Дело №12-129/2012
РЕШЕНИЕ
<...> 2 ноября 2012 года
Судья Приморского районного суда Архангельской области Тарнаев П.В.,
с участием директора МБОУ «***» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения «***» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Приморского района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении
ФИО2, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения «***» (далее - МБОУ «***») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В Приморский районный суд Архангельской области поступила жалоба директора МБОУ «***» ФИО1 на указанное постановление, в которой заявитель просит постановление отменить как незаконное и необоснованное.
Жалоба мотивирована тем, что МБОУ «***» не является объектом, к которому установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не входит в единую систему федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Заявитель в жалобе указал, что МБОУ «***» мобилизационного задания не имеет, не входит в реестр потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Муниципального образования «...», а также в реестр организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования на территории Муниципального образования «...».
В судебном заседании директор МБОУ «***» ФИО1 жалобу поддержала по основаниям в ней изложенным, просила обжалуемое постановление отменить.
Представитель отдела надзорной деятельности Приморского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причине не явки в суд не предоставил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. С учетом этого дело рассмотрено в отсутствии представителя указанного органа.
Согласно ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящий суд не связаны доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав в судебном заседании заявителя ФИО1, судья не усматривает предусмотренных законом оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления.
Суд, равно как и должностное лицо при рассмотрении дела об административном правонарушении, оценивает все доказательства в их совокупности.
Событие и обстоятельства совершения директором МБОУ «***» ФИО1 установлены мировым судьей правильно.
Судом установлено, что отделом надзорной деятельности по Приморскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области на основании распоряжения начальника ОНД Приморского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области № от ДД.ММ.ГГГГ проводилась плановая выездная проверка соблюдения требований в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в МБОУ «***». Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки установлены нарушения требований в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: не создано структурное подразделение и не разработано положение о структурном подразделении, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, а также не создана комиссия и не определен порядок принятия решений комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, что не соответствует п.п.7,8,9 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; не создана комиссия по повышению устойчивого функционирования объектов экономикиорганизаций в чрезвычайных ситуациях, не определена деятельность указанной комиссии, что не соответствует требованиям пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктам 6,7 Положения, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 27 августа 2007 года №156-па «Об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования объектов экономики в условиях ЧС, чем нарушена ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.13 Положения, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 27 августа 2007 года №156-па «Об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не установлены номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, что противоречит требованиям ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также требованиям ст.ст.9-10 Областного закона от 20 сентября 2005 года № 85-5-ОЗ «О компетенции органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п.п.2,3 Положения о порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года №1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; не определен порядок создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, что не отвечает требованиям ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», требованиям ст.10 Областного закона от 20 сентября 2005 года №85-5-ОЗ «О компетенции органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.6, 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Положению о Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года №1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; не осуществляются необходимые мероприятия в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций - не приобретены для работников средства индивидуальной защиты, что не отвечает требованиям Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п.4,7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденному приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 года № 993 «Об утверждения Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»; не разработан план основных мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год, что не соответствует требованиям Постановления Правительства Архангельской области от 12 июля 2011 года №233-пп «Об утверждении Положения о планировании мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области; не организовано оповещение работников об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, что не отвечает требованиям ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; работники школы не обеспечены медицинскими средствами защиты, не обучены способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, что является нарушением п.9 Приказа МЧС России от 21.12.2005 №993.
Каких-либо нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ходе проведения плановой проверки не допущено.
Доводы жалобы суд признает необоснованными, не свидетельствующими о наличии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Ссылки заявителя жалобы на то, что МБОУ «***» не является объектом, к которому установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не входит в единую систему федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются необоснованными.
Согласно п.п. 2 и 3 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении Федеральных служб и Федеральных агентств, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 26 сентября 2005 года №245 функциональная подсистема Минобрнауки России осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. №335 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794» и данным положением. Функциональная подсистема Минобрнауки России предназначена для организации и обеспечения работы органов управления образованием, учреждений и организаций образования и науки, сил и средств функциональной подсистемы Минобрнауки России в условиях повседневной деятельности, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, а также возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании п.6 указанного Положения, функциональная подсистема Минобрнауки России включает: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования), резервы финансовых и материальных ресурсов, средства связи и оповещения, информационно-аналитический центр, образовательные учреждения повышения квалификации. Согласно п.п.7 и 8 Положения координационным органом функциональной подсистемы Минобрнауки России являются на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, в том числе и школ, а постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы Минобрнауки России являются на объектовом уровне - штабы гражданской обороны или работники образовательных учреждений, специально уполномоченные для решения задач в области защиты работников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций. Обязанности постоянно действующих органов указаны в п.12 данного Положения. В состав сил и средств функциональной подсистемы Минобрнауки России входят на объектовом уровне в образовательных учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования, - нештатные формирования. На основании п.15 Положения подготовка работников органов управления функциональной подсистемы Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки, Рособразования, образовательных учреждений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности организуется в центрах комплексной безопасности и повышения квалификации руководителей и специалистов мобилизационного профиля, гражданской обороны и преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" Минобрнауки России, а также в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В силу п.21 вышеназванного Положения на каждом уровне функциональной подсистемы Минобрнауки России для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов, в том числе резерв финансовых и материальных ресурсов из средств образовательных учреждений и организаций.
МБОУ «***» является элементом функциональной подсистемы Минобрнауки России предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и на данное образовательное учреждение в полной мере распространяются требования нормативно-правовых актов в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, указанных в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении мирового судьи.
Частью 1 ст.20.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать, в том числе совершивших административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников иных организаций.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена директором муниципального бюджетного образовательного учреждения «***». Мировой судья пришла к обоснованному выводу, что ФИО1 являясь должностным лицом, будучи ответственной как руководитель образовательного учреждения за принятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в нарушение вышеуказанных требований законодательства не приняла меры по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Ссылки ФИО1 на наличии в МБОУ «***» ряда документов, связанных с обеспечением готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, на что также ФИО1 указывает в апелляционной жалобе обоснованно не были приняты мировым судьей во внимание, так как Инструкция по действиям персонала и учащихся с получением сигналов гражданской обороны, а также План гражданской обороны в нарушение требований Постановления Администрации Архангельской области от 27 августа 2007 года №156-па не согласованы в органе местного самоуправления, то есть фактически не утверждены постоянно действующим органом функциональной подсистемы на муниципальном уровне. Наличие же в образовательном учреждении документов в сфере пожарной безопасности не освобождает от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера требований законодательства, о чем также обоснованно указала мировой судья в обжалуемом постановлении.
Доводы заявителя о том, что МБОУ «***» мобилизационного задания не имеет, не входит в реестр потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Муниципального образования «...», а также в реестр организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования на территории Муниципального образования «...», не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
Представленные по данному делу об административном правонарушении доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются допустимыми, и оценены мировым судьей по правилам ст.26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Сделанные в постановлении выводы мировым судьей мотивированы, доводам ФИО1, приведенным ею в судебном заседании, дана надлежащеая правовая оценка.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюден, нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, не допущено. Дело рассмотрено с участием ФИО1 Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
При назначении административного наказания директору МБОУ «***» ФИО1 мировой судья в соответствие с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ учел характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность виновной, ее имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Административное наказание директору МБОУ «***» ФИО1 назначено правильно в пределах установленной законом санкции ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, с учетом отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 указанной статьи КоАП РФ для должностного лица.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «***» ФИО1 мировым судьей не допущено.
С учетом указанного, постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба директора МБОУ «***» ФИО1 на указанное постановление - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Приморского района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения «***» ФИО2, оставить без изменения, а жалобу директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения «***» ФИО2 на данное постановление - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и обжалованию не подлежит, но может быть обжаловано (опротестовано) лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ в порядке надзора в установленном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ порядке.
Судья П.В. Тарнаев