УИД 04RS0010-01-2021-001230-30
Дело № 12-129/2021 г.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Иволгинск 26 августа 2021 г.
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц.
при секретаре Муравьевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу представителя ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» ФИО1 по доверенности на постановление главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 № от 11.06.2021 г. в отношении ГБУЗ «Республиканский ресурсный центр «Семья», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 № от 11.06.2021 г. ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» ФИО1, действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В жалобе указывает, что в нарушение требований ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол составлен по истечению двух суток с момента выявления административного правонарушения, так предписание № вынесено 28.04.2021 г, а протокол составлен лишь 13.05.2021 г. Также указывает, что постановление главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 № от 11.06.2021 получено ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» 24.06.2021 года. В нарушение ч. 5 ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» дважды составлены протокола № и № от 10.06.2021 г. о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. Кроме того, 08 июля 2019 г. между ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» и ФИО3 заключен договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем, в связи с чем наниматель обязан своевременно и в полном объеме оплачивать коммунальные услуги, обеспечивать сохранность имущества, находящегося в предоставленном жилом помещении, кроме того в соответствии с ч. 2 п.п.10 п. 8 договора наниматель обязан осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения права и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
В судебном заседании представители ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» ФИО1, ФИО4, действующие на основании доверенности, жалобу и доводы изложенные в ней поддержали в полном объеме. Представитель ФИО1 дополнительно указала, что ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» является бюджетным учреждением, и не имеет материальной возможности оплатить штраф в размере 150 000 руб.
Главный государственный инспектор по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что на момент проверки и вынесения предписания 28.04.2021 г. дом по адресу: <адрес> сгорел, наниматели данного жилого помещения не проживали, в связи с чем ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» был привлечен к административной ответственности, как собственник земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Директор ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» ФИО5 в зал суда не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в полном объеме, исследовав доводы жалобы, суд считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, главный государственный инспектор Иволгинского и Тарбагатайского районов по пожарному надзору ФИО2 выполнил указанные требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу выполнена. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за соблюдение пожарной безопасности.
Судом установлено, 28 апреля 2021 года в период с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут проведена внеплановая проверка в отношении юридического лица - ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» объект защиты проверяемого учреждения расположен по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №. В ходе проведенной проверки выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно в нарушение п. 67 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 (в ред. от 31.12.2020 г.) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» не произведена уборка сухой растительности на территории земельного участка. Согласно сведениям выписки из единого государственного реестра правообладателей земельного участка с кадастровым номером № является ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» (юридическое лицо ОГРН №, ИНН №). Составлен акт проверки № от 28 апреля 2021 года и выдано предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований пожарной безопасности от 28 апреля 2021 года №.
13 мая 2021 года в отношении ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. 14.05.2021 г. на основании распоряжения № от 11.05.2021 г. государственным инспектором Иволгинскому и Тарбагатайскому району по пожарному надзору ФИО6 была проведена внеплановая проверка, в ходе которой нарушения не выявлены.
21.05.2021 г. главным государственным инспектором по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 вынесены определения об истребовании сведений от ГБУ « Республиканский ресурсный центр Семья». Ответы на определения отправлены в установленные сроки, 27.04.2021 г. и 04.06.2021 г. соответственно. 10.06.2021 г. в 10 часов 00 минут и в 11.часов 00 минут вынесены в отношении ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» два протокола № и № об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ.
11.06.2021 г. главным государственным инспектором по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 вынесено постановление № от 11.06.2021 г. в отношении ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании достоверно установлено, и подтверждается имеющимися материалами дела, что в ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объекте по <адрес> земельный участок с кадастровым номером № принадлежащем на праве собственности ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья», были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно в нарушение п. 67 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 (в ред. От 31.12.2020 г.) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» не произведена уборка сухой растительности на территории земельного участка.
Таким образом, ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи
Вина юридического лица доказана совокупностью собранных доказательств по делу, в том числе протоколом об административном правонарушении № от 13.05.2021г., актом проверки № от 28 апреля 2021 года, предписанием об устранении выявленного нарушения обязательных требований пожарной безопасности от 28 апреля 2021 года №, выпиской из единого государственного реестра правообладателей земельного участка, а также другими имеющимися в деле доказательствами.
Протокол об административных правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в них отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Объектом административных правонарушений ст. 20.4 КоАП РФ выступают общественный порядок и общественная безопасность.
Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что указанные нарушения устранены юридическим лицом, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения в содеянном юридическим лицом, поскольку вышеуказанные нарушения были установлены в результате проведения проверки инспектором, факт совершения административных правонарушений был установлен инспектором, а также не является основанием к отмене состоявшегося по делу постановления.
Принятие мер по устранению выявленных нарушений после проведения проверки, а также после привлечения к административной ответственности не является обстоятельством, исключающим наличие в деянии юридического лица ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 2.4 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих выполнению администрацией требований пожарной безопасности, не представлено.
Довод жалобы о том, что между ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» ФИО3, а также с другим гражданином (договор найма жилого помещения суду не представлен) заключены договоры найма жилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>, и последние как наниматели данных жилых помещений несут ответственность по содержанию жилых помещений, в том числе обязаны были соблюдать правила пожарной безопасности, не принимаются во внимание судом. Поскольку материалами дела установлено, что в данных жилых помещениях произошел пожар 28 апреля 2020 года, и на момент проверки 28 апреля 2021 года дом находился в состоянии непригодном для проживания. Кроме того, основанием для проведения проверки послужило поступление 31 марта 2021 года в ОДНР по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам о том, что 28 апреля 2020 года в с. Сотниково Иволгинского района сгорел двухквартирный дом по адресу: <адрес> На месте данного пожара не принимаются меры по ликвидации остатков сгоревшего дома и уборке мусора, тем самым подвергают опасности других людей, кроме этого сухая нескошенная трава может стать причиной очередного пожара.
Судом принимается во внимание, что причиной пожара, произошедшего 28 апреля 2020 года в с. Сотниково Иволгинского района сгорел двухквартирный дом по адресу: <адрес> послужил умышленный поджог, что подтверждается сведениями, указанных в постановлении от 11.06.2021 г. № 87. Однако, после произошедшего пожара собственник земельного участка обязан нести бремя содержание земельного участка, предпринять меры по его уборке от остатков сгоревшего дома и уборке мусора, в том числе по уборке нескошенной сухой травы.
Кроме того, сгоревший жилой дом является двухквартирным, и наниматели жилых помещений приняли на себя обязанность согласно договору найма по содержанию жилого дома, однако прилегающая территория между двумя нанимателями не разграничена. Кроме того, согласно договору найма жилого помещения в п. 18 указано, что договор найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения. Таким образом, договор найма жилого помещения прекращен, с момента пожара 28.04.2020 г., поскольку произошла утрата (разрушение) жилого дома. С данного момента собственник (пользователь) обязан содержать земельный участок в надлежащем состоянии.
Доводы жалобы о привлечении ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» дважды по ст. 19.7 КоАП РФ к существу рассматриваемого дела не относится.
Добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности юридического лица.
При назначении наказания главный государственный инспектор Иволгинского И Тарбагатайского районов РБ по пожарному надзору ФИО2 выполнил требования ст. 4.1-4.3 КоАП РФ и правомерно, с учетом тяжести содеянного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, применил наказание в виде штрафа.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.
Добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми для выводов о виновности юридического лица ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление главного государственного инспектора Иволгинского района РБ по пожарному надзору ФИО2 отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным, обоснованным и мотивированным, нарушения процессуальных требований закона по делу не допущено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности ограничиться устным замечанием. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Состав правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является формальным. Наступление вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения.
С учетом объекта общественных правоотношений в области соблюдения правил пожарной безопасности и степени значимости соблюдения правил, установленных законом в этой области, а также отсутствием доказательств объективной необходимости отступления от этих правил, оснований для освобождения юридического лица ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» от административной ответственности в виду малозначительности административного правонарушения не имеется.
Устранение выявленных в ходе проверки нарушений само по себе не может являться обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд приходит к выводу, что размер штрафа назначенного наказания с учетом материального положения ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья», а также с учетом предпринятых мер по устранению выявленных нарушений, подлежит снижению до 80 000 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что жалоба представителя ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» ФИО1 по доверенности на постановление главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия ФИО2 № от 11.06.2021 г. по доводам жалобы не подлежит удовлетворению. Однако постановление главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия ФИО2 № от 11.06.2021 г. о привлечении к административной ответственности ГБУЗ «Республиканский ресурсный центр «Семья» следует изменить в части назначенного наказания, с учетом положения ст. 4.1 ч. 3.2 КоАП РФ,.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.10 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 № от 11.06.2021 г., оставить без удовлетворения.
Постановление главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 № от 11.06.2021 г. о привлечении к административной ответственности ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья», подлежит изменению.
Признать виновным ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 20.4 ч. 1 КоАП РФ и назначить штраф в размере 80 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: П/П А.Ц. Айсуева
Копия верна:
Судья: А.Ц. Айсуева
Подлинник постановления хранится в материалах дела №12-129/2021 в Иволгинском районном суде Республики Бурятия