Дело № 12-5/2022
УИД: 13RS0019-01-2021-003149-70
РЕШЕНИЕ
г. Рузаевка 11 января 2022 года
Судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия Грачев А.В.,
с участием защитника должностного лица – генерального директора ООО «Карьер-А» ФИО1 по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора ООО «Карьер-А» ФИО1 на постановление № старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, начальника отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза Республики Мордовия ФИО3 от 08.11.2021 в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Карьер-А» ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, начальника отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза РМ ФИО3№ от 08.11.2021, должностное лицо – генеральный директор ООО «Карьер-А» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Вышеуказанным постановлением установлено, что на основании приказа № от 12.10.2021 и.о. Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования РМ Л, главным специалистом отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза РМ Р, в период с 18.10.2021 г. по 28.10.2021 г. была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой в деятельности ООО «Карьер-А» были выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области недропользования. Директором ООО «Карьер-А» согласно выписке из ЕГРЮЛ является ФИО1 В ходе проверки установлено, что 26.10.2020 г. ООО «Карьер-А» выдана лицензия № ТЭ на пользование недрами с целью разведки и добычи строительных песков на Ускляйском месторождении участок 4 (площадь 1), сроком до 27.02.2045 г. Согласно служебной записке начальника отдела экологической экспертизы, нормирования и недропользования Минлесхоза РМ Я, ООО «Карьер-А» использовало земельный участок не в соответствии с целевым назначением, что является нарушением п.п. 7.15 существенных условий лицензии, то есть использовало земельные участки с кадастровыми номерами №, № из категории земель сельскохозяйственного назначения. Факт добычи полезных ископаемых на вышеуказанном участке подтверждается отчетом по форме 5-ГР и отчетом об извлечении полезных ископаемых при добыче по форме 70-тп за 2020 г. Выявленные нарушения влекут возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде.
Копия указанного постановления получена директором ООО «Карьер-А» ФИО1 08.11.2021 г. (л.д.10).
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Карьер-А» ФИО1 15.11.2021 г. обратился с жалобой, поступившей в адрес суда 17.11.2021 г. В обоснование жалобы указано, что 08.02.2021 г. инициировал процедуру перевода используемых земельных участков направив соответствующее ходатайство Председателю Правительства РМ о переводе земельных участков с кадастровыми номерами №, № из одной категории в другую, которое было возвращено для устранения недостатков, и повторно направлено 15.06.2021 г. 17.08.2021 Государственным комитетом имущественных и земельных отношений сообщено о готовности проекта постановления Правительства РМ о переводе земельных участков в другую категорию, однако Минлесхозом РМ не представлен ответ на запрос о выдаче заключения государственной экологической экспертизы на перевод вышеуказанных земельных участков. Также ООО «Карьер-А» неоднократно обращалось в Минлесхоз РМ с ходатайствами о направлении в Госкомимущество ответа на запрос (письмо б/н от 07.09.2021 г.), однако ответы не поступили. Кроме того, по данному вопросу ООО «Карьер-А» обращалось в Генеральную прокуратуру РМ, где в ходе проверки было установлено нарушение Федерального закона № 172-ФЗ от 21.04.2004 «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» в результате допущенной волокиты уполномоченными органами исполнительной власти РМ, Правительством РМ в установленный законодательством двухмесячный срок соответствующее решение не принято. Считает, что ООО «Карьер-А» добросовестно подошло к вопросу исполнения существенных условий выданной лицензии, приняло все зависящие меры по соблюдению нарушенных правил и норм, в то время, как Минлесхоз РМ препятствовало надлежащим образом исполнить существенные условия лицензии. Считает, что внеплановая документарная проверка проведена с грубыми нарушениями требований законодательства, а именно проведена ввиду отсутствия на то оснований, выразившихся в отсутствие угрозы причинения действиями ООО «Карьер-А» вреда окружающей среде, о чем также не указано в служебной записке № от 12.10.2021; исполнительные органы власти субъекта РФ полномочиями на осуществление государственного земельного контроля (надзора), не наделены. Считает, что в действиях директора ООО «Карьер-А» отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в связи с чем просит признать незаконным и отменить постановление № от 08.11.2021 старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды РМ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «Карьер-А» ФИО1, производство по делу прекратить. Также в жалобе заявитель указывает о возможности применения малозначительности, с учетом характера совершенного правонарушения.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, генеральный директор ООО «Карьер-А» ФИО3, в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, начальник отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза РМ ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом. В письменном заявлении просил дело об административном правонарушении рассмотреть в отсутствие их представителя.
В судебном заседании защитник должностного лица – генерального директора ООО «Карьер-А» ФИО3, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении по доверенности ФИО2 изложенные в жалобе доводы поддержала в полном объеме; между тем признала факт допущенного нарушения существенных условий лицензии, просила прекратить производство по делу в виду малозначительности совершенного правонарушения. В настоящее время Правительством Республики Мордовия принято решение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами №, № в границах, указанных в выписках из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности и земель иного специального назначения» для добычи полезных ископаемых (разведка и добыча строительных песков на Ускляйском месторождении участок 4 (площадь 1) согласно приложению.
Выслушав защитника должностного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами.
Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых нарушаются лицензионные условия.
Состав данного административного правонарушения, является формальным, административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния и не зависит от наступления каких-либо последствий.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» о недрах, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статьей 12 указанного Закона о недрах установлено, что лицензия на пользования недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащим настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные лицензией, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 указанного Закона о недрах, пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией.
В соответствии со ст. ст. 7, 88 Земельного кодекса РФ, добыча полезных ископаемых осуществляется на категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности и земель иного специального назначения с видом разрешенного использования земельного участка «Недропользование».
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут, в том числе административную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 49 Закона о недрах).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела и судом установлено, что ООО «Карьер-А» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ с 31.08.2020 г., к числу видов деятельности которого, также отнесены: разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина, пользование недрами Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО «Карьер-А» является ФИО1(л.д.40-48).
26.10.2020 Минлесхозом Республики Мордовия ООО «Карьер-А» была выдана Лицензия № ТЭ, сроком до 27.02.2045 г., с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча строительных песков на Ускляйском месторождении участок 4 (площадь 1) в Рузаевском муниципальном районе РМ, участок недр имеет статус горного отвода (л.д. 31-32).
Приложением к лицензии № 1 определены существенные условия пользования недрами (далее - Условия), в соответствии с п.п. 7.14, 7.15 которых ООО «Карьер-А» необходимо проводить горные работы на предоставленном участке недр только после оформления права пользования земельным участком для целей недропользования в порядке, предусмотренном земельным законодательством; использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и виду разрешенного использования способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (л.д.33-37).
В период с 18.10.2021 г. по 28.10.2021 г., на основании приказа № от 12.10.2021г. и.о. Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования РМ Л, главным специалистом отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза РМ, государственным инспектором в области охраны окружающей среды РМ, Р, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Карьер-А» по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства в области недропользования.
Актом проверки № от 28.10.2021 г. установлено, что ООО «Карьер-А» в своей деятельности использовало земельные участки с кадастровыми номерами №, № на Ускляйском месторождении участок 4 (площадь 1), расположенных в Рузаевском муниципальном районе РМ, не в соответствии с целевым назначением, в нарушении п. 7.15 существенных условий лицензии, отнесенных к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения». Отчетами по форме 5-ГР и об извлечении полезных ископаемых при добыче по форме 70-тп за 2020 г. установлен факт добычи полезных ископаемых ООО «Карьер-А» на вышеуказанных земельных участках.
Таким образом, был выявлен факт осуществления ООО «Карьер-А» деятельности, в нарушение существенных условий лицензии № от 26.10.2020 г., на земельном участке, которая не соответствует категории земель, а именно добыча недр на землях сельскохозяйственного назначения.
В связи с указанным событием в отношении должностного лица – директора ООО «Карьер-А» ФИО1 28.10.2021 г. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, начальника отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза Республики Мордовия ФИО4№ от 08.11.2021 г., должностное лицо - директор ООО «Карьер-А» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
08.11.2021 г. старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, начальником отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза Республики Мордовия ФИО4 вынесено представление об устранении ООО «Карьер-А» экологического правонарушения.
Указанные обстоятельства также не оспаривались представителем ООО «Карьер-А» в судебном заседании.
Доводы жалобы о том, что директор ООО «Карьер-А» ФИО1 добросовестно подошло к вопросу исполнения существенных условий выданной лицензии, принял все зависящие меры по соблюдению нарушенных им правил и норм, обратившись в соответствующие органы с ходатайством о переводе используемых земельных участков из одной категории в другую, однако Минлесхоз РМ создает по данному вопросу препятствия, не представляя данным органам заключение государственной экологической экспертизы, не свидетельствует об отсутствии в действиях директора ООО «Карьер-А» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, поскольку директор ООО «Карьер-А» ФИО1, в нарушение существенных условий лицензии, выданной 26.10.2020, не оформив право пользования земельным участком для целей недропользования, лишь приступив к процедуре оформления перевода земель из одной категории в другую 08.02.2021 г., осуществлял добычу полезных ископаемых в 2020 году, на земельных участках, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Утверждения заявителя о том, что внеплановая документарная проверка проведена ввиду отсутствия угрозы причинения действиями ООО «Карьер-А» вреда окружающей среде, являются несостоятельными, поскольку состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, является формальным, то есть, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к своевременному исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства. Заявителем не представлены доказательства, указывающие на наличие обстоятельств, объективно препятствующих своевременно обеспечить контроль за надлежащим исполнением требований законодательства о недрах, условий пользования недрами.
Доводы заявителя о том, что исполнительные органы власти субъекта РФ полномочиями на осуществление государственного земельного контроля (надзора) не наделены, основаны на неправильном толковании норм законодательства.
В силу п. 14 ст. 4 Закона о недрах, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится осуществление регионального государственного геологического контроля (надзора).
Согласно п.п. 22 п. 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденного Постановлением Правительства РМ № 1 от 18.01.2010 (в ред. от 25.02.2021), Министерство в области недропользования организует и осуществляет региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
В соответствии со ст. 23.22 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ч.1). Старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий (п.2 ч.2).
Как установлено в судебном заседании, постановление № от 08.11.2021 г. о привлечении к административной ответственности должностного лица – директора ООО «Карьер-А» ФИО1 по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, объектом которого являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, вынесено старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Минлесхоза Республики Мордовия ФИО4
Вместе с тем, учитывая, что директор ООО «Карьер-А» ФИО1 принял меры по устранению выявленных нарушений, обратившись в исполнительные органы государственной власти с ходатайством о переводе земельных участков из одной категории в другую, процедура оформления заняла значительное время по вине государственных органов, по данному факту проводилась проверка, в ходе которой установлено, что нарушение существенных условий лицензии связано, в том числе с нарушением региональным Правительством республики срока рассмотрения вышеуказанного ходатайства, внесено представление об устранении нарушений закона, что усматривается из сообщений прокуратуры Республики Мордовия от 05,29.10.2021 по обращениям ООО «Карьер-А» о неправомерных действиях должностных лиц (л.д.15-18), в настоящее время Правительством Республики Мордовия принято решение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами №, № в границах, указанных в выписках из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности и земель иного специального назначения» для добычи полезных ископаемых (разведка и добыча строительных песков на Ускляйском месторождении участок 4 (площадь 1) согласно приложению, нарушение устранено, суд считает возможным признать правонарушение малозначительным.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений, изложенных в п. 21 Постановления № 5 Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность, совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ, вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Давая оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу о том, что совершенное директором ООО «Карьер-А» ФИО1 правонарушение является малозначительным.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, начальника отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза Республики Мордовия ФИО4№ от 08.11.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «Карьер-А» ФИО1 - отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободив должностное лицо – директора ООО «Карьер-А» ФИО1 от административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья
1версия для печатиДело № 12-5/2022 (12-129/2021;) (Определение)