИО1 от (дата обезличена), акционерное общество «ЭкоСити» (далее – АО «ЭкоСити») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, АО «ЭкоСити» обратилось в суд с жалобой, указав, что обжалуемым постановлением было установлено не полная сортировка отходов и допускает к последующему размещению отходы запрещенные к захоронению, чем нарушает требования пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №-89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), согласно которой захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Из постановления следует, что должностным лицом, при осмотре объекта обработки АО «ЭкоСити» в массе отходов после сортировки твердых коммунальных отходов были обнаружены отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО40512202605), отходы газет (код по ФККО 40512203605), использованные журналы, брошюры (код по ФККО 40512201605). Поскольку указанные фрагменты были обнаружены в составе остатков сортировки твердых коммунальных отходов, контролирующий орган делает вывод, что такие остатки должны быть захоронены в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области утвержденной приказом Департамента промышленности, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16.09.2019 №-443, что потенциально нарушает требования о запрете захоронения отходов, содержащих полезные компоненты.
Указывает, что в соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона об отходах перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации, распоряжением которого от 25.07.2017 N 1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Указанный перечень содержит коды видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (далее - ФККО), утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №-242.
АО «ЭкоСити» осуществляет деятельность по обработке отходов IV класса опасности на основании лицензии от 19.07.2019 №-(57)-1709-СТОУ/П, которая не предусматривает возможности осуществлять деятельность по обработке отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605), отходов газет (код по ФККО 40512203605), использованных журналов, брошюр (код по ФККО 40512201605), а договоров с организациями, образующими указанные отходы АО не заключало. При этом следует учесть, что указанные виды отходов сами по себе представляют вторичное сырье и не требуют обработки.
Ссылается на то, что принадлежащая АО «ЭкоСити» мусороперегрузочная станция (далее - МПС) включена в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, утвержденную Приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от (дата обезличена)(номер обезличен) как объект обработки твердых коммунальных отходов. Деятельность по обработке твердых коммунальных отходов осуществляется на основании Договора на оказание услуг по обработке отходов (номер обезличен), заключенного между АО «ЭкоСити» и ООО «УК «Зеленая роща» (дата обезличена). Как следует из разъяснений, изложенных в Письме Минприроды России от (дата обезличена)(номер обезличен)-ОГ «Об обращении с ТКО» в соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 73000000000) включены группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Утверждает, что АО «ЭкоСити» осуществляет деятельность с твердыми коммунальными отходами, коды видов которых не указаны в перечне отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р.
Заявляет, что положения статьи 12 Закона об отходах регулирует требования к объектам размещения отходов, тогда как МПС АО «ЭкоСити» не является объектом размещения отходов, деятельность по размещению отходов общество не ведет, лицензии на осуществление данного вида деятельности не имеет. По мнению заявителя жалобы, обнаружение на площадке временного накопления в составе остатков сортировки твердых коммунальных отходов фрагментов бумаги, картона, газет и журналов само по себе не свидетельствует о том, что указанные отходы будут захоронены.
Приводит ссылку на Технологический регламент на технологию сортировки и утилизации твердых коммунальных отходов на мусоросортировочной станции с элементами сортировки твердых бытовых и промышленных отходов производительностью 200 тыс. тонн в год в г. Орле технологический процесс сортировки допускает процент бумагосодержащих остатков, направляемых на изготовление почво-грунтовой смеси, в объеме 1,5%. Изготавливаемая смесь подлежит направлению на рекультивацию бывшего полигона ТБО и ПО в рамках реализации АО «ЭкоСити» инвестиционного проекта: «Рекультивация бывшего полигона ТБО и ПО г. Орла и строительство комплекса по сбору и утилизации свалочного газа», включенного в реестр инвестиционных проектов Орловской области Приказом Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области от 12.03.2019 №-60.
В связи с этим, заявитель жалобы считает, что в действиях АО «ЭкоСити» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в связи с чем просил суд обжалуемое постановление отменить, а производство по делу – прекратить.
Представитель АО «ЭкоСити» ФИО2 (доверенность от (дата обезличена)) при рассмотрении жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Представитель Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 (доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена)) в судебном заседании доводы жалобы не признал, заявив, что правонарушение имело место и выражалось в ненадлежащей переработке остатков отходов, что было зафиксировано в актах осмотра мест размещения отходов и протоколе по делу об административном правонарушении.
Заслушав указанных выше лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, а также представленные доказательства, включая видеозапись осмотра места административного правонарушения, считаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 7.31 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №-7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как установлено пунктом 8 статьи 12 Закона об отходах, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 №-1589-р.
Классификация видов отходов, в том числе включенных в перечень, определяется Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора №-242 от 22.05.2017.
Таким образом, действующее законодательство запрещает захоронение отходов, содержащих полезные, утилизируемые компоненты и перечисленных в указанном выше перечне.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в адрес Приокского межрегионального управления Росприроднадзора поступили обращения граждан по фактам нарушений законодательства об отходах АО «ЭкоСити» на территории полигона твердых бытовых отходов г. Орла, которые сводились к жалобам на разрастание полигона отходов, а также на сжигание отходов АО «ЭкоСити», что нарушает право граждан на безопасную среду.
В ходе проведенного Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора административного расследования в отношении АО «ЭкоСити» в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) на эксплуатируемой АО «ЭкоСити» территории, расположенной по адресу: (адрес обезличен), было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен)15 осуществляется накопление отходов после сортировки твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
Отходы после сортировки ТКО, образуемые на АО «ЭкоСити», согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области утвержденной приказом Департамента промышленности, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от (дата обезличена)(номер обезличен) подлежат захоронению.
Как следует из обжалуемого постановления, в массе указанных отходов, после их сортировки, были обнаружены отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605), отходы газет (код по ФККО 40512203605), использованные журналы, брошюры (код по ФККО 40512201605), которые входят в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р.
В постановлении указано, что АО «ЭкоСити» не в полном объеме осуществляет сортировку отходов и допускает к последующему размещению отходы, запрещенные к захоронению, чем нарушает требования пункта 8 статьи 12 Закона об отходах, согласно которому захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.
Согласно представленным документам, АО «ЭкоСити» осуществляет деятельность по обработке отходов I-IV класса опасности на основании лицензии №(номер обезличен), выданной (дата обезличена) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, содержащей наименования видов отходов, кодов по ФККО, класса опасности, видов выполняемых с отходами работ, а также адресов мест осуществления деятельности.
(дата обезличена) между АО «ЭкоСити» и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «УК «Зеленая роща») был заключен договор на оказание услуг по обработке отходов (номер обезличен), из пункта 1.1. которого следует, что АО «ЭкоСити» приняло на себя обязательства по оказанию услуг по обработке ТКО IV-V класса опасности на объекте, а ООО «УК «Зеленая роща» принимает на себя обязательства по передаче отходов АО в массе, установленной договором в своевременной оплате услуг по обработке отходов.
Состав принимаемых на обработку отходов определяется в соответствии с ФККО, а также лицензией АО «ЭкоСити» №-(57)-(номер обезличен), от (дата обезличена) на деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов IV класса опасности (пункт 1.4. договора).
Лицензия (номер обезличен), выданная АО «ЭкоСити», содержит перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность АО «ЭкоСити». В данный перечень входят отходы I-IV класса опасности, и относящиеся к 3, 7, 8 и 9 блокам кодов отходов по ФККО, в частности: отходы из жилищ - код по ФККО 73110000000; отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО - 73120000000; 73310000000 - мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к ТКО; мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к ТКО - 73410000000; мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к ТКО - 73420000000; отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к ТКО - 73490000000, 73500000000; отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к ТКО - 73620000000; отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к ТКО - 73640000000; отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к ТКО - 73700000000; отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к ТКО - 73940000000.
Соответственно, обнаруженные должностным лицом отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605), отходы газет (код по ФККО 40512203605), использованные журналы, брошюры (код по ФККО 40512201605) не являются предметом переработки АО «ЭкоСити».
Данные виды отходов могут содержаться в составе отходов (в части бумагосодержащих остатков), с которыми, согласно лицензии, разрешается осуществлять деятельность АО «ЭкоСити», в объеме, не превышающем 1,5%, как это предусмотрено Технологическим регламентом на технологию сортировки и утилизации твердых коммунальных отходов на мусоросортировочной станции с элементами сортировки твердых бытовых и промышленных отходов производительностью 200 тыс. тонн в год в городе Орле.
Протоколом по делу об административном правонарушении не установлено, какое количество бумагосодержащих остатков было обнаружено на площадке АО «ЭкоСити. Из видеозаписи, на которой зафиксирован осмотр места совершения административного правонарушения и которая обозревалась в суде, следует, что на месте временного хранения отходов имеется незначительное количество частей картонных коробок и журнал. Считаю, что наличие в отходах, обрабатываемых АО «ЭкоСити», бумагосодержащих остатков, само по себе, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
В данном случае, учитывая положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, предусматривающей обязанность судьи толковать неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в пользу этого лица, а также неопределенность объема бумагосодержащих остатков содержащихся в отходах, размещенных на площадках АО «ЭкоСити», прихожу к выводу, что бумагосодержащие остатки, факт наличия которых был зафиксирован должностным лицом, составляют допустимый Технологическим регламентом объем и не могут расцениваться как самостоятельный вид промышленных или коммунальных отходов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, вынесенное (дата обезличена) в отношении АО «ЭкоСити» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях АО «ЭкоСити» состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу акционерного общества «ЭкоСити» - удовлетворить, постановление (номер обезличен) старшего государственного инспектора по Орловской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от (дата обезличена) о привлечении акционерного общества «ЭкоСити» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд города Орла в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: