ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/18 от 12.12.2018 Тюльганского районного суда (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

п. Тюльган 12 декабря 2018 года

Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Н.Н.,

при секретаре Рыбчук Е.В.,

с участием: представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Заварзиной О.П.,-Гончарова С.В.,

старшего помощника прокурора Тюльганского района Киреева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Заварзиной Ольги Павловны на постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 20 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 20 ноября 2018 года начальник комитета по финансово-экономическим вопросам администрации Тюльганского района Оренбургской области Заварзина О.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5500 рублей.

Заварзина О.П. в апелляционной жалобе просит указанное постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Полагает, что судом первой инстанции неверно исчислен 30-дневный срок рассмотрения письменных обращений граждан, предусмотренный ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ). Срок рассмотрения письменного обращения Балаева Н.В. должен исчисляться со дня, следующего после регистрации – с 1 августа по 30 августа 2018 года.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Гончаров С.В.,действующий на основании доверенности от 29.11.2018 года, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил постановление отменить.

Старший помощник прокурора Киреев С.А. просил оставить постановление мирового судьи о привлечении Заварзиной О.П. к административной ответственности без изменения, жалобу Заварзиной О.П. – без удовлетворения.

Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

П. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статьей 5.59 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно материалам дела постановлением прокурора Тюльганского района от 16 ноября 2018 года в отношении начальника комитета по финансово-экономическим вопросам администрации Тюльганского района Заварзиной О.П. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ.

Основанием к возбуждению настоящего дела послужили изложенные в данном постановлении выводы о нарушении Заварзиной О.П. срока рассмотрения заявления ФИО7 поступившего 31 июля 2018 года, по вопросу предоставления в аренду земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, которые сделаны по результатам проверки соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в администрации МО Тюльганский район.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о наличии в деянии начальника комитета по финансово-экономическим вопросам администрации Тюльганского района Заварзиной О.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 5500 рублей.

Признавая Заварзину О.П. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что началом течения срока рассмотрения обращения ФИО3 является 31 июля 2018 года, следовательно, последним днем окончания этого срока является 29 июля 2018 года, тогда как Заварзина О.П. дала ответ на обращение ФИО3 30 августа 2018 года.

Суд считает выводы мирового судьи верными, основанными на законе.

В соответствии с п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 года № 19-П законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

Закрепляя принцип свободной и добровольной реализации гражданами Российской Федерации права на обращение, названный Федеральный закон содержит требования, направленные на защиту чести и достоинства личности, охрану общественных отношений в сфере рассмотрения обращений граждан (часть 2 статьи 2, часть 3 статьи 11 и др.).

Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения как в государственные органы, органы местного самоуправления, так и должностным лицам (часть 1 статьи 2), к каковым относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления (пункт 5 статьи 4).

С правом граждан на обращение, как оно урегулировано названным Федеральным законом, соотносятся установленные в отношении государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц конкретные обязанности, сроки их исполнения, ответственность уполномоченных должностных лиц, а также правила противодействия злоупотреблению правом (статьи 10 - 12, 15 и 16).

Приведенные нормативные положения имеют своим предназначением обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений органами публичной власти и их должностными лицами, в случае необходимости - с участием лица, направившего обращение, и тем самым обеспечение осуществления и охраны прав личности, определение механизма взаимосвязи государственной власти и органов местного самоуправления с населением, в том числе в целях гарантированного участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства и общества.

Таким образом, речь в данном случае идет о конституционно-правовых отношениях.

В доводах апелляционной жалобы Заварзина О.П. ссылается на положения п. 1 ст. 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными федеральными законами, делая вывод о том, что поскольку в названном Федеральном законе не регламентировано исчисление предусмотренных в нем сроков, должен быть применен системный подход с применением норм гражданского и процессуального права, то есть течение 30-дневного срока, установленного Федеральным законом для рассмотрения письменного обращения, начинает исчисляться на следующий день после дня регистрации письменного обращения.

Анализ соответствующих положений Гражданского кодекса (ч. 1 ст. 190, ст. 191), ст. 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), ч. 3 ст. 107 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 1 ст. 128 Уголовно-процессуального кодекса РФ, показывает очевидную направленность указанных норм, касающихся установления сроков, прежде всего на обеспечение прав участников процесса.

Суд считает, что применение положений Гражданского и процессуальных кодексов к порядку исчисления сроков рассмотрения обращений, предусмотренному ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приведет к нарушению права граждан на своевременное рассмотрение обращений органами публичной власти. Срок рассмотрения обращений при этом увеличится с 30 дней до 31 дня.

Между тем характер и правовая природа права гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления предполагают его направленность на своевременное рассмотрение обращения и никаких дополнительных интерпретаций в части срока рассмотрения письменных обращений не требуют.

Диспозиция ч. 1 ст. 12 Федерального закона в части начала течения срока рассмотрения обращения: «в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения», изложена достаточно четко и не содержит неопределенностей, требующих дополнительного истолкования, и необходимость применения в данном случае положений Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов, касающихся начала течения сроков, отсутствует.

По этой причине ссылки Заварзиной О.П. на гражданское и процессуальное законодательство не являются обоснованными.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей, суд не усматривает.

Порядок и срок давности привлечения Заварзиной О.П. к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-5 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 20 ноября 2018 года, вынесенное в отношении Заварзиной Ольги Павловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Заварзиной Ольги Павловны-без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в порядке, предусмотренном ст.30.12 КоАП РФ.

Судья Н.Н. Власова