ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/14 от 14.03.2014 Анивского районного суда (Сахалинская область)

 Дело № 12-12/14

 РЕШЕНИЕ

 14 марта 2014 года                         г.Анива

 Судья Анивского районного суда Сахалинской области Нужный И.В., при секретаре Грачевой О.Б., с участием прокурора Анивского района Мамедова З.Х., рассмотрел в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест заместителя прокурора Анивского района Огай А.Л. на постановление административной комиссии муниципального образования «Анивский городской округ» от 29.01.2014 года, которым управляющая ТСЖ «Таранай» ФИО1, привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 32 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» и подвергнута административному взысканию в виде предупреждения.

 Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 установил:

 В соответствии с распоряжением администрации «Анивского городского округа» № 12-ра от 16 января 2014 года «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере профилактики противодействия терроризму и экстремизму», специалистами контрольного управления администрации муниципального образования «Анивский городской округ» была проведена проверка многоквартирных жилых домов на предмет несанкционированного доступа посторонних лиц в техническое помещение зданий или сооружений (бойлерные, коммуникационные колодцы, чердаки, подвалы, пожарные лестницы и т.п.).

 Проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут, установлено, что подвальное помещение 1-го подъезда многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, находится в незапертом состоянии, доступ посторонних лиц на момент проверки в подвальное помещение свободный.

 По результатам проверки главным специалистом контрольного управления муниципального образования «Анивский городской округ» Гнатьевым Е.В. в отношении управляющей ТСЖ «Таранай» ФИО1 составлен протокол № о совершении ею административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 32 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области».

 Постановлением Административной комиссии муниципального образования «Анивский городской округ» от 29 января 2014 года № № должностное лицо - управляющая ТСЖ «Таранай» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 32 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» и подвергнута административному взысканию в виде предупреждения.

 Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора Анивского района Огай А.Л. 07.02.2014 года подал протест, в котором указал, что изучение материалов дела об административном правонарушении, а также материалов проведенной прокуратурой района проверки по факту привлечения лица к административной ответственности показало, что органом муниципального контроля грубо нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

 Как следует из Положения «О контрольном управлении администрации муниципального образования «Анивский городской округ», управление не наделено полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.

 В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

 Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным: предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене.

 В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ к грубым нарушениям откосится нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 части 2. частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки з отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статья 10 настоящего Федерального законе.

 Отсутствовали предусмотренные пунктом 2 части 2 Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ основания для проведения органом муниципального контроля внеплановой проверки юридического лица. Прокуратура Анивского района данную проверку не согласовывала, что влечет признание результатов проведенной Контрольным управлением администрации Анивского городского округа проверки недопустимыми доказательствами.

 В соответствии со ст. 15 Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ, при проведении проверки, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица.

 Учитывая, что предметом проверки, согласно распоряжению мэра городского округа от 16.01.2014 № 12-ра, явилось соблюдение юридическими лицами законодательства Российской Федерации в сфере профилактики противодействию терроризму и экстремизму, контрольное управление не вправе было проводить проверку соблюдения указанного законодательства, поскольку согласно Положению о контрольном управлении администрации муниципального образования «Анивский городской округ», утвержденному Постановлением мэра Анивского городского округа от 28.01.2013 № 57-п, в компетенцию контрольного управления не входит контроль за соблюдением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.

 В настоящее время нормативных правовых актов Правительства РФ, устанавливающих требования к антитеррористической защищенности объектов, а также порядок контроля за выполнением таких требований, не издано.

 При таких данных органы местного самоуправления не вправе осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.

 Требования к содержанию чердаков и подвалов многоквартирных жилых домов предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Так, ненадлежащее содержание подвальных и чердачных помещений, выразившееся в свободном допуске посторонних лиц, является нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170. Таким образом. Контрольное управление фактически необоснованно и незаконно провело внеплановую проверку юридического лица на предмет соблюдения требований жилищного законодательства, что является осуществлением муниципального жилищного контроля.

 На основании изложенного, заместитель прокурора Анивского района Огай А.Л. просит суд отменить постановление административной комиссии муниципального образования «Анивский городской округ», производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушении.

 В судебном заседании прокурор Анивского района Мамедов З.Х. доводы протеста поддержал. Пояснил, что антитеррористическая деятельность относится к компетенции федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов. Муниципалитеты могут осуществлять отдельные государственные функции в случае передачи им таковых в соответствующем порядке. Однако никаких нормативных правовых актов о передаче муниципалитету указанных государственных функций, с предоставлением соответствующего финансирования, пока нет. Нет таких полномочий и в Положении о контрольном управлении администрации муниципального образования «Анивский городской округ».

 Председатель административной комиссии муниципального образования «Анивский городской округ» Барабашов А.В. просил оставить протест без удовлетворения. В представленных письменных возражениях указал, что в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма.

 Согласно подпункту 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, что является одним из направлений обеспечения правопорядка.

 Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения Населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

 В соответствии с частью 3 указанной статьи муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

 Согласно пункту 38 статьи 7 Устава муниципального образования «Анивский городской округ» к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

 В соответствии с указанными нормативными правовыми актами было издано распоряжение администрации городского округа от 16 января 2014г. № 12-ра «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере профилактики и противодействия терроризму и экстремизму», которым контрольному управлению администрации городского округа поручалось повести проверку управляющих компаний и товариществ собственников жилья на предмет несанкционированного доступа к чердачным и подвальным помещения жилых домов посторонних лиц с целью совершения противоправных действий, направленных на дестабилизацию функционирования систем жизнеобеспечения и безопасности граждан.

 Постановлением мэра Анивского городского округа от 28 января 2013 года № 57-па утверждено Положение о контрольном управлении администрации муниципального образования «Анивский городской округ» (далее Положение).

 В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 указанного Положения, основными задачами деятельности контрольного управления являются:

 - решение вопросов местного значения, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения Анивского городского округа;

 - контроль за соблюдением индивидуальными предпринимателями, учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, принадлежности и подчиненности, а также гражданами и должностными лицами, находящимися и осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования «Анивский городской округ», правил благоустройства и санитарного содержания территорий муниципального образования «Анивский городской округ»;

 - осуществление муниципального жилищного контроля на территории городского округа.

 Как следует из Положения, контрольное управление наделено полномочиями на решение вопросов направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения Анивского городского округа в рамках действующего законодательства.

 Предметом проверки являлся жилищный фонд муниципального образования, а именно чердачные и подвальные помещения жилых многоквартирных домов. Проверочные мероприятия проводились специалистами контрольного управления путем визуального осмотра многоквартирных жилых домов с последующей фиксацией результатов актом осмотра.

 В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона № 294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

 В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ проверка это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

 Таким образом, очевидно, что проверочные мероприятия специалистов Контрольного управления администрации Анивского городского округа проводились не в рамках действия Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а во исполнение Федеральных законов: Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закона Сахалинской области от 29.03.2004 г. № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», Устава муниципального образования «Анивский городской округ» и Решения Собрания Анивского городского округа от 22.08.2013 № 404, утвердившим «Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Анивский городской округ».

 В соответствии с подпунктом 4.15.16 пункта 4.15 главы 4 «Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Анивский городской округ» запрещается:

 - устраивать в подвальных помещениях склады горючих и взрывоопасных материалов, а также размещать другие хозяйственные склады, если вход в; эти помещения осуществляется из общих лестничных клеток;

 - несанкционированное проникновение (без согласования с управляющей организацией) в технические помещения (подвалы, чердаки, тепловые узлы и т.д.) посторонних лиц…

 Следовательно, специалисты контрольного управления Анивского городского округа действовали в пределах, установленными Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Анивский городской округ».

 Административное взыскание должностному лицу ФИО1 вынесено в соответствии со статьей 32 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» за непринятие мер по ограничению несанкционированного доступа посторонних лиц в технические помещения зданий или сооружений (бойлерные, коммуникационные колодцы, чердаки, подвалы, пожарные лестницы.

 Председатель административной комиссии муниципального образования «Анивский городской округ» Барабашов А.В. также пояснил, что положения Федерального закона № 294-ФЗ применяться в рассматриваемой ситуации не должны, так как проведенная проверка жилого дома является мероприятием осуществленным в рамках антитеррористической деятельности. Кроме того, в результате этого мероприятия было выявлено административное правонарушение по факту которого было возбуждено административное дело и дальнейшие действия в виде затребования в управляющей организации документов, проводились в рамках производства по административному делу и в данном случае положения вышеуказанного федерального закона так же применяться не должны.

 В судебном заседании управляющая ТСЖ «Таранай» ФИО1 протест прокурора поддержала, полагала, что её привлекли к административной ответственности незаконно, пояснила, что как видно на фотографии, навесной замок на двери имеется. Все жильцы проинструктированы о том, что двери в подвалы и люки на чердаки должны быть заперты. Запретить жильцам пользоваться подвалом она не может, поэтому у всех жильцов дома имеются дубликаты ключей от замков. Дверь на момент проверки была не заперта, так как кто-то из жильцов дома заходил в подвал и, выйдя оттуда, забыл запереть дверь, а может быть собирался вскоре снова зайти в подвал.

 Выслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, прихожу к следующему.

 Принимая постановление о привлечении управляющей ТСЖ «Таранай» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 32 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», административная комиссия муниципального образования «Анивский городской округ» пришла к выводу о том, что ФИО1 допустила свободный доступ посторонних лиц в подвальное помещение многоквартирного жилого дома.

 Решение принято на основании протокола об административных правонарушениях, составленного главным специалистом контрольного управления администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Гнатьевым Е.В., и других материалов собранных при проверке <адрес> в <адрес>,

 Из материалов дела следует, что проверка проводилась внепланово, с выездом на объект (жилой дом) находящийся в управлении ТСЖ «Таранай».

 При этом основанием к проведению проверки послужило распоряжение администрации «Анивского городского округа» № 12-ра от 16 января 2014 года «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере профилактики противодействию терроризму и экстремизму». Указанным распоряжением, руководителю контрольного управления администрации Анивского городского округа Белых А.Ю., предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести проверку на предмет несанкционированного доступа к чердачным и подвальным помещениям жилых домов, при выявлении фактов нарушения законодательства Российской Федерации в сфере профилактики противодействия терроризму и экстремизму принять меры по привлечению должностных лиц управляющих компаний и товариществ собственников жилья к административной ответственности.

 Из акта осмотра составленного главным специалистом контрольного управления администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО10 следует, что им, совместно с управляющей ТСЖ ФИО1, проведен рейд на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере профилактики противодействия терроризму и экстремизму на территории Анивского городского округа в <адрес> в <адрес>.

 С выводами административной комиссии муниципального образования «Анивский городской округ» следует не согласиться по следующим основаниям.

 Пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции установлено, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 указанного Кодекса к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

 В силу подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

 Таким образом, вопросы установления административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами, отнесены к ведению Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных актами указанных публично-правовых образований, а также актами органов местного самоуправления.

 Вопросы доступа в подвальные помещения жилых домов урегулированы федеральным законодательством. Пунктом 3.4.5. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установлено, что входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок…

 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (статья 7.22).

 В соответствие с положениями статей 28.3 и 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 уполномочены составлять должностные лица органов осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности.

 Частью 1 статьи 32 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» установлена ответственность за нахождение посторонних лиц в технических помещениях зданий и сооружений. За непринятие мер по ограничению несанкционированного доступа посторонних лиц в технические помещения зданий или сооружений (бойлерные, коммуникационные колодцы, чердаки, подвалы, пожарные лестницы и т.п.), должностные лица могут быть подвергнуты предупреждению или административному штрафу.

 Из анализа приведенного законодательства, следует, что положения части 1 статьи 32 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» не могут применяться при выявлении нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, и относятся к случаям выявления нахождение посторонних лиц в технических помещениях зданий и сооружений, не относящихся к жилищному фонду. Обратное повлекло бы нарушение положений части 1 статьи 1 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 При таких обстоятельствах в действиях ФИО1 не усматриваются признаки деяния, позволяющие квалифицировать его по части 1 статьи 32 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», соответственно в действиях ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 32 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области».

 Также следует отметить, что в соответствие с частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 По общим правилам, установленным Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внеплановая проверка проводится в форме документарной или выездной (часть 4 статьи 10).

 Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица или по месту фактического осуществления его деятельности.

 Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки (части 2 и 4 статьи 12).

 Проверка проводится на основании распоряжения или приказа. Типовая форма распоряжения или приказа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе (часть 1 статьи 14).

 Статьёй 1 указанного Федерального закона введены разграничения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов (пункт 17 части 3.1) и муниципального жилищного контроля (пункт 26 части 4). В первом случае положения Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, во втором случае особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

 Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 Частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности организации и проведения проверок в части, касающейся оснований проведения проверок, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки, наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.

 В соответствие с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

 Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждены типовые формы: распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 В соответствие с положениями статьи 3 Закона Сахалинской области от 05.03.2013 №10-ЗО «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор», муниципальный жилищный контроль на территории Сахалинской области осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и муниципальными правовыми актами.

 Предметом муниципального жилищного контроля на территории Сахалинской области является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством Российской Федерации, законодательством Сахалинской области и муниципальными правовыми актами.

 Муниципальный жилищный контроль осуществляется путем проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Сахалинской области и муниципальными правовыми актами проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами обязательных требований.

 По результатам мероприятий по муниципальному жилищному контролю, уполномоченное должностное лицо органа муниципального жилищного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Сахалинской области и муниципальными правовыми актами, составляет:

 1) акт проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации;

 2) акт проверки в отношении нанимателей по форме, утвержденной муниципальным правовым актом;

 3) акт обследования по форме, утвержденной муниципальным правовым актом;

 4) предписание об устранении нарушений обязательных требований.

 При осуществлении муниципального жилищного контроля должностные лица уполномоченных органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, имеют права и несут обязанности, установленные статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Из положений указанного Закона Сахалинской области следует, что составление протоколов об административных правонарушениях за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений в полномочия уполномоченных должностных лиц органа муниципального жилищного контроля не входит, что соответствует положениям статей 28.3 и 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Кроме того, при осуществлении муниципального жилищного контроля должностные лица уполномоченных органов муниципального жилищного контроля несут обязанности установленные статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 Постановлением мэра Анивского городского округа от 28.01.2013г. № 57-п утверждено Положение «О контрольном управлении администрации муниципального образования «Анивский городской округ». Согласно положению, основанными задачами управления являются: решение вопросов местного значения, контроль за соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Анивский городской округ», осуществление муниципального жилищного контроля на территории городского округа. Осуществление мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в полномочия управления не входит.

 Согласно постановлению администрации Анивского городского округа от 09.01.2014г. № 2-па Гнатьев Е.В., являющийся главным специалистом контрольного управления, включен в состав административной комиссии муниципального образования «Анивский городской округ».

 Как следует из приведенных положений законодательства, внеплановая проверка жилых домов может быть проведена без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации только при наличии оснований указанных в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, данный перечень расширенному толкованию не подлежит. Проведение внеплановых проверок юридических лиц на основании «профилактики противодействию терроризму и экстремизму» действующим законодательством не предусмотрено.

 Доводы председателя административной комиссии Барабашова А.В. о том, что при проведении внеплановой проверки специалисты контрольного управления Анивского городского округа руководствовались Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Анивский городской округ», несостоятельны, так как данные правила не регламентируют порядок проведения внеплановых проверок. Кроме того, статья 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» предусматривавшая ответственность за нарушение правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных пунктов Сахалинской области утратила силу в связи с изданием Закона Сахалинской области от 18.05.2012 № 31-ЗО.

 Доводы председателя административной комиссии муниципального образования «Анивский городской округ» Барабашова А.В. о том, что положения Федерального закона № 294-ФЗ применяться в рассматриваемой ситуации не должны, так как проведенная проверка жилого дома являлась мероприятием, осуществленным в рамках антитеррористической деятельности, также несостоятельны ввиду следующего.

 Федеральный закон от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

 Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции (статья 4).

 В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5).

 Федеральный закон от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Частью 3 статьи 5 указанного федерального закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

 Статьей 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

 При этом, на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение мер и временных ограничений, в том числе беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

 Статьи 16 и 17 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения для поселения, муниципального района, городского округа относят участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.

 Частью 2 ст. 17 указанного Федерального закона органам местного самоуправления предоставлено также право привлекать граждан к социально значимым работам, в том числе дежурствам в целях решения задач противодействия терроризму.

 Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями определен статьёй 19 указанного Федерального закона, которой установлено, что федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий.

 Постановлением Правительства Сахалинской области от 29.12.2012г. № 695 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области на 2013-2020 годы», в процессе реализации Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009г., Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025г., утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011г. № 99, принята Подпрограмма № 5 «Профилактика терроризма и экстремизма в Сахалинской области на 2013 - 2020 годы».

 Пунктом 5 указанной подпрограммы утвержден Перечень мероприятий подпрограммы, который приведен в приложении №1.

 Пунктом 11 подпрограммы определено, что в качестве координатора подпрограммы выступает департамент общественной безопасности и контроля аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области.

 Исполнителями программных мероприятий являются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и областные органы исполнительной власти с учетом их компетенции и специфики запланированных мероприятий.

 Органы местного самоуправления в качестве исполнителей мероприятий включенных в Перечень не указаны.

 Таким образом, полномочия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, администрации муниципального образования «Анивский городской округ», в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не передавались. Соответственно главный специалист контрольного управления администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Гнатьев Е.В. не может осуществлять данный вид государственного контроля.

 Постановлением мэра Анивского городского округа от 28.04.2008г. № 560 утверждено Положение «О комиссии по противодействию терроризму и экстремизму в Анивском городском округе». Согласно указанному положению, основанными задачами комиссии являются:

 - разработка и осуществление мероприятий на территории муниципального образования по выявлению, предупреждению и пресечению террористической и экстремистской деятельности и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и экстремизма и осуществлению террористической и экстремистской деятельности;

 - сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма и экстремизма на территории муниципального образования;

 - осуществление контроля за выполнением органами, отделами и управлениями администрации муниципального образования законодательства Российской Федерации и Сахалинской области по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом;

 - внесение в областную антитеррористическую комиссию и администрацию муниципального образования предложений по формированию системы по обеспечению безопасности и защите объектов промышленности, жизнедеятельности, транспорта и связи, населения города от терроризма и экстремизма и иных форм проявления терроризма и экстремизма.

 Комиссия имеет право:

 - принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации, координации и совершенствования взаимодействия субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом и экстремизмом, по предупреждению, выявлению и пресечению террористических и экстремистских акций и ликвидации их последствий;

 - запрашивать у государственных, общественных и иных организаций и должностных лиц необходимые для ее деятельности документы, материалы и информацию;

 - создавать рабочие группы для решения основных вопросов, относящихся к компетенции комиссии, и определять порядок работы этих групп;

 - привлекать должностных лиц и специалистов предприятий, учреждений и организаций муниципального образования (по согласованию с руководителями) для участия в работе комиссии;

 - вносить в установленном порядке предложения по вопросам, относящимся к компетенции комиссии и требующим решения областной Думы или администрации Сахалинской области.

 Постановлением мэра Анивского городского округа от 06 апреля 2012 г. № 141-п утверждена муниципальная Программа «О мерах по противодействию терроризму и экстремизму в Анивском городском округе на 2012-2015 годы».

 Пунктом 3.2 программы предусмотрена реализация комплекса мероприятий, в том числе осуществление комплекса мер направленных на усиление безопасности жилых домов и мест массового пребывания людей, в том числе техническое укрепление чердаков, подвалов…

 Однако указанные постановления мэра Анивского городского округа не могут являться основаниями для отступления от правил установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 Статьёй 20 Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», установлено, что результаты проверки, проведенной органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

 1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

 2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;

 4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

 5) пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;

 6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);

 7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);

 8) частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).

 Из материалов дела следует, что информация о фактах нарушения управляющей организацией – ТСЖ «Таранай» обязательств по надлежащему содержанию общего имущества <адрес> в <адрес>, либо о других нарушениях указанных в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в орган муниципального жилищного контроля – контрольное управление администрации муниципального образования «Анивский городской округ» не поступала. Таким образом, отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.

 В тоже время распоряжение о проведении внеплановой проверки, в соответствие с положениями части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не издавалось, согласование с органами прокуратуры не получалось, проверка проведена без предварительного уведомления проверяемой организации, акт проверки органом муниципального контроля юридического лица не составлялся. Типовые формы, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141 не заполнялись. В распоряжении о проведении проверки управляющих компаний, исполнителем указан Белых А.Ю., фактически проверку осуществлял Гнатьев Е.В.

 В соответствие с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

 В соответствии с указанными обстоятельствами, все собранные по делу доказательства не могут использоваться в качестве доказательств нарушения юридическим лицом обязательных требований.

 В связи с изложенным, доводы председателя административной комиссии Барабашова А.В. о том, что сначала было возбуждено административное дело и дальнейшие действия по собиранию доказательств, проводились в рамках производства по административному делу, являются несостоятельными.

 В соответствие с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

 В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 решил:

 протест заместителя прокурора Анивского района Огай А.Л. удовлетворить, постановление административной комиссии муниципального образования «Анивский городской округ» от 29.01.2014 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях управляющей ТСЖ «Таранай» ФИО1 события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 32 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области».

 Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 Судья

 Анивского районного суда                    И.В. Нужный