ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/19 от 12.08.2019 Покровского районного суда (Орловская область)

Дело № 12-12/2019

Р Е Ш Е Н И Е

12 августа 2019 года пгт. Покровское

Судья Покровского районного суда Орловской области Ракова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу защитника главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А. – Сергеевой О. А. на постановление заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. от 03.06.2019г. о привлечении к административной ответственности главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В. А. по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. от 03.06.2019г. главный врач Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник Сергеева В.А., действующий по доверенности Сергеева О.А., обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. Указывает, что одновременно с принятием обжалуемого постановления, постановлением заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. от 03.06.2019г, главный врач Сергеев В.А. привлечен к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ за нарушения требований законодательства в сфере закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые были допущены в результате совершения одного действия – утверждения документации, несоответствующей требованиям законодательства. Поскольку, в результате действия Сергеева В.А. образуют состав одного правонарушения, рассмотрение данных дел подведомственно одному должностному лицу, главный врач БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» Сергеев В.А. должен был быть привлечен к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.

В судебное заседание Сергеев В.А., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайства об отложении дела не заявлял.

В судебном заседании защитник Сергеева В.А.Сергеева О.А. доводы жалобы поддержала. Кроме того, суду пояснила, что в утвержденном главным врачом Сергеевым В.А. проекте договора на закупку экстемпоральных растворов № Ф.2018.434925 от 11.09.2018г. все существенные условия соответствуют требованиям ФЗ РФ от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и положениям «Типового контракта на поставку лекарственного(-ых) препарата(-ов) для медицинского применения», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 870н. Имеющиеся несоответствия являются незначительными, в связи с чем, Сергеева О.А. просила суд признать правонарушение малозначительным и производство по делу прекратить.

Представитель УФАС по Орловской области в судебное заседание, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. В представленных в суд письменных пояснениях указал, что объективную сторону административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ образуют действия (бездействие) должностного лица – главного врача БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» Сергеева В.А., которым были утверждены проекты гражданско – правовых договоров, являющихся составной частью аукционной документации в рамках проведенных заказчиком электронных аукционов, в то время как в составе аукционной документации должны были быть использованы типовые контракты, утвержденные Приказом Минздрава России от 26.10.2017г. н. Для квалификации действий должностного лица – главного врача Сергеева В.А. по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ по утверждению аукционной документации с нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе, в которой не были использованы типовые контракты, утвержденные Приказом, в рассматриваемом случае не имеет правового значения факт количества и качества имеющихся отличий между тестовым содержанием проектов гражданско – правовых и подлежащих обязательному использованию типовых контрактов, утвержденных Приказом Минздрава РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, постановление от 03.06.2019г. является законным и обоснованным, суд приходит к следующему.

Согласно части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В силу части 11 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014г. .

Согласно пункту 3 Порядка, типовые условия контракта разрабатываются в отношении отдельных условий гражданско – правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемого от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.

Приказом Минздрава России от 26.10.2017г. н утвержден Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения. Он применяется при закупке лекарственных препаратов, соответствующих, в том числе, коду 20.30.12.150 ОКПД 2 и иным ОКВЭД 2 (Приложение к названному Приказу).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> 07.03.2019г. проведен мониторинг сайта http://zakupki.gov.ru на предмет исполнения Заказчиком требований Закона, а также Приказа Минздрава России от 26.10.2017г. н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информированной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения».

В ходе проведенного мониторинга сайта http://zakupki.gov.ru прокуратурой установлено, что БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» проводился электронный аукцион по закупке экстемпоральных растворов (ОКПД 2- 20.30.12.150). Заказчиком при разработке и утверждении документации об аукционе не был использован типовой контракт, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.10.2015г. н. По итогам проведения аукциона был заключен гражданско – правовой договор № Ф. 2018.434925 с ООО «Фармацевт», отличающийся по своему содержанию от типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015г. н. В связи с чем, в действиях главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А., выразившихся в утверждении документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, был установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Постановлением и.о. прокурора Покровского района Орловской области Шевлякова А.В. от 15.05.2019г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – главного врача БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» Сергеева В.А. Материалы об административном правонарушении направлены для рассмотрения в Управление федеральной антимонопольной службы по Орловской области.

Постановлением заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. от 03.06.2019г. Сергеев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В судебном заседании установлено, что Распоряжением Правительства Орловской области от 04.05.2018г. -Р, Сергеев В.А. назначен на должность главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» на условиях срочного трудового договора с 15.05.2018г.

Из материалов дела следует, что 20.08.2018 года должностным лицом заказчика – главным врачом БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» Сергеевым В.А. утверждена документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку экстемпоральных растворов для БУЗ ОО «Покровская ЦРБ».

В тот же день заказчиком - БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» в Единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения названного выше государственного контракта .

На основании указанного проекта 11.09.2018г. между БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» и ООО «Фармацевт» был заключен гражданско – правовой договор № Ф.2018.434925 на поставку экстемпоральных растворов.

Из текста проекта гражданско – правового договора на поставку экстемпоральных растворов, утвержденного главным врачом БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» Сергеевым В.А. 20.08.2018г. усматривается, что в нем отсутствуют некоторые разделы, предусмотренные Типовым контрактом на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным Приказом Минздрава России от 15.10.2015г. н. А именно, в проект договора не включены условия о выборочной проверке товара; об условиях одностороннего отказа от исполнения обязательств; об интеллектуальных правах третьих лиц; условия о банковском сопровождении контракта (разделы 7; 12; 13; 16 Типового контракта).

Кроме того, в проект договора не включены условия об упаковки товара (пункты 4.3; 4.4; 4.5 Типового контракта); не указаны документы, которые Поставщик обязан предъявить при поставе товара (п. 5.3; 5.4 Типового контракта).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014г. утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее Правила).

Согласно пункту 3 Правил, типовые условия контракта разрабатываются в отношении отдельных условий гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемого от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В силу требований пункта 6 Правил, типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Исходя из положений части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе и прилагается к ней.

Следовательно, документация об аукционе утверждена главным врачом БУЗ ООО «Покровская ЦРБ» Сергеевым В.А. с нарушением требований, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением и.о. прокурора Покровского района Орловской области Шевлякова А.В. от 15.05.2019г. о возбуждении в отношении Сергеева В.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ; постановлением заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. от 03.06.2019г., документацией об электронном аукционе на поставку экстемпоральных растворов, копией Распоряжения Правительства Орловской области от 04.05.2018г. -Р о назначении Сергеева В.А. на должность главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» на условиях срочного трудового договора с 15.05.2018г., иными материалами дела.

Частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.

В соответствии со статьей 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доводы защитника главного врача Сергеева В.А.Сергеевой О.А. о необходимости объединении дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении Сергеева В.А. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в одно производство на основании части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ устанавливается механизм назначения административного наказания лицу, совершившему действие, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП РФ при условии, что рассмотрение таких дел подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.

В данном случае, Сергеев В.А. совершил действия по нарушению требований законодательства при утверждении разных документаций по разным электронным аукционам, ответственность за которые устанавливается одной и той же частью одной и той же статьи КоАП РФ.

Довод Сергеевой О.А. о малозначительности совершенного административного правонарушения является несостоятельным, поскольку правонарушение, совершенное в сфере отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, существенно нарушает охраняемые законом интересы государства, в связи с чем, имеет повышенную общественную опасность. С учетом конкретных обстоятельств дела и характера охраняемых общественных отношений совершенное Сергеевым В.А. административное правонарушение нельзя признать малозначительным.

Наказание Сергееву В.А. назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд

решил:

Постановление заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. от 03.06.2019г. о привлечении к административной ответственности главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В. А. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А.Сергеевой О. А. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в соответствии со статьей 30.9 КоАП РФ в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда.

Судья Н.Н.Ракова