ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/19 от 10.06.2019 Асиновского городского суда (Томская область)

Дело 12-12/2019

70 RS0004-01-2019-001203-08

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

10 июня 2019 года судья Асиновского городского суда Томской области Дегтяренко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от /дата/ по делу об административном правонарушении № , предусмотренном ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ,

установил:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от /дата/ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от /дата/ по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого правонарушения.

В обоснование жалобы указывает, что требования, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, включены в документацию с ведома и согласия казенного учреждения «Центр государственных закупок Томской области», являющегося уполномоченным учреждением, предусмотренным п.10 ст. 3 Закона № 44-ФЗ. Пункт 11.6, включение которого в проект контракта вменяется как нарушение, взят из Типового контракта, утвержденного приказом Департамента государственного заказа Томской области от 26.02.2018 № 2-п.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.

Защитник ФИО1Давлетшин Р.Х. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть жалобу в его отсутствие и отсутствие ФИО1

Ранее в судебных заседаниях доводы жалобы поддержал. Пояснил, что ОГБПОУ «АТпромИС» производил закупку макаронных изделий. Заявка (извещение от /дата/) была направлена с помощью программы АЦК «Государственный заказ» на согласование в Центр госзакупок, ссылок на Постановление Правительства в первоначальном виде документация не содержала. Согласованное Центром госзакупок извещение вернулось с внесенными их специалистом изменениями, со ссылкой на Постановление Правительства № 832. Данные изменения специалист Центра внесла ошибочно. Однако Центр госзакупок является контролирующим органом, и техникум не может вмешиваться в корректировку уже согласованного уполномоченным органом извещения. Извещение вернулось заказчику-техникуму, чтобы он его утвердил. Утвердили в таком виде, поскольку эти корректировки внес уполномоченный орган, который приводит заявки в соответствие закону. Не было основания не доверять уполномоченному органу. Впоследствии Центром была обнаружена ошибка, и было принято решение отменить незаконное извещение, но самостоятельно отменить не смогли, поэтому направили обращение в ФАС, которая привлекла директора к административной ответственности. Первоначальный текст заявки не сохранился, поскольку все изменения Центром вносятся онлайн в программе в электронном виде, поэтому документально факт ошибки со стороны специалиста Центра подтвердить не имеется возможности. Считает, что нарушение по данному факту малозначительно, поскольку не повлекло негативных последствий. Извещение отозвано, аукцион не состоялся. Ничьи права и интересы совершенным правонарушением не нарушены. П. 11.6 в проекте Контракта, внесение в документацию которого вменяется, как нарушение, был взят из Типового контракта, утвержденного приказом Департамента государственного заказа Томской области от 26.02.2018 № 2-п. Законом 44-ФЗ предусмотрено, что типовой контракт разрабатывается на Федеральном уровне, но в их отсутствие разрабатывается регионами. Частью 8 ст. 112 Закона установлено, что порядок разработки типовых контрактов, а также условий их применения, устанавливается высшим органам власти региона. Высший орган власти региона - Администрация Томской области. В п.3 Порядка разработки типовых контрактов для обеспечения нужд Томской области, утвержденном постановлением № 69 А от 12.03.2014 Администрации Томской области, указано, что типовые контракты, разработанные департаментом государственных заказов, обязательны к применению областными государственными учреждениями Томской области. Если самовольно вносить какие-либо изменения в типовой контракт, то возможна дисциплинарная ответственность. Позднее пункт 11.6 был исключен из типового контракта приказом Департамента государственных заказов.

Представитель УФАС по Томской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя УФАС по Томской области.

Суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя, защитника, представителя административного органа, вынесшего постановление.

Изучив дело об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. (п.8 ст. 3 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ»)

Частью 1 ст. 34 Закона 44-ФЗ установлено, что Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч.1 ст. 96 Закона 44-ФЗ 1. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. (ч.3)

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. (ч.7)

Из данной нормы Закона следует право заказчика на получение обеспечения исполнения контракта на стадии подачи заявки или при подписании контракта. Возможность требовать представления нового обеспечения или внесения изменения в действующее обеспечение на стадии исполнения контракта Законом не предусмотрено, так же как не предусмотрен способ обеспечения исполнения такого условия и ответственность за его неисполнение.

Внеплановой проверкой, проведенной Комиссией Томского УФАС России в отношении ОГБПОУ «АТпромИС», выявлено, что при составлении и утверждении документации об электронном аукционе «Поставка макаронных изделий» (извещение от /дата/) заказчиком ОГБПОУ «АТпромИС» в проекте Контракта установлено требование о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта, что возлагает на подрядчика обязанность, не предусмотренную положениями Закона 44- ФЗ.

А именно: в пункте 11.6 проекта Контракта указано, что «В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение поставщиком своих обязательств по Контракту, Поставщик обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней предоставить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту на условиях и в размере, указанных в данном разделе».

Вместе с тем согласно ч. 11 ст. 34 Закона 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона 44-ФЗ в случае отсутствия типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных и размещенных в единой информационной системе в соответствии с частью 11 статьи 34 настоящего Федерального закона и обеспечивающих осуществление закупок конкретных товаров, работ, услуг, могут разрабатываться соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации. Типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации размещаются в региональной информационной системе в сфере закупок субъектов Российской Федерации.

Частью 8 ст. 112 Закона 44-ФЗ установлено, что Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а также случаи и условия их применения устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации Томской области от /дата/а о мерах по реализации Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Департамент государственного заказа Томской области определен как исполнительный орган государственной власти Томской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд Томской области, мониторинга закупок для обеспечения нужд Томской области, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Томской области. Департамент государственного заказа Томской области утверждает типовую документацию о закупках, типовые технические задания, рекомендуемые к применению исполнительными органами государственной власти Томской области, областными государственными казенными и бюджетными учреждениями, уполномоченным органом (учреждением) (п.1,3-1)

Постановлением Администрации Томской области от /дата/ а «Об утверждении порядка разработки типовых контрактов (типовых условий контрактов) для обеспечения нужд Томской области» утвержден Порядок разработки типовых контрактов (типовых условий контрактов) для обеспечения нужд Томской области, согласно пункту 3 которого типовые контракты (типовые условия контрактов) обязательны к применению областными государственными бюджетными учреждениями Томской области.

Приказом Департамента государственного заказа Томской области от /дата/-п утвержден типовой контракт на поставку согласно приложению 1.

В приложении 1 к Приказу 2-п содержится проект государственного контракта на поставку, пункт 11.6 которого изложен в следующей редакции: «В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение поставщиком своих обязательств по Контракту, Поставщик обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней предоставить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту на условиях и в размере, указанных в данном разделе».

Данный типовой контракт был опубликован на официальном интернет портале «Электронная Администрация Томской области» /дата/.

Пункт 11.6 заказчиком ОГБПОУ «АТпромИС» был перенесен в проект контракта на поставку макаронных изделий в неизменном виде, чем была выполнена обязанность бюджетного учреждения по применению типового контракта во исполнение Постановления высшего исполнительного органа государственной власти Томской области - Администрации Томской области от /дата/ а «Об утверждении порядка разработки типовых контрактов (типовых условий контрактов) для обеспечения нужд Томской области».

При таких обстоятельствах вмененное заказчику нарушение ч.3 ст. 7, ч.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в части установления в проекте государственного контракта требования о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта необоснованно, а наличие пункта 11.6 в проекте контракта вызвано объективной необходимостью соблюдения ОГБПОУ «АТпромИС» обязанности, установленной законом и локальным нормативно-правовым актом, в связи с чем в действиях руководителя ОГБПОУ «АТпромИС» по внесению в проект контракта данного пункта судья не усматривает объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

О изначальном несоответствии типового контракта, обязательного к применению бюджетными учреждениями, требованиям закона свидетельствует последующее признание пункта 11.6 утратившим силу. (Приказ Департамента государственного заказа Томской области от /дата/-п О внесении изменений в приказ Департамента государственного заказа Томской области от /дата/-п)

На основании изложенного судья полагает необходимым исключить из объема вмененного ФИО1 правонарушения факт установления в проекте контракта требования о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта при составлении и утверждении документации об электронном аукционе «Поставка макаронных изделий» (извещение от /дата/)

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.7 ч.5 ст. 63 Закона 44-ФЗ (в редакции от 31.12.2017) в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничении допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в соответствии со ст. 14 Закона 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановляет: утвердить прилагаемый перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее-Перечень).

Пунктом 2 ч.1 ст. 64 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 5 ст.66 Закона 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

При этом требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается. (ч.6 ст.66 Закона 44-ФЗ)

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания, в извещении ОГБПОУ «АТпромИС» , сформированном посредством официального сайта, содержится запрет и ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением при объекте закупки под кодом Вермишель. Установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки документов (их копий) – декларации наименования страны происхождения и производителя поставляемого товара в соответствии с Постановлением № 832.

Однако Перечень не содержит в себе такой вид пищевой продукции как «Вермишель» под кодом ОКПД а требуемый документ (декларация наименования страны происхождения и производителя поставляемого товара) не предусмотрен действующим законодательством при данном объекте закупки.

Таким образом, заказчиком при формировании данного извещения допущены нарушения ч.3 ст. 14, п.7 ч.5 ст. 63 (в ред. от 31.12.2017), ч.6 ст. 66 Закона 44-ФЗ, а именно: установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничении допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не предусмотренные действующим законодательством при данном объекте закупки; установлено требование о предоставлении документа (декларации наименования страны происхождения и производителя поставляемого товара) в соответствии с Постановлением № 832, не предусмотренного действующим законодательством при данном объекте закупки.

Данный факт защитником ФИО1 не отрицался.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечаниями данной статьи под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Должностным лицом заказчика является руководитель ОГБПОУ «АТпромИС», занимавший должность на момент оформления аукционной документации, - ФИО1, который утвердил и подписал своей электронной подписью документацию об аукционе.

Дата совершения должностным лицом административного правонарушения: /дата/.

Место совершения правонарушения: <адрес>.

Факт совершения директором руководителем ОГБПОУ «АТпромИС» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств: Извещением о проведении электронного аукциона, Документацией об Аукционе, протоколом об административном правонарушении, решением УФАС по Томской области по делу, предписанием об устранении нарушений, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают и в поданной жалобе не оспариваются.

Таким образом, выявленное правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решать вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла, административный орган может освободить лицо от административной ответственности.

Распоряжением Администрации Томской области от /дата/-ра создано областное государственное казенное учреждение «Центр государственных закупок Томской области» в целях централизации закупок.

Согласно подп. 2, 3 п.6 Постановления Администрации Томской области от /дата/а О мерах по реализации Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик направляет посредством региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг в уполномоченный орган заявки… Осуществляет доработку заявки, возвращенной уполномоченным органом в случае ее неполноты, наличия противоречий в сведениях (документах) заявки и иных замечаний уполномоченного органа.

Из смысла данных положений следует, что заказчикам следует руководствоваться рекомендациями, данными уполномоченным органом (Центр государственных закупок Томской области), при оформлении аукционной документации.

Из пояснений защитника Давлетшин Р.Х. следует, что наличие в извещении требований в соответствии с постановлением Правительства РФ от /дата/ вызвано включением этих требований в извещение специалистом Центра государственных закупок Томской области при согласовании заявки, направленной в уполномоченный орган с помощью программы АЦК «Государственный заказ».

Данное обстоятельство не опровергнуто Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области, и подтверждено показаниями свидетеля ФИО5

Так, свидетель ФИО5 суду показала, что является руководителем работника бухгалтерии, проводившего закупки. Заявка на проведение аукциона была направлена в Центр государственных закупок Томской области. Требований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 в заявке изначально не было. Извещение было сформировано специалистом Центра государственных закупок, который уже самостоятельно внес в извещение ссылки на Постановление . После возвращения документов, техникум утвердил извещение в том виде, в котором его направил Центр госзакупок. Изменения вносить не стали, так как посчитали авторитетным мнение уполномоченного органа.

С учетом изложенного в действиях ФИО1 очевидно усматривается стремление выполнить рекомендации уполномоченного органа, что свидетельствует о добросовестности, объективном заблуждении в правильности внесенных корректировок и отсутствии прямого умысла на совершение правонарушения.

Извещение с несоответствующими закону требованиями отозвано, аукцион не состоялся. Новый аукцион проведен в соответствии с законом (протокол от /дата/), реального ограничения допуска к участию лиц в аукционе не произошло, ничьи права и интересы совершенным правонарушением не нарушены.

Таким образом, судом установлено, что в результате совершения ФИО1 вышеуказанных действий, вредных либо негативных последствий охраняемым общественным правоотношениям не наступило, допущенное нарушение законодательства носит формальный характер, защитник ФИО1Давлетшин Р.Х. вину в совершении правонарушения не отрицал, в связи с чем объявление ФИО1 устного замечания является в данном случае необходимым и достаточным для него негативным последствием за совершенное правонарушение.

Учитывая изложенное, суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным обжалуемое постановление отменить в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 2.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от /дата/ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Асиновсикй техникум промышленной индустрии и сервиса» ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в виду малозначительности административного правонарушения с объявлением ФИО1 устного замечания.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Асиновский городской суд Томской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись Е.А. Дегтяренко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>