ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/17 от 21.04.2017 Ульчского районного суда (Хабаровский край)

дело № 12-12/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

с. Богородское 21 апреля 2017 года

Судья Ульчского районного суда Хабаровского края Хегай Л.А., с участием представителя РА «Север» по доверенности ФИО2, представителя административного органа по доверенности ФИО3, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Рыболовецкой артели «Север», <данные изъяты>, по жалобе данного юридического лица на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю ФИО5 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо – Рыболовецкая артель «Север» (РА «Север», артель) признано виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Не согласившись с данным постановлением, председатель РА «Севере» ФИО1 подала жалобу, в которой ссылается на незаконность и необоснованность постановления, в связи с недоказанностью вины артели. Кроме того, полагает, что при рассмотрении дела не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просит состоявшееся по делу решение отменить, производство по делу прекратить. В жалобе председатель артели указывает, что по договору аренды использовали постройки, земельный участок в аренду не принимали; территория используется местными жителями для отдыха; артель осуществляла свою деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, своими силами производила уборку прилегающей к арендованным постройкам территории; бочки артелью по договору аренды не принимались; принадлежность помещений туалетов, неизвестна.

В судебном заседании представитель РА «Север» по доверенности ФИО2 на доводах жалобы настаивала, дополнительно пояснила, что артель, во исполнение требований законодательства, заключала договор с МУП «ЖКХ Де-Кастринского СП» на прием и вывоз твердых бытовых отходов. Услугами данного предприятия не воспользовались, отходы вывозились работниками артели самостоятельно. На основании приказа председателя артели работники покинули рыболовецкий стан ДД.ММ.ГГГГ, сдали арендуемые объекты собственнику. Доказательств образования свалки отходов в результате действий артели, время образования свалки не имеется. Административным органом в подтверждение вины артели взяты устные пояснения местных жителей, однако, письменных объяснений в деле не имеется. Артель не являлась собственником или арендатором земельного участка, в связи с чем, ответственность нести не может. Работками артели использовались баня по своему назначению, и туалет, находящийся ближе к постройкам. В месте нахождения рыбопромыслового участка артели рыболовецкий стан обустроить невозможно из-за особенностей рельефа.

Представитель административного органа по доверенности ФИО3 считает обжалуемое постановление законным и обоснованным. Так же пояснил, что административное расследование по делу проводилось им, им же был составлен протокол об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения совместных рейдовых мероприятий с представителями прокуратуры, полиции, ГИМС и Де-Кастринского лесничества, было установлено наличие на береговой части в бухте Южная залива Чихачева построек жилых, хозяйственных. Находившиеся там граждане пояснили, что являются работниками РА «Север», что было зафиксировано в акте. Один из них представился сторожем артели, у него документы проверял представитель прокуратуры, другой сообщил, что он является менеджером, предъявил паспорт, но отказался давать какие-либо письменные пояснения. Иных документов, в том числе свидетельствующих о работе в РА «Север», те не имели. В ходе обследования были выявлены нарушения природоохранного законодательства, которые зафиксированы в акте, подписанном участвующими лицами. По итогам мероприятия возбуждено дело об административном правонарушении в отношении артели. У юридического лица на основании определения были истребованы документы, пояснения по факту выявленного нарушения, однако ничего артелью представлено не было. В ДД.ММ.ГГГГ. на данном участке РА «Север» осуществлялась застройка, тогда он предупредил о необходимости соблюдения законодательства. Рыбопромысловый участок артели находится в бухте Фредерикса, расположенной в 400-500 м от бухты Южная.

Свидетель ФИО4 показал, что самовольно возвел постройки на участке местности, находящемся в бухте <адрес>, которые по договору аренды в ДД.ММ.ГГГГ году предоставлял РА «Север» на срок, указанный в договоре. Артель покинула арендуемые постройки ранее срока, определенного договором. До аренды и после фактического прекращения аренды постройки охранялись нанятыми ими людьми. Оплата аренды договором предусмотрена не была.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, не связывая себя доводами жалобы и проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

В соответствии с частями 1-2, 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Виды ограничений хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и в прибрежной защитной полосе установлены частями 15, 17 статьи 65 ВК РФ. Названными нормами предусмотрено, что в границах водоохранных зон запрещено использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах"); в прибрежной защитной полосе дополнительно запрещены распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

На основании ч. 16 названной статьи Кодекса, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

ФЗ «Об охране окружающей среды» так же предусматривает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ст. 34). Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (ст. 39). Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51).

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89- "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1). Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12). Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42).

В соответствии со ст. 652 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором аренды здания или сооружения не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением. Аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка.

За нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения наступает ответственность, предусмотренная статьей 8.42 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории особого режима использования, а именно в пределах прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Предметом данного административного состава являются объекты специальной охраны - прибрежная защитная полоса водного объекта, водоохранная зона водного объекта, зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Действующим законодательством введены ограничения и требования, подлежащие неукоснительному соблюдению при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в зонах особого режима, что обусловлено необходимостью охраны указанных объектов в целях защиты окружающей среды от негативного антропогенного воздействия.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в том, что виновный использует (любым способом) объекты, прямо перечисленные в ст. 8.42 КоАП РФ и при этом нарушает установленные ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности. Субъективная сторона может характеризоваться умышленной и неосторожной формами вины. Субъектами административной ответственности будут являться граждане, должностные лица, юридические лица.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела, дополнительно представленных доказательств, РА «Север» в 2016 году на рыбопромысловом участке (далее РПУ), находящемся в бухте <адрес> в границах от <адрес> до <адрес>, осуществляла промысел водных биологических ресурсов, и получила согласование от полномочного органа по размещению берегового рыболовецкого стана. На период промысла, на основании при проведении рейдового обследования водоохранной зоны береговой части бухты <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 часов 25 минут до 12 часов 20 минут, в месте, имеющем географические координаты <данные изъяты>, выявлен факт размещения рыболовецкого стана, используемого РА «Север», состоящего из жилого помещения из бруса, бани из бруса, находящейся в 68 м от уреза воды, жилого металлического модуля (цистерна), расположенного в 31 м от уреза воды, хозяйственные постройки – склад для хранения в стальной цистерне, беседка в 5 м от уреза воды. На территории стана отходы производства и потребления хранятся с нарушениями – емкость для сбора и временного хранения отходов производства и потребления (бочка 200 л) расположена на береговой части в 11 м от уреза воды – морской акватории залива <адрес>, водонепроницаемое покрытие для защиты грунта и почвы, защитное ограждение для предотвращения разносов отходов при воздействии ветра отсутствует. Бочка имеет следы термического воздействия, что указывает на регулярное сжигание отходов непосредственно на месте, на почве расположены обрезки рыболовных сетей и пищевые отходы. Вторая бочка для сжигания отходов расположена рядом с жилыми помещениями, имеет следы термического воздействия, золу от сжигания отходов вокруг нее. Хозяйственно-бытовые стоки от столовой, бани отводятся непосредственно на рельеф местности (растительный слой почвы) без предварительной очистки. Бытовые отходы – пластиковые пакеты, канистры, бутылки, обрезки рыболовных сетей разбросаны по всей территории стана. Помещения туалетов (2 шт.) расположены непосредственно на почве в 31 м и 68 м от уреза воды, не оборудованы сооружением для сбора и очистки – стоки (отходы жизнедеятельности) отводятся на растительный слой почвы.

Факт совершения административного правонарушения и виновность артели в допущении указанных в обжалуемом постановлении административного органа нарушений специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта подтверждены протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему, а так же и иными материалами по результатам проведенной проверки, административного расследования. Поэтому, вывод административного органа о наличии в действиях юридического лица РА «Север» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

Доводы представителей юридического лица, указанные в жалобе, а так же высказанные в судебном заседании, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных в рамках производства по делу административным органом, поэтому не могут повлечь отмену вынесенного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу постановления должностного лица, не допущено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

Вместе с тем, принимая во внимание положения ч.ч.1, 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, санкцию ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, учитывая имущественное и финансовое состояние юридического лица, прихожу к выводу о том, что имеются обстоятельства, позволяющие снизить размер наложенного на РА «Север» административного штрафа до <данные изъяты>, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю ФИО5 о привлечении юридического лица – Рыболовецкой артели «Север» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ - изменить, снизив размер назначенного наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты>. В остальной части постановление административного органа оставить без изменения.

Жалобу представителя РА «Север» ФИО1 - удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись Л.А. Хегай

<данные изъяты>

Судья Л.А. Хегай