ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/19 от 05.11.2019 Тоншаевского районного суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ р.п.Тоншаево

Судья Тоншаевского районного суда Нижегородской области Соловьёва Н.В., с участием защитников ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области Бетехтиной Е.С. и Ветрова Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Тоншаево жалобу Федерального казенного учреждения Исправительной колонии №12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ. Согласно постановлению ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что на территории ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области образуются сточные воды, которые посредством системы канализации, расположенной на территории исправительной колонии, отводятся за ее пределы и далее без очистки сбрасываются на рельеф местности.

ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области обратилось в Тоншаевский районный суд с жалобой на данное постановление должностного лица, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, считает, что правовые основания для привлечения к административной ответственности ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области у государственного инспектора в области охраны окружающей среды Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу Краснова Д.С. отсутствовали. Полагает, что постановление является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Вина ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ и статьи 210 АПК РФ должна быть установлена и доказана административным истцом. Представителем учреждения Н. при рассмотрении данного административного правонарушения были даны объяснения о том, что сброс сточных вод на рельеф местности и в накопительные пруды (отстойники) производится в общем объеме 62 тыс.куб.м./год. Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агенства водных ресурсов были согласованы лимиты водоотведения сточных вод для ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 89,4 тыс.куб.м./год. Территориальным органом управления Роспотребнадзора по Нижегородской области согласнованы условия водоотведения на вывоз стоков из выгребных ям в объеме 89,9 тыс.куб.м. на специально отведенное место на рельеф местности. ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области является казенным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета. Распорядителем бюджетных средств Учреждение не является, поскольку имеет лишь статус их получателя, что отражено в Уставе ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области, утвержденным приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. Все финансовые средства, поступающие из Федерального бюджета расходуются строго по целевому назначению (статьи расходов). Отвлечение средств с одних статей на другие не допускается. В связи с этим, выполнение всего комплекса мероприятий, направленных на соблюдение требований природоохранного законодательства является крайне затруднительным. Иных источников финансирования, а также собственных средств, достаточных для недопущения выявленных нарушений, учреждение не имеет. В адрес ФСИН России направлены заявки на выделение финансовых средств, необходимых для строительства биологических очистных сооружений (письмо ГУФСИН России по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ). В адрес УКСНЭР ФСИН России направлено письмо о рассмотрении вопроса повторного включения в ФЦП «Развитие УИС 2018-2026 годы» проектирование и строительства объекта «Очистные сооружения ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области мощностью 280 куб.м. в сутки» (письмо ГУФСИН от ДД.ММ.ГГГГ). Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статьей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.

При рассмотрении жалобы защитникам ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области Бетехтиной Е.С. и Ветрову Н.Б. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Права понятны. Отводов не заявлено. Ходатайства разрешены.

В судебном заседании защитник ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области (по доверенности) Ветров Н.Б. жалобу ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области поддержал по доводам, изложенным в жалобе, просил постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Краснова Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Дополнительно пояснил, что ранее законодательство РФ допускало сброс сточных вод на рельеф местности. При пуске учреждения в эксплуатацию изначально сброс сточных вод был предусмотрен на рельеф местности. До 2008 года лимиты водопользования и объемы сброса сточных вод на рельеф местности согласовывались Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов. После изменения законодательства в 2008 году неоднократно направлялись заявки на строительство очистных сооружений, на включение учреждения в целевые программы, на выделение финансирования. ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области является бюджетной организацией и самостоятельно решить эту проблему не может при всем желании. До 2018 года Учреждение входило в целевую программу по строительству очистных сооружений. Но с 2018 года по каким-то причинам было исключено. В текущем году также направлялось письмо по данному вопросу во ФСИН России. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ включение учреждения в состав Программы новых объектов капитального строительства до 2023 года не представляется возможным. Есть указание о том, что обращаться с просьбой выделения бюджетных средств Учреждение может только 1 раз в год. В этом году Учреждение уже обращалось и теперь новое обращение написать можно только в январе 2020 года. Вся, имеющаяся по данному вопросу, переписка представлена в материалы дела. Полагает, что Учреждением приняты все исчерпывающие меру по соблюдению законодательства, в связи с чем вина Учреждения отсутствует. Кроме того, в <адрес> и близлежащих населенных пунктах отсутствуют очистные сооружения. Ближайшие очистные находятся на расстоянии 45 км. Вывозить сточные воды на такое расстояние невозможно и очень затратно. При этом просил также учесть, что колония является социально значимым объектом. Ее закрытие приведет к общественному резонансу. Сотрудники останутся без работы, осужденных нужно будет перенаправлять в другие исправительные учреждения.

В судебном заседании защитник ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области (по доверенности) Бетехтина Е.С. жалобу ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области поддержала по доводам, изложенным в жалобе, просила постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Краснова Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Дополнительно пояснила, что учреждение не может прекратить сброс сточных вод, так как это повлечет за собой остановку жизнедеятельности колонии. В момент ввода колонии в эксплуатацию изначально был предусмотрен сброс сточных вод на рельеф местности. Полагает, что вина учреждения отсутствует, поскольку все меры учреждением были приняты.

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, в судебное заседание не явился, представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Судья рассмотрел дело в отсутствие представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу.

Выслушав защитников, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к убеждению, что жалобу ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области следует удовлетворить частично, а постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды – изменить.

В судебном заседании установлено следующее.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Из толкования названной нормы следует, что объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст.8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

Согласно статье 1 Закона об отходах, отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Пунктом 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет по размещению отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно уставу ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области Учреждение осуществляет, в том числе мероприятия по сохранению природы и окружающей среды, соблюдению природоохранного законодательства.

Факт того, что на территории ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области образуются сточные воды, которые посредством системы канализации, расположенной на территории исправительной колонии, отводятся за ее пределы и далее без очистки сбрасываются на рельеф местности, подтверждается исследованными в суде доказательствами и не оспаривается юридическим лицом и защитниками.

Таким образом, деятельность ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области по обращению с отходами производства и потребления, выразившееся в размещении (сбросе) неочищенных сточных вод (отходов) на неподготовленной площадке (рельефе местности), которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, образует в действиях юридического лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

То обстоятельство, что до 2008 года Учреждению Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и территориальным управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области были согласованы условия и лимиты водоотведения сточных вод на рельеф местности в объеме 89,4 и 89,9 тыс.куб.м./год, что сброс на рельеф местности Учреждением производится в общем объеме 62 тыс.куб.м./год, не свидетельствует о соблюдении Учреждением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Наличие документов, на которые ссылаются защитники и которые подтверждают направление заявок на выделение финансовых средств, необходимых для строительства биологических очистных сооружений, правового значения для квалификации правонарушения не имеет.

Кроме того, направление ГУФСИН России по Нижегородской области в адрес ФСИН России писем от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о том, что юридическим лицом ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

В частности, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России предлагалось начальнику ГУФСИН России по Нижегородской области проработать, в том числе, с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями вопрос о возможных вариантах долевого участия в строительстве очистных сооружений и инженерных коммуникаций на территории Учреждений.

Никаких данных о том, что этот вопрос Учреждением прорабатывался, суду не представлено. Защитники в судебном заседании пояснили, что в материалы дела представлена вся, имеющаяся по данному вопросу, переписка.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Совершение административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении (л.д. 92-96); актом проверки -ВН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80-85); копией устава ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области (л.д. 48-61), а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение приведенные выше доказательства, не имеется.

Срок привлечения к административной ответственности ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области не истек.

Административное наказание ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, судья соглашается с доводами защитников, что при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не было учтено, что ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области является казенным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета; что распорядителем бюджетных средств Учреждение не является, поскольку имеет лишь статус их получателя; что ГУФСИН России по Нижегородской области принимались меры по разрешению вопроса о выделении бюджетных денежных средств на проектирование и строительство очистных сооружений в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области.

Должностное лицо необоснованно не учло вышеуказанные обстоятельства при назначении наказания юридическому лицу.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, его мотивы и последствия, отсутствие отягчающих обстоятельств, поведение юридического лица, имущественное и финансовое положение юридического лица, судья приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств, дающих основания для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначения ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.2 ч. 4 КоАП РФ.

Иных нарушений норм КоАП РФ при вынесении постановления, влекущих его отмену, судьей не установлено.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом всех обстоятельств дела, имеются правовые основания для частичного удовлетворения жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.2 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей, изменить.

Размер назначенного Федеральному казенному учреждению Исправительной колонии № 12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области административного штрафа снизить до 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области – оставить без изменения, а жалобу Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области – без удовлетворения.

Решение направить в ФКУ ИК № 12 ГУФСИН по Нижегородской области, в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу в течение трех суток.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: (подпись) Н.В. Соловьёва

Копия верна:

Судья: Н.В. Соловьёва