Р Е Ш Е Н И Е 12-12/15
04 июня 2015г. с.Архангельское
Судья Архангельского районного суда РБ Ильин А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ОАО АНК Башнефть на постановление Росприроднадзора по РБ от ДД.ММ.ГГГГ. по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО АНК «Башнефть» Постановлением Росприроднадзора по РБ № № от ДД.ММ.ГГГГг. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО АНК Башнефть обратился в суд с жалобой, в которой просит снизить штраф до <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель ОАО АНК Башнефть ФИО1 вину в совершении нарушения признала, доводы жалобы о снижении штрафа поддержала.
Представитель Росприроднадзора по РБ ФИО2 не согласен, просил оставить решение в силе.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили выводы Росприроднадзора о необеспечении Обществом за 12 месяцев 2013 года на данном нефтяном месторождении уровня использования попутного нефтяного газа (ПНГ) в размере не менее 80%, что, по мнению Росприроднадзора, является основанием для привлечения Общества к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ.
ОАО АНК «Башнефть» является владельцем Лицензии № на право пользования недрами в целях добычи нефти и газа на Архангельском месторождении в Архангельском районе РБ. В соответствии с Дополнением к технологической схеме разработки Архангельского месторождения, утвержденным Протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС № от ДД.ММ.ГГГГ процент использования ПНГ в ДД.ММ.ГГГГ г. должен достигать 80%.
В силу ст.22 Закона РФ "О недрах" пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр в целях обозначенной в лицензии, при соблюдении требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1663-р "Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.", закреплено достижение уровня утилизации попутного газа до 95 процентов, а также отмечено, что одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов.
Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. N 1148 "Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа" (далее - Постановление № 1148) предусмотрено, что предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа не должно превышать 5 процентов объема добытого попутного нефтяного газа.
Пунктом 4 раздела VI Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. N 1715-р) отмечено, что одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Стратегия предусматривает, что уже к окончанию первого этапа ее реализации будет эффективно использоваться 95 процентов извлекаемого попутного нефтяного газа, в том числе путем переработки на газоперерабатывающих заводах с разделением газа на этан, пропан и бутан, а при технологической необходимости - и на изомеры бутана.
Временные рамки окончания первого этапа (ориентировочно 2013 - 2015 годы) будут определяться масштабами последствий кризиса и скоростью их преодоления экономикой и энергетическим сектором».
Аналогичные выводы были указаны и в Распоряжении Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р «Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (действовавшим в 2013 году).
Согласно письма ОАО АНК Башнефть Архангельское месторождение в целом находится на завершающей стадии разработки и эффективность его эксплуатации является низкорентабельной. Так, в ДД.ММ.ГГГГ рентабельность по валовой прибыли составила 2,8%, в 2014 году эксплуатация Архангельского месторождения была убыточной, убыток составил более 0,75 млн. руб.
Тем не менее, в рамках реализации «Целевой газовой программы по повышению уровня использования попутного нефтяного газа в ОАО АНК «Башнефть», непосредственно на Архангельском месторождении предусмотрено техническое перевооружение УПС «Архангельск» в части установки печи для подогрева жидкости.
За период ДД.ММ.ГГГГ годы по рассматриваемому месторождению ОАО АНК «Башнефть» освоило капитальных вложений на сумму более 1,0 млн. руб.
Ориентировочная стоимость планируемых работ по данному объекту составляет около 12 млн. руб.
Таким образом, несмотря на экономическую неэффективность указанных мероприятий, ОАО АНК «Башнефть» реализовывает проект полезного использования попутного нефтяного газа на данном месторождении общей стоимостью более 13 млн. руб.
Наряду с этим, Компания, в рамках действующего законодательства ежегодно вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду. В частности, по Архангельскому месторождению за ДД.ММ.ГГГГ платеж, подлежащий уплате в бюджет за сверхлимитные выбросы от стационарного объекта составил 0,79 млн. руб.
В силу ч.3. ст.4.1. КоАП РФ При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 3.2. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> рублей, предусмотренное санкцией части 1 статьи 8.10 КоАП РФ не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление Управления Росприроднадзора по РБ подлежит изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Управления Росприроднадзора по РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-П в отношении ОАО «АНК "Башнефть» по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ изменить: размер назначенного ОАО «АНК «Башнефть» наказания в виде административного штрафа снизить с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> - в остальной части указанное постановление о привлечении к административной ответственности ОАО «АНК «Башнефть» оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Н.Ильин