Дело № 12-12/2016 (№ 12-126/2015) |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 января 2016 года | г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Чернявского А.В.,
при секретаре судебного заседания Новиковой Н.А.,
с участием должностного лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - исполняющей обязанности по не вакантной должности начальника финансовой части – главного бухгалтера ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» БурдИ. И. А. на постановление руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – исполняющей обязанности по не вакантной должности начальника финансовой части – главного бухгалтера ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» БурдИ. И. А. к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Вышеуказанным постановлением должностное лицо – исполняющая обязанности по не вакантной должности начальника финансовой части – главного бухгалтера ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» БурдИ. И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения и привлечена к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, БурдИ. И.А. обратилась в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на положения ст.ст. 38, 161, 162, 168, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, просит оспариваемое постановление отменить, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, указав, что согласно бюджетной росписи МЧС России на 2014 год утвержден перечень целевых статей, видов расходов, КОСГУ на оплату командировочных расходов по КБК 0310 1010059 134 212, 222, 226. Перечисление денежных средств ОАО «Компания Солнечный ветер» Учреждением - ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» было обусловлено служебной необходимостью и произведено в пределах нормативов. Не обеспечение денежными средствами и не отправка сотрудника в командировку влечет за собой нарушение приказа МЧС России от 21 марта 2013 года № 195, что противоречит требованиям ст. 168 ТК РФ. Финансовое обеспечение деятельности ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» осуществляется за счет средств бюджетной системы РФ и на основании бюджетной росписи. Операции с бюджетными средствами, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов и осуществляются через лицевые счета, открытые в ОФК. Согласно мнению Минфина России, если кассовые расходы произведены по статьям КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой (обоснованиями к ней), документами о доведении ЛБО, а также плановыми документами главного распорядителя бюджетных средств или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием и получения бюджетных средств, такие факты должны квалифицироваться как нарушение применения методологии КОСГУ. Поскольку выделенные денежные средства были расходованы на командировочные расходы, полагала, что в её действиях по направлению расходования средств федерального бюджета по РП 0310 ЦС 1010059 ВР 134 КОСГУ 222 не установлен факт нецелевого расходования и описания состава нарушения. Кроме того указала, что в обжалуемом постановлении не указаны характер и размер ущерба, причиненного государству, а также при рассмотрении дела должностным лицом не были приняты во внимание обстоятельства представленные доказательства и иные доводы, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а именно действие лица в состоянии крайней необходимости (в связи неравномерным и нестабильным финансированием, отсутствием необходимой суммы на момент отправки сотрудников в командировку.
Должностное лицо, привлеченное к административной ответственности, БурдИ. И.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае, вынесшее оспариваемое постановление, ФИО2 о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, с ходатайством об отложении дела не обращалась.
Поскольку неявка надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы участников производства по делу не препятствовует рассмотрению жалобы по существу, на основании п. 6 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена без участия должностного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета.
Согласно ст. 18 БК РФ (в редакции на дату совершения административного правонарушения), бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Конкретизация расходов, включенных в целевые статьи, утвержденные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - целевые статьи), осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на 2014 год в рамках Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 01 июля 2013 гола №65н (далее Указания Минфина России № 65н), которые в обязательном порядке содержат подробные обособленные описания каждой целевой статьи, конкретизирующие направления расходования средств федерального бюджета.
Как установлено в ходе производства по делу об административном правонарушении, по виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания», коду классификации операций сектора государственного управления 222 «Транспортные услуги», предназначенных для выдачи сотрудникам Учреждения наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) для приобретения проездных билетов, оплачены транспортные услуги для нужд Учреждения в рамках заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Компания Солнечный ветер» договора №АГ о предоставлении услуг по бронированию и оформлению авиа и железнодорожных билетов по наличному и безналичному расчету для проезда в служебные командировки, по заявке на кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании счет – фактуры, акта приема – передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ № А2690, реестра ООО «Компания Солнечный ветер» за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 64110 рублей, из которых: по авансовому отчету № от ДД.ММ.ГГГГ за авиабилет по маршруту <адрес> – <адрес> и обратно сотрудника Учреждения ФИО3 в сумме 25370 рублей; по авансовому отчету № от ДД.ММ.ГГГГ за авиабилет по маршруту <адрес> и обратно сотрудника Учреждения ФИО4 в сумме 38740 рублей.
Между тем, согласно подпункту 5.1 пункта 5 раздела ІІІ Указаний Минфина России № 65н отражение расходов по оплате приобретения билетов для проезда к месту служебной командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых сотрудников по договорам (контрактам) (счетам – фактурам, счетам, актам выполненных работ) предусмотрено по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Виновность должностного лица – исполняющей обязанности по не вакантной должности начальника финансовой части – главного бухгалтера ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» БурдИ. И.А. в совершении вышеуказанного правонарушения, установлена на основании совокупности собранных по результатам проведенной проверки и исследованных при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательств, а именно: копии договора №АГ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении услуг по бронированию и оформлению авиа и железнодорожных билетов по наличному и безналичному расчету, заключенному с ООО «Компания Солнечный ветер»; копий заявки на кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ; счета» счет – фактуры, акта приема – передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ; реестра ООО «Компания Солнечный ветер» за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ; копий авансовых отчетов ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ и ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№; копии расходного расписания от ДД.ММ.ГГГГ№; правоустанавливающих документов «Специального управления ФПС № 79 МЧС России»; приказа о назначении БурдИ. И.А. исполняющей обязанности по не вакантной должности начальника финансовой части – главного бухгалтера ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России»; протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Определение круга доказательств и их оценка произведены должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, что позволило, верно установить фактические обстоятельства дела, и сделать обоснованный и правильный вывод о том, что должностное лицо - исполняющая обязанности по не вакантной должности начальника финансовой части – главного бухгалтера ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» БурдИ. И.А допустила нецелевое использование бюджетных средств, поскольку санкционировала перечисление денежных средств ООО «Компания Солнечный ветер» за авиабилеты для проезда в служебную командировку и обратно сотрудников ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» ФИО3 и ФИО4 по виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания» отражение по которой, расходов по оплате приобретения билетов для проезда к месту служебной командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых сотрудников по договорам (контрактам) (счетам – фактурам, счетам, актам выполненных работ) не предусмотрено.
Процедура привлечения указанного должностного лица к административной ответственности соблюдена. Существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, должностным лицом не допущено, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах, установленных санкцией ст. 15.14. КоАП РФ, является справедливым, поскольку назначено с учетом общих правил назначения административного наказания, предусмотренных данным Кодексом, а также имеющихся в материалах дела сведений о правонарушителе.
Довод жалобы БурдИ. И.А. о том, что в ее действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения, опровергается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами.
Ссылка БурдИ. И.А. о том, что в постановлении не указаны характер и объем, причиненного государству ущерба, для квалификации ее действий по ст.15.14 КоАП РФ правового значения не имеют, поскольку объективную сторону данного правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в связи с чем, использование бюджетных средств не по назначению, указанному в расходном расписании, является нецелевым, то есть наказуемым, следовательно, расчетно-платежная операция, произведенная не по целевому назначению, образует оконченный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, независимо от суммы затраченных не по целевому назначению денежных средств.
Довод должностного лица БурдИ. И.А. о крайней необходимости, вызванной неравномерным и нестабильным финансированием, отсутствием необходимой суммы на момент отправки сотрудников в командировки, суд находит несостоятельным, поскольку в целях обеспечения проезда сотрудников в командировку подпунктом 5.1 п. 5 Указаний Минфина России № 65н предусмотрена выдача командируемым сотрудникам наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для приобретения проездных билетов, а также компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, в связи с чем, при наличии бюджетной росписи МЧС России на 2014 год на оплату командировочных расходов по КБК 0310 1010059 ВР 134КОСГУ (212, 222, 226) и отсутствием денежных средств по виду расходов 244 КОСГУ 222, должностное лицо БурдИ. И.А. должна была руководствоваться вышеуказанным пунктом Указаний Минфина России и либо производить авансирование командируемых сотрудников под отчет в целях приобретения ими проездных документов, либо компенсировать вернувшимся с командировки сотрудникам понесенных ими за счет собственных средств расходы по оплате проезда к месту командирования и обратно.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – исполняющей обязанности по не вакантной должности начальника финансовой части – главного бухгалтера ФГКУ «Специальное управление ФПС № 79 МЧС России» БурдИ. И. А. к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, а жалобу БурдИ. И.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии, путем подачи жалобы через Вилючинский городской суд Камчатского края или непосредственно в Камчатский краевой суд.
Судья А.В. Чернявский