24RS0002-01-2020-006418-88
Дело №12-129/2021
РЕШЕНИЕ
<...> 21 июня 2021 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Попов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица – арбитражного (конкурсного) управляющего общества с ограниченной ответственностью «Красноярский Завод Проппантов» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 06 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Красноярский Завод Проппантов»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 06.11.2020 юридическое лицо – ООО «Красноярский Завод Проппантов», расположенное по адресу: <...>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. за то, что в нарушение требований п.п. 1, 2, 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» не представило в установленный срок до 25 марта 2020 года отчёт об организации и о результатах производственного экологического контроля (ПЭК) за 2019 год по объекту II категории №-П, на которых осуществляет хозяйственную деятельность (л.д.46-50).
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, арбитражный (конкурсный) управляющий ООО «Красноярский Завод Проппантов» ФИО1 обратился в Ачинский городской суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства извещения законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела. Определение о назначении рассмотрения дела от 29.10.2020 не направлялось ни на юридический адрес ООО «Красноярский завод Проппантов», ни законному представителю – конкурсному управляющему ФИО1 Более того, указанное определение содержит дату рассмотрения дела об административном правонарушении «06 октября 2020 года», а не «06 ноября 2020 года». Таким образом, ни юридическое лицо, ни его законный представитель не были надлежаще извещены о времени рассмотрения дела, что лишило ООО «Красноярский завод Проппантов» возможности воспользоваться предоставленными ему ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ процессуальными правами и повлекло за собой существенное нарушение норм процессуального права (л.д.1-4).
Арбитражный управляющий ФИО1, будучи извещен надлежащим образом (л.д.87-88), в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие (л.д.4), в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности,
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса,
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с ч. 4.1. указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу требований ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, основанием вынесения должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является не только надлежащее его извещение о времени и месте вынесения такого постановления, но и заблаговременное вручении копии составленного протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что законный представитель или защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ООО «Красноярский Завод Проппантов», при составлении протокола об административном правонарушении 29.10.2020 не присутствовали, извещались о дате, времени и месте составления протокола путем направления уведомления заказным письмом по месту нахождения общества по адресу: <...>, полученным представителем ООО «Красноярский Завод Проппантов» 21.10.2020 (л.д.56).
После чего, определением должностного лица от 29.10.2020 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Красноярский Завод Проппантов» по ст. 8.5 КоАП РФ на 15 час. 00 мин. 06.10.2020 по адресу: <...>, каб. 306 (л.д.52).
Указанное определение вместе с копией протокола об административном правонарушении направлено ООО «Красноярский Завод Проппантов» по электронной почте.
Согласно постановлению № 02-2/13-178 о назначении административного наказания, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Красноярский Завод Проппантов» рассмотрено 06 ноября 2020 года в 15 час. 00 мин., однако, определением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от 29.10.2020 назначены время и дата рассмотрения дела об административном правонарушении на 15 час. 00 мин. 06.10.2020 (л.д.46,52).
Таким образом, постановление о назначении административного наказания от 06.11.2020 № в отношении ООО «Красноярский Завод Проппантов» вынесено без участия законного представителя либо защитника юридического лица, при отсутствии доказательств их надлежащего и заблаговременного извещения о времени и месте вынесения постановления.
Имеющиеся в материалах дела сведения о направлении на электронный адрес ООО «Красноярский Завод Проппантов» копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, не свидетельствуют о надлежащем извещении, поскольку отсутствует подтверждение прочтения указанного электронного письма представителем ООО «Красноярский Завод Проппантов», доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства вручения представителю ООО «Красноярский Завод Проппантов» копии составленного в отношении общества протокола об административном правонарушении до вынесения должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении.
Изложенное объективно свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении ООО «Красноярский Завод Проппантов» было лишено возможности дать объяснения и замечания по рассматриваемому делу, то есть было лишено права на защиту, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку в силу положений ст. ст. 25.1. 25.4 и 28.2 КоАП РФ участие лица, привлекаемого к административной ответственности, в производстве по делу об административном правонарушении является гарантией соблюдения его прав.
Данное нарушение является существенным, и не может быть устранено при рассмотрении настоящей жалобы путем внесения изменений в ранее вынесенное постановление, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, за совершение вменяемого административного правонарушения истек.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу законного представителя юридического лица – арбитражного (конкурсного) управляющего общества с ограниченной ответственностью «Красноярский Завод Проппантов» ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 06 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Красноярский Завод Проппантов» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или протеста через Ачинский городской суд.
Судья А.В. Попов