Дело №
РЕШЕНИЕ
по протесту прокурора на постановление по делу
об административном правонарушении
20 июня 2017 г. с. Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пешковой О.Н.,
при секретаре Сорокиной И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Каларского района на постановление административной комиссии администрации муниципального района "Каларский район" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях" в отношении С.В.И.,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ административной комиссией администрации муниципального района "Каларский район" вынесено постановление № в отношении С.В.И., по факту административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18 Закона Забайкальского края от 02 июля 2009 года № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» и он подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
На вышеуказанное постановление прокурором Каларского района Забайкальского края принесен протест.
В протесте прокурор Каларского района Забайкальского края указывает на то, что С.В.И. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18 ЗЗК «Об административных правонарушениях», то есть за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства, содержания и озеленения территорий городов и других населенных пунктов. Вместе с тем, из материалов дела об административном правонарушении следует, что в действиях С.В.И. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьей 18.1 ЗЗК «Об административных правонарушениях». Эти обстоятельства, повлекли за собой необоснованное привлечение к административной ответственности С.В.И. по ч. 1 ст. 18 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях», в связи с чем, прокурор просит об отмене принятого постановления.
В судебном заседании прокурор Митин С.В. поддержал протест в полном объеме.
С.В.И. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чём свидетельствует расписка в получении судебной корреспонденции. Сведений об уважительности причин неявки не представлено.
Представитель административной комиссии администрации муниципального района "Каларский район" М.Н.В. ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, с протестом прокурора не согласна, ссылается на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.______).
Изучив материалы дела об административном правонарушении, считаю постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное административной комиссией администрации муниципального района "Каларский район" от ДД.ММ.ГГГГ в отношении С.В.И. подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что С.В.И. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях», предусматривающей ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства, содержания и озеленения территорий городов и других населенных пунктов, однако из материалов дела следует, что С.В.И. были нарушены нормы и правила выпаса скота, а именно допущено безнадзорное содержание крупнорогатого скота, его передвижение по территории данного поселения.
Так, Законом Забайкальского края от 29.03.2016 N 1319-ЗЗК, вступившим в силу с 10 апреля 2016 г., Закон Забайкальского края от 02.07.2009 N 198-ЗЗК (ред. от 01.03.2017) "Об административных правонарушениях" дополнен статьей 18(1). Нарушение правил выпаса сельскохозяйственных животных.
В соответствии с ч.1 ст. 18.1 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 N 198-ЗЗК (ред. от 01.03.2017) "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за нарушение правил выпаса сельскохозяйственных животных на территории Забайкальского края, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края, за исключением административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей, на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно п. 23 ст. 57 ЗЗК «Об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.1 указанного закона, вправе составлять должностные лица исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, осуществляющего государственный ветеринарный надзор и контроль на территории Забайкальского края.
В соответствии с абзацем тринадцатым части 1 статьи 56 ЗЗК «Об административных правонарушениях» дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 18.1 данного закона, рассматривает исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий государственный ветеринарной надзор и контроль на территории Забайкальского края.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен не уполномоченным лицом – главой сельского поселения «Чарское», и соответственно дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.1 ЗЗК «Об административных правонарушении» рассмотрено административной комиссией администрации муниципального района "Каларский район" за пределами ее компетенции.
В силу постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Однако в соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 года № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.1 ЗЗК «Об административных правонарушениях», не относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом. Поэтому он является недопустимым доказательством. Однако на основании данного протокола физическое лицо было привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения протеста.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, представленный протокол об административном составлен с нарушением закона, что не позволяет использовать его в качестве доказательства, что влечёт прекращение производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как постановление по делу, в основу которого положен данный протокол, нельзя признать законным.
В силу положений ч. 3 ст. 49 Конституции РФ, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное выше, имеющиеся в деле доказательства, на основании которых С.В.И. был привлечен к административной ответственности, являются недопустимыми для установления его виновности в совершении указанного правонарушения. При таких обстоятельствах, вынесенное по делу в отношении С.В.И. постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. В связи с чем, протест прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Протест прокурора Каларского района Забайкальского края удовлетворить.
Постановление административной комиссии администрации муниципального района "Каларский район" № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях" в отношении С.В.И. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Каларского районного суда п/п О.Н.Пешкова
Копия верна: Судья О.Н.Пешкова