ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-129/2021 от 15.04.2021 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

УИД 21MS0050-01-2021-000119-19

№ 12-129/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

15 апреля 2021 года г. Чебоксары

Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Лащенова Е.В., рассмотрев жалобу законного представителя некоммерческой организации Фонд регионального развития «Содружество» Кузьмина М.К. на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении некоммерческой организации Фонд регионального развития «Содружество»,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №8 Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ некоммерческая организация Фонд регионального развития «Содружество» (далее – Фонд «Содружество») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.58 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за показ ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут в <данные изъяты> по адресу: <адрес>» фильма «<данные изъяты> в отсутствие прокатного удостоверения на территории Российской Федерации.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Фонда «Содружество» Кузьмин М.К. обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №8 Калининского района г.Чебоксары от 19 февраля 2021 года и производство по делу прекратить, в обоснование которой указывает, что показ фильмов проводился без прокатного удостоверения законно, поскольку проводился в рамках осуществления уставной деятельности музея на межгосударственном мероприятии в культурно-просветительских целях, что подтверждается письмом от Королевства Норвегии в Москве о взаимодействии в рамках культурного обмена.

Законный представитель некоммерческой организации Фонд регионального развития «Содружество» Кузьмин М.К. в судебное заседание не явился, направив в адрес суда пояснения к жалобе, из которых следует, что не требуется поучение прокатного удостоверения в случае показа фильмов исключительно в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные и дополнительные образовательные программы, а также в случае показа фильмов зарубежного производства на межгосударственных мероприятиях, проводимых в рамках культурного обмена между Российской Федерацией и иностранным государством в силу ст. 5.1 ФЗ «О государственной поддержке кинематографии РФ». Показы проходили в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музеями и выставочными залами. Показы проходили на межгосударственном мероприятии и в рамках обмена между РФ и иностранным государством. Показ фильма не может являться кинофестивалем, поскольку не попадает под критерии отнесения к международным кинофестивалям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2019 года №78.

Управление министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменные возражения на жалобу, в которых просит оставить постановление суда первой инстанции без изменения, а жалобу – без удовлетворения. В перечне проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей на 2020 год, утв. приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует информация о проведении международного кинофестиваля под наименованием – «Фестиваль норвежского кино» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г.Чебоксары, следовательно, показ фильмов на территории Российской Федерации Фондом «Содружество» невозможно расценить как проведение международного кинофестиваля. Между Министерством культуры Российской Федерации и уполномоченным органом Королевства Норвегии соглашение о сотрудничестве в области культуры по вопросам показа фильмов производства Норвегии на территории г.Чебоксары не подписывалось, в связи с чем мероприятие также не носит межгосударственный характер. Также Фонд «Содружество» нельзя отнести к музеям, а его деятельность нельзя признать музейной деятельностью.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Ч. 1 ст. 14.58 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм, если такое удостоверение требуется в соответствии с федеральным законом, или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст.5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа, и показа на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале фильма, ввезенного из-за рубежа для данного показа, а также некоммерческого показа музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками, архивами, научными организациями или образовательными организациями перешедших в общественное достояние фильмов, созданных на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Не требуется получение прокатного удостоверения в случае показа фильмов исключительно в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные и дополнительные образовательные программы, а также в случае показа фильмов зарубежного производства на межгосударственных мероприятиях, проводимых в рамках культурного обмена между Российской Федерацией и иностранным государством.

Согласно ст.3 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" показ фильма - публичная демонстрация фильма, осуществляемая в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и другими техническими способами, а демонстратор фильма - физическое или юридическое лицо, осуществляющее показ фильма.

Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Калининского района г.Чебоксары проведена проверка по обращению ФИО6, по результатам которой установлено, что Фондом «Содружество» в <данные изъяты> по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведен Фестиваль норвежского кино, в рамках которого осуществлен показ девяти фильмов: «<данные изъяты>. Сведений о выданных на указанные фильмы прокатных удостоверениях, размещенных на официальном сайте Минкультуры России, не имеется.

Вина Фонда «Содружество» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.58 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протокол по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 00 мин. состоялся показ фильма «Выбор короля / The King`s Choice», 130 мин., 2016, реж. Эрик Поппе, на который не получено прокатное удостоверение на территории РФ, в связи с этим были нарушены требования Федерального Закона РФ «О государственной поддержке кинематографии РФ»; объяснения ФИО4, который не отрицал факт трансляции фильма при отсутствии прокатного удостоверения на территории РФ; материалы проверки прокуратуры Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ; приказ Минкультуры России от 23 декабря 2019 года № 2003 «Об утверждении перечня проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей на 2020 год»;- соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегии о сотрудничестве в области культуры, образования и научных исследований, заключенным в г. Киркепесе 24 октября 1994 года; письмо Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Норвегии в РФ от 13 ноября 2020 года о поддержке специального показа фильмов 2019 года Норвежского института кино (NFI) для проведения в гор. Чебоксары Фестиваля норвежского кино; письмо Минкультуры России от 5 февраля 2021 года № 9-03-4, в котором указано, что заблаговременно несогласованные с Минкультуры России зарубежные киномероприятия, проводимые на территории Российской Федерации, не подпадают под действие Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в статьи 5 и 5.1 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» № 440-ФЗ от 28 ноября 2018 г. (статья 1, пункт 2), и не освобождаются от необходимости получения прокатных удостоверений.

Доводы жалобы о том, что общество не обязано получать прокатное удостоверение, так как демонстрировало фильмы в помещении выставочного зала в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музея, были проверены судом и признаны не обоснованными.

В силу ст.3 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, Фонд «Содружество» не относится к музеям и его деятельность нельзя назвать музейной деятельностью, следовательно, он не освобождён от обязанности получения прокатных удостоверений для показа зарубежных фильмов на территории РФ.

Довод жалобы о том, что показ норвежского фильма ДД.ММ.ГГГГ в г.Чебоксары проводился не в рамках международного кинофестиваля, поскольку фестиваль не имеет прокатной программы, конкурсного отбора фильмов, экспертного жюри и призового фонда, а являлся межгосударственным мероприятием, проводимым в рамках культурного обмена, не освобождает лицо, в отношении которого ведется производство по делу, от административной ответственности, поскольку приведенными положениями закона запрещена демонстрация фильмов без прокатного удостоверения.

Более того, исходя из письменных объяснений Кузьмина М.К. от ДД.ММ.ГГГГ, а также афиши, размещенной в социальной сети «ВКонтакте», копий билетов на показ фильмов, имеющихся в материалах дела, показ фильма указан в рамках проведения фестиваля – «Фестиваль Норвежского кино».

В перечне проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей на 2020 год, утвержденных приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует информация о проведении международного кинофестиваля под наименованием – «Фестиваль норвежского кино», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г.Чебоксары, следовательно, для осуществления проката фильма и (или) показа фильма ДД.ММ.ГГГГ в г.Чебоксары по адресу: <адрес><данные изъяты> Фондом «Содружество» в соответствии с федеральным законом требовалось получение прокатного удостоверения.

Довод жалобы о том, что показ норвежских фильмов носил межгосударственный характер также не нашел подтверждения при рассмотрении дела мировым судьей.

Согласно основным направлениям политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденным Президентом РФ 18 декабря 2010 года Министерство иностранных дел Российской Федерации разрабатывает общую стратегию политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, представляет соответствующие предложения Президенту РФ и ведет работу по реализации курса Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества.

Ст.16 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегии о сотрудничестве в области культуры, образования и научных исследований, заключенного в г.Киркенесе 24 октября 1994 года (Соглашение), предусмотрено, что в целях координации сотрудничества в рамках Соглашения стороны создают Смешанную российско-норвежскую комиссию по культурному сотрудничеству, состоящую из представителей компетентных министерств и ведомств. Комиссия будет также разрабатывать планы дальнейшего развития сотрудничества. На межправительственном уровне будет разработана программа сотрудничества, содержащая конкретные меры и условия выполнения настоящего Соглашения. Комиссия будет собираться по мере необходимости или по просьбе одной из сторон поочередно в каждой из стран в сроки, которые подлежат согласованию по дипломатическим каналам. Организация работы Комиссии возлагается на министерства иностранных дел Российской Федерации и Норвегии.

Международный договор - это в первую очередь соглашение общего характера, в котором стороны договариваются о сотрудничестве по кругу перечисленных вопросов, а затем заключают международный договор, который подписывают уполномоченные органы, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, образования и научных исследований (ст.1 Соглашения). В такой документ уже включены нормы прямого действия.

В материалах дела имеется письмо от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Норвегии в Российской Федерации Руне Ресаландой, в котором указано, что руководителю Фонда «Содружество» предоставлен сборник фильмов 2019 года норвежского института кино (NFI) для проведения публичного показа в культурном центре <данные изъяты> в г.Чебоксары в рамках российско-норвежского межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры, образования и научных исследований, однако, между Министерством культуры Российской Федерации и уполномоченным органом Королевства Норвегия официальных документов о сотрудничестве в области культуры, а именно по вопросам показов фильмов производства Норвегии на территории г. Чебоксары не подписывалось.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, мировой судья при рассмотрении дела пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Некоммерческой организации Фонд регионального развития «Содружество» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.58 КоАП РФ.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Наказание за совершенное административное правонарушение судом первой инстанции назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.58 КоАП РФ с учетом установленных обстоятельств совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность не установлено.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые могли служить основанием к отмене постановления, не допущено.

Доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления, жалоба не содержит.

На основании изложенного, судья не находит оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка №8 Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении некоммерческой организации Фонд регионального развития «Содружество» оставить без изменения, а жалобу законного представителя Кузьмина М.К. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Е.В. Лащенова