ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-129/2013 от 20.05.2013 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

Дело № 20-75/2013

РЕШЕНИЕ

20 мая 2013 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Шабловской Е.А.,

при секретаре: Крюковой Р.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Государственного инспектора автономного округа по региональному государственному экологическому надзору в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха ФИО2 №132-Н от 17 апреля 2013 года, которым генеральный директор ООО «Дездело-Профи» ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственного инспектора автономного округа по государственному надзору в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-Н генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Дездело-Профи» ФИО1 признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Дездело-Профи» ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, поскольку все выявленные нарушения были устранены до вынесения постановления, в связи, с чем просит признать малозначительность совершенного административного правонарушения и освободить её от административной ответственности.

В судебном заседании заявитель ФИО1 настаивала на жалобе, по указанным в ней доводам, не отрицая выявленные на момент проводимой проверки нарушения.

Государственный инспектор автономного округа по государственному надзору в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха ФИО2 в судебное заседание не явился, в представленном отзыве с доводами жалобы не согласились, указывая на законность вынесенного им постановления.

Выслушав объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, с учетом письменного отзыва должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав материалы административного дела, проверив доводы жалобы, а также законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Как следует из материалов дела, на основании приказа департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении плановой документарной выездной проверки юридического лица» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Дездело-Профи» была проведена плановая выездная проверка соответствия осуществляемой деятельности общества требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, (л.д.7-11).

По результатам плановой проверки в присутствии представителя ООО «Дездело-Профи» ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «Дездело-Профи» ФИО1 составлен протокол №-Н об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ, (л.д.12-16).

При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении должностное лицо ООО «Дездело-Профи» было признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ выразившееся в необеспечении принятия мер по соблюдению требований части 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №) и Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды». А именно: в не обеспечении выполнения обязанности по паспортизации и подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности (получению свидетельств о классе опасности отходов 4 класса опасности, а также по подготовке материалов отнесения отходов к 5-ому классу опасности для окружающей природной среды из числа образующихся на предприятии в ходе осуществления производственной деятельности следующих опасных отходов: - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный (4-го класса опасности), - отходы химического происхождения (не установленного класса опасности), - полиэтиленовая тара, поврежденная (не установленного класса опасности), - прочие отходы картона незагрязненные (не установленного класса опасности).

На данный вид отхода обществом «Дездело-Профи» в установленном порядке не оформлен на момент составления протокола паспорт опасного отхода и свидетельство о классе опасности отходов для окружающей природной среды. Обществом не выполнена обязанность по подготовке материалов отнесения отходов к 5-му классу опасности для окружающей природной среды в отношении 3 (трех) видов отходов, из числа образующихся на предприятии: отходы химического происхождения, полиэтиленовая тара, поврежденная, прочие отходы картона незагрязненные. На данные виды отходов обществом «Дездело-Профи» в установленном порядке не оформлены и на момент составления протокола отсутствуют материалы отнесения отходов к 5-му классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно частям 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

При этом основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Дездело-Профи»  является деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ. Для осуществления основных видов экономической деятельности обществом используются объекты и помещения расположенные по адресам:

- 629800 ЯНАО, <адрес> Используется кабинет для размещения офисного помещения.

- 629805 ЯНАО <адрес>». Используется помещение общей площадью 18,3 кв.м. для хранения материалов, ведения работ по основному виду деятельности и хранения производственных отходов (Приложение 1 к акту проверки, материал фотофиксации № № 6, 7, 8, 9 и 10). Кроме того используется территория, примыкающая к зданию ФКРС для размещения накопителей мусора от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в виде двух, стандартных металлических контейнеров.

Исходя из специфики осуществляемой деятельности, в используемом помещении в здании ФКРС общей площадью 18,3 кв.м. обществом «ДЕЗДЕЛО-ПРОФИ» осуществляется хранение материалов в пластиковой и картонной таре, используемых для проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ (Приложение 1 к акту проверки, материал фотофиксации №№ 2, 3 и 4). Использованная тара из-под применяемых в работе веществ; и материалов промывается от содержимого и временно хранится в арендуемом помещении (Приложение 1 к акту проверки, материал фотофиксации № 5). Для накопления и временного хранения отходов на предприятии организовано 4 места размещения отходов.

При осмотре используемых обществом объектов, территории и расположенных на ней накопителей для временного хранения отходов было установлено, что в число отходов размещаемых в арендованном помещении общества и на прилегающей к помещению территории входят: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный; отходы химического происхождения; полиэтиленовая тара, поврежденная; прочие отходы картона незагрязненные).

В ходе проведения мероприятий по проверке, включающих в себя визуальный осмотр объектов предприятия и изучение представленных документов, установлено, что в 2012 году в процессе осуществления производственной деятельности обществом «ДЕЗДЕЛО-ПРОФИ» образовано 4 вида промышленных отходов относящихся к различным классам опасности в количестве 0,4205 тонны отходов, а именно: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный (4-го класса опасности) - 0,3842 тонны; отходы химического происхождения (не установленного класса опасности) - 0,0005 тонны; полиэтиленовая тара, поврежденная (не установленного класса опасности) - 0,0326 тонны; прочие отходы картона незагрязненные (не установленного класса опасности) - 0,0032 тонны.

Образование в процессе осуществления деятельности общества отходов подтверждается предоставленными в ходе проверки: сведениями бухгалтерии о поступлении и списании материалов ООО «Дездело-Профи» (оборотно-сальдовые ведомости по счету 10 субконто) за 2012 год, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №-Н осмотра принадлежащей юридическому лицу территории и объектов, отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2012 год, информацией об образовании и движении отходов за 2012 года, сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы) за 2012 год, договорами возмездного оказания услуг по приему, транспортировке, утилизации, размещению и обезвреживанию промышленных отходов, заключенными обществом ее специализированными предприятиями г. Ноябрьска, а также актами выполненных работ данным договорам.

Таким образом, должностным лицом было установлено, что в процессе осуществления производственной деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Дездело-Профи» образуется 1 (один) вид отходов 4 класса опасности и 3 (три) вида отходов не установленного класса опасности.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определен Правительством Российской Федерации.

Обществом с ограниченной ответственностью «ДЕЗДЕЛО-ПРОФИ» должна была быть выполнена обязанность по паспортизации и получению свидетельств о классе опасности отходов четвертого класса опасности из числа отходов, образующихся на  предприятии в ходе осуществления производственной деятельности.

Однако паспорт опасного отхода IV класса опасности был утвержден и согласован с Росприроднадзором по ЯНАО только ДД.ММ.ГГГГ, также как получено свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды в день рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, когда проверка была уже проведена и составлен был протокол об административном правонарушении в отношении заявителя, (л.д.20, 21).

Порядок разработки паспортов опасных отходов закреплен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №. Данным приказом установлено следующее:

(пункт 2.1.) Паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

(пункт 2.2.) Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля №);

(пункт 2.7.) Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов территориальным специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами;

- (пункт 2.8.) Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от ДД.ММ.ГГГГ N 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 4128).

Формой паспорта (приложение 1 к Приказу Министерства природных ресурсов России от ДД.ММ.ГГГГ N 785) и пунктом 1 инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода (приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов России от ДД.ММ.ГГГГ N 785), определено, что паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Отметка о согласовании паспорта производится путем проставления в правом верхнем углу документа под грифом «СОГЛАСОВАНО» подписи руководителя территориального органа МПР России, проставления даты согласования и заверения подписи, а также записей внесенных в бланк формы печатью территориального органа МПР России.

В нарушение требований выше указанных нормативных документов, Обществом с ограниченной ответственностью «Дездело-Профи» обязанность по паспортизации и получению свидетельства о классе опасности отходов 4 класса опасности образующихся на предприятии на момент проверки, составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материала должностным лицом в отношении Общества не выполнена, что не оспаривается заявителем в судебном заседании.

Согласно частям 1, 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Кроме того, материалами дела, а именно протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительной генерального директора ООО "Дездело-Профи" от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина должностного лица, директора ООО «ДЕЗДЕЛО-ПРОФИ» ФИО1 была установлена на момент проверки данного юридического лица, устранения в последующем нарушений было учтено должностным лицом при определении вида и размера наказания.

Таким образом, административный орган доказал состав административного правонарушения, вменяемого директору ООО «ДЕЗДЕЛО-ПРОФИ».

В апелляционной жалобе заявитель указывает на малозначительность совершенного правонарушения и наличие оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

По мнению суда, несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.

Таким образом, обнаруженные в ходе проверки нарушения посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом. Срок привлечения к административной ответственности соблюден. Нарушений процессуальных требований при проведении проверки и привлечении директора общества к административной ответственности судом не установлено.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,

Р Е Ш И Л :

Постановление Государственного инспектора автономного округа по государственному надзору в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-Н по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «ДЕЗДЕЛО-ПРОФИ» ФИО1 по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

...

Судья: Е.А. Шабловская

...