Дело № 12-12/2019
РЕШЕНИЕ
14 марта 2019 года г. Новокузнецк
Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Лысенко Е.Е.,
с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, начальника Южного межрайонного отделения ПАО «Кузбассэнергосбыт» - Захарова Е.С.;
рассмотрев жалобу лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, начальника Южного межрайонного отделения ПАО «Кузбассэнергосбыт» - Захарова Е.С. на постановление Отдела (инспекции) государственного надзора по Кемеровской области СМТУ Росстандарта о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 К РФ об АП от 23.11.2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Отдела (инспекции) государственного надзора по Кемеровской области СМТУ Росстандарта от 23.11.2018 года начальник Южного межрайонного отделения ПАО «Кузбассэнергосбыт» - Захаров Е.С. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 К РФ об АП в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На постановление Отдела (инспекции) государственного надзора по Кемеровской области СМТУ Росстандарта от 23.11.2018 года Захаровым Е.С. подана жалоба, в которой он просит постановление по делу об административном правонарушении № от 23.11.2018 признать недействительным.
Свою жалобу мотивирует тем, что считает его привлечение к административной ответственности является неправомерным по следующим основаниям.
05.09.2018 в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» поступил запрос СМТУ Росстандарта от 04.09.2018 № о предоставлении документов для проведения проверки по обращению гражданина-потребителя, проживающего по адресу: ... и приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 29.08.2018 №. Запрошенные документы, согласно п. 13 вышеуказанного приказа, были предоставлены в адрес СМТУ Росстандарта в полном объеме. Должностная инструкция на начальника отделения Южного межрайонного отделения сотрудниками СМТУ Росстандарта не запрашивалась.
11.09.2018 в точке общего присоединения цепей питания на № на границе балансовой принадлежности, расположенной по адресу: ... был установлен измеритель показателей качества «П.», № (на границе между сетевыми организациями Г. и К.»). В этот же день, 11.09.2018 в точке общего присоединения цепей питания на опоре № на границе балансовой принадлежности, расположенной по адресу: ... также был установлен измеритель показателей качества «П.» № (на границе между потребителем и сетевой организацией К.»), что подтверждается актом отбора образцов от 11.09.2018.
18.09.2018 измерители показателей качества «П.» № и № были сняты с опоры № в 10 ч. 50 мин. и с № в 10 ч. 30 мин., что также подтверждается актом отбора проб.
Согласно п. 2.5.1. акта проверки от 28.09.2018 № в точке общего присоединения цепей на № на границе балансовой принадлежности, расположенной по адресу: ..., не выявлены нарушения установленных обязательных требований ГОСТ 32144-2013.
Согласно п. 2.5.2. акта проверки от 28.09.2018 № в точке общего присоединения цепей на опоре №, на границе балансовой принадлежности (между сетевой организацией К. и потребителем), расположенной по адресу: ... выявлены нарушения установленных обязательных требований п.4.2.2. ГОСТ 32144-2013.
Таким образом, ПАО «Кузбассэнергосбыт» поставило в жилой дом, расположенный по адресу ... электроэнергию надлежащего качества, так как в № (на границе между К. и Г.») нарушений ГОСТ 32144-2013 не выявлено. Из № электроэнергия надлежащего качества по сетям К.» была транспортирована потребителю. Отсюда следует, что снижение качества произошло в сетях К. которое обязано соблюдать технические регламенты и ГОСТ 32144-2013.
Согласно приказу СМТУ Росстандарт от 29.08.2018 № лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены: государственный инспектор - О., государственный инспектор - Ф.
К проведению проверки, вышеуказанным приказом привлечен Ф.», техник - испытательного центра Н.
Измеритель показателей качества электрической энергии типа «П.» был установлен на опоре № по ... представителями сетевой организации К.» - не являющимися должностными лицами, назначенными для проведения проверки. При этом, в акте проверки от 28.08.2018 № не указано, кем (фамилия, имя, отчество, должность) был установлен данный измерительный прибор, так же не указано наличие специальных знаний (допуска) на установку прибора типа «П.». Сетевая организация К. в данном случае должна была только предоставить доступ к своим сетям и обеспечить проверяющему персоналу возможность установки измерительных приборов. Таким образом, считает, что представителями СМТУ Росстандарта нарушена процедура проведения проверки.
18.09.2018 измеритель показателей качества электрической энергии типа «П.» был снят с опоры № представителями сетевой организации К.», с № - техническим директором Г.». Снятие производилось ненадлежащими лицами (представителями сетевых организаций), не имеющими специальных знаний относительно установки и снятия приборов данного типа. Кроме того, сотрудники сетевых организаций К. и Г.», производящие установку и снятие измерительных приборов, не были назначены приказом, в качестве ответственных лиц при проведении данной проверки и тем самым, не имели права снятия и установки данных приборов. Из буквального толкования п.п. 4, 5, 6 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» следует, что измерительные приборы типа «П.» должны были быть установлены и сняты именно проверяющим персоналом СМТУ Росстандарта.
Таким образом, измеритель показателей качества электрической энергии типа «П.» был установлен и в дальнейшем снят, ненадлежащим образом, что повлекло искажение показателей приборов. В связи с этим, протокол испытаний № от 26.09.2018 не является надлежащим доказательством, не соответствуют требованиям относимости и допустимости доказательств.
В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № от дата «О гарантирующих поставщиках на территории Кемеровской области» ПАО «Кузбассэнергосбыт» является Гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) и осуществляет деятельность по ее продаже на розничном рынке в зоне своей деятельности (на территории Кемеровской области).
Действующее законодательство РФ содержит прямой запрет на совмещение гарантирующим поставщиком деятельности по поставке электрической энергии с ее передачей потребителям. В связи с этим ПАО «Кузбассэнегосбыт» не имеет в собственности и на других предусмотренных законом основаниях объекты электросетевого хозяйства, посредством которого может осуществляться передача электрической энергии.
На данном основании в жилой дом по ... передача электроэнергии осуществляется сетевой организацией К.» от № в рамках заключенного между ПАО «Кузбассэнегосбыт» и К. договора на передачу электрической энергии.
Обязанность по обеспечению показателей качества электроэнергии, в том числе по уровню напряжения в точке поставки электроэнергии (на границе балансовой принадлежности) по адресу ... возложена на сетевую организацию К.
В связи с указанным считает привлечение должностных лиц организации к административной ответственности является необоснованным.
Кроме того, то обстоятельство, что ПАО «Кузбассэнергосбыт» осуществляет поставку электрической энергии является недостаточным для квалификации его действий по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Необходимо учитывать, что нарушение требований технических регламентов, выразившееся по мнению СМТУ Россстандарта в поставке электроэнергии ненадлежащего качества, фактически произошло на этапе передачи электрической энергии электросетевой организацией, владеющей электросетевым хозяйством, посредством которого была передана электрическая энергия потребителю по адресу .... В данном случае обязанность по соблюдению ГОСТа 32144-2013, обеспечению показателей качества электроэнергии, в том числе по уровню напряжения в точке поставки электроэнергии (на границе балансовой принадлежности), возложена на сетевую организацию К.», ответственную за передачу электроэнергии надлежащего качества потребителю по указанному адресу. Соответственно соблюдение ГОСТа 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» находится в компетенции сетевой организации К.», а со стороны ПАО «Кузбассэнергосбыт» и его работников отсутствуют виновные действия, за совершение которых предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Указанные выводы полностью согласуются с позицией арбитражных судов округов, а также позицией Президиума Верховного суда РФ.
В данном случае лицом, ответственным за соблюдение ГОСТа 32144-2013 является исполнитель передачи электрической энергии - сетевая организация ООО «КЭнК».
Письмом от 07.09.2018 №К.» уведомило ПАО «Кузбассэнергосбыт», что в 4 квартале 2018 года запланировано проведение ряда мероприятий, связанных с устранением причин передачи электроэнергии ненадлежащего качества по адресу: ....
Из указанного следует, что К.» признано наличие потери качества передаваемой электрической энергии в своих сетях, повлекшее нарушение требований ГОСТа 32144-2013.
Вместе с тем из оспариваемого Постановления СМТУ Росстандарта следует, что ПАО «Кузбассэнергосбыт» реализовывалась потребителю электрическая энергия ненадлежащего качества. Из содержания акта проверки следует, что административным органом проводился контроль качества электрической энергии посредством измерений на опоре, являющейся точкой поставки в жилой дом на .... Из этого следует, что фактически в указанной точке оказывается коммунальная услуга - энергоснабжение, предназначенная для приобретения и использования гражданами электрической энергии исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При указанных обстоятельствах предметом проверки СМТУ Росстандарта являлась коммунальная услуга - энергоснабжение, а не товар, подлежащий обязательной сертификации и соблюдения технических регламентов, в том числе ГОСТа 32144-2013.
Таким образом, выявленное нарушение неправильно квалифицировано СМТУ Росстандарта по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены "Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от 06.05.2011.
Однако, на СМТУ Росстандарта действующим законодательством не возложены полномочия по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами и должностными лицами организаций нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу статьи 23.55 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса, уполномочены рассматривать органы Государственной жилищной инспекции.
На основании изложенного считает, что правовых оснований привлекать должностных лиц ПАО «Кузбассэнергосбыт» к административной ответственности не имеется.
В судебном заседании Захаров Е.С. на доводах жалобы настаивал. Суду пояснил, что приказом не были привлечены организации К и Г.», однако сотрудниками данных организаций устанавливались и снимались контрольно-измерительные приборы «П.», принадлежащие Ф,, именно организацией Ф. должны были быть установлены и сняты данные приборы, так как данная организация привлечена приказом. Кроме того, перепады напряжения произошли в сетевой организации К.». Он как должностное лицо не мог предотвратить отклонение параметров. Он как должностное лицо по доверенности несет ответственность по штрафным санкциям надзорных органов. Должностной инструкции как таковой не имеется, его должностные обязанности регламентированы приказом и доверенностью. Считает, что сбытовая компания осуществляла не продажу товара ненадлежащего качества, а осуществляла коммунальную услугу, должна применяться ст. 7.23 КРФ об АП, а не ч.1 ст. 14.43 КРФ об АП. Поскольку электроэнергия в данном случае выступает, как товар, так как ПАО « Энергосбыт» закупает электроэнергию как товар, согласно сертификата соответствия и продает ее как товар, а потребители рассчитываются за этот товар по счету, который выставляет ПАО « Кузбассэнергосбыт».
Начальник отдела (инспекции) государственного надзора по Кемеровской области Д., допрошенная в качестве свидетеля, суду пояснила, что Захаров Е.С привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Основанием послужило обращение заявителя о нарушении обязательных требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения». В ходе проверки направлен запрос заявителю о предоставлении информации, на что тот сообщил, что договор на поставку электрической энергии и оказание услуг по передаче электрической энергии с ним не заключался. Согласно квитанций оплата за электрическую энергию производится ПАО «Кузбассэнергосбыт». Прокуратурой Кемеровской области принято решение о проведении внеплановой выездной проверки, которая была проведена в период с 11.09.2018 по 28.09.2018. по адресу: ... на основании приказа от 29 августа 2018г. № сотрудниками отдела (инспекции) государственного надзора по Кемеровской области СМТУ Росстандарта Ф. и О.в отношении ПАО «Кузбассэнергосбыт». К проверке привлечены представители аккредитованного испытательного центра Ф.». Также участвовали в проверке представители ПАО «Кузбассэнергосбыт» Б., П., К.» - А., Г.» -Н., понятые О., П., С.Испытания электрической энергии проведены аккредитованными в установленном порядке испытательными лабораториями, в данном случае - испытательным центром Ф,». По итогам замеров проведенных на основании выданных протоколов испытаний испытательной лабораторией выявлены нарушения. А, именно :электрическая энергия в электрических сетях общего назначения по результатам испытаний не соответствует требованиям ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»;
п.4.2.2 -по медленным изменениям напряжения; отрицательное bU(-) - отклонение, не соответствует на опоре возле жилого дома .... Имеются нарушения - длительное падение напряжения (ниже 198 до 155) В при норме 220В ± 10%.
Государственным инспектором .... составлен протокол КоАП РФ 16.11.2018 № в отношении должностного лица ПАО «Кузбассэнергосбыт» Захарова Е.С.- начальника Южного межрайонного отделения, о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч.1. ст. 14.43 КоАП РФ. Захаров лично был ознакомлен с данным протоколом об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43. КоАП РФ. Ею вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 23.11.2018 № о привлечении Захарова Е.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43. КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. При этом должностному лицу разъяснялись его права и обязанности по ст.ст. 24.1, 25.1 КРФ о АП, порядок и сроки обжалования под роспись, было учтено его пояснение и письменное возражение на протокол, он был не согласен с постановлением, о чем он лично указал в нем, получил копию постановления.
Государственный инспектор Отдела инспекции госнадзора по КО СМТУ Росстандарта И. ( до брака Ф. допрошенная в качестве свидетеля, суду пояснила, что в начале сентября 2018 года поступило обращение О., проживающей по адресу: ... по поводу качества поставляемой электроэнергии ( скачки напряжения и перебои в сети). Для согласования с прокуратурой внеплановой выездной проверки был составлен мотивированный отзыв на заявление О., издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки начальником отдела госнадзора по КО Д. На основании этих документов прокуратура вынесла решение в отношении ПАО «Кузбассэнергосбыт». При проведении проверки присутствовала она - свидетель, а также гос. инспектор О., представитель Ф.», от ПАО «Кузбассэнергосбыт» Б.и П.. Они выезжали с 11.09.2018 по 18.09.2018, мониторили показания качества энергии, вывешивали по ГОСТу 32144-2013. После того, как сняли приборы, были оформлены протоколы испытаний от 26.09.2018. Оформлением занимался Новосибирский ЦСН. В одной из точек на опоре воздушной линии было обнаружено нарушение обязательных условий ГОСТа п. 4.2.2 – длительное падение напряжения в течение 7 суток. На основании данных был составлен протокол на должностное лицо – начальника ЮМО ПАО «Кузбассэнергосбыт» Захаров Е.С. и на юридическое лицо ПАО «Кузбассэнергсбыт» - решение от 21.12.2018 (вступило в законную силу). Свидетелем составлен протокол от 16.11.2018 о привлечении должностного лица – начальника Южного межрайонного отделения ПАО « Кузбассэнергосбыт» Захарова Е.С. к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 Ко АП РФ, при этом он лично присутствовал, ему были разъяснены его права и обязанности. В письменном виде он указал, что не согласен с протоколом, пояснил, что отвечать должен К. Захаров Е.С. лично явился 23.11.2018 года и получил постановление об административном правонарушении.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ, Закон о техническом регулировании) установлено, что за нарушение требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике), субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению, сбыт, организацию купли-продажи электрической энергии.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (статья 38 Федерального закона N 35-ФЗ).
Согласно пункту 7 Основных положений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 № 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии сетевые организации оказывают на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
В пункте 15 Правил N 861 предусмотрено, что при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 32144-2013).
Таким образом, в силу приведенных норм права при поставках электрической энергии потребителям требования ГОСТ 32144-2013 являются обязательными. Исходя из области применения ГОСТ 32144-2013, стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
В соответствии с требованиями п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю. При этом в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (между фазными проводниками для трех- и четырехпроводных трехфазных систем).
Система электроснабжения общего назначения - совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей (пункт 3.1.1 ГОСТ 32144-2013).
Из приведенных норм следует, что производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса.
Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе сетевые организации, обеспечивающие передачу электрической энергии, обязаны поставить (передать) потребителю электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов.
Качество и параметры передаваемой сетевой организацией электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), должны соответствовать требованиям ГОСТ 32144-2013.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Из материалов дела следует, что в адрес отдела (инспекции) государственного надзора по Кемеровской области СМТУ Росстандарта поступило обращение заявителя (вх. № от 09.08.2018г.) о нарушении обязательных требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения».
В ходе предварительной проверки направлен запрос заявителю о предоставлении информации № от 24.08.2018. В ответе на запрос заявитель сообщил, что договор на поставку электрической энергии и оказание услуг по передаче электрической энергии с потребителем не заключался. Оплата за потребленную электрическую энергию производится ПАО «Кузбассэнергосбыт» (согласно выставленных квитанций с указанием лицевого счета).
В данном обращении заявителя содержались факты, указывающие на неудовлетворительное качество поставляемой электрической энергии, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, а именно: при скачках напряжения в сети происходит не только порча и отказ бытовой техники, но и создается угроза возгорания электроприборов, то есть электрическая энергия не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013. Соблюдение качества электроэнергии необходимо для бесперебойной и безаварийной работы оборудования и электроприборов потребителей, для предотвращения техногенных катастроф.
На основании изложенного, и в целях пресечения реализации продукции, не соответствующей обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, прокуратурой Кемеровской области принято решение о проведении внеплановой выездной проверки.
Данное решение от 30.08.2018 № вынесено в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от дата № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в отношении Публичного акционерного общества «Кузбассэнергосбыт», адрес: ... осуществляющего деятельность по адресу: ....
На основании Приказа СМТУ Росстандарта от 29 августа 2018г. №, сотрудниками отдела (инспекции) государственного надзора по Кемеровской области СМТУ Росстандарта Ф.О., была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО «Кузбассэнергосбыт», с привлечением к проверке представителей аккредитованного испытательного центра Ф.» (аттестат аккредитации №). Участвовали в проверке представители ПАО «Кузбассэнергосбыт» Б., П., К. - А., Г.» - Н., понятые О., П., С.
В результате внеплановой проверки установлено, что начальник Южного межрайонного отделения ПАО « Кузбасэнергосбыт» Захаров Е.С. в период с 10 часов 45 минут 11.09.2018 года до 10 часов 50 минут 18.09.2018 года ( 7 суток) на опоре без № на границе балансовой принадлежности между потребителем и поставщиком электрической энергии, расположенной по адресу : Россия..., не принял всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, возможность для соблюдения которых у него имелась, совершил правонарушение, выразившееся в том, что он продал электрическую энергию гражданину – потребителю, не соответствующую установленным требованиям, нарушив тем самым обязательные требования пунктов п.4.22 ГОСТ 32144-2013 « Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», в том числе нарушение обязательных требований :
на опоре №, расположенной по адресу ... на основании выданных протоколов испытаний испытательной лабораторией № от 26 сентября 2018г., выявлены нарушения:
- п.4.2.2 -по медленным изменениям напряжения: - отрицательное bU(-) - отклонение, не соответствует на опоре возле жилого дома .... Имеются нарушения - длительное падение напряжения (ниже 198 до 155 В) при норме 220В ± 10%. (таблица 4.3 стр.9, стр. 10 протокола № от 26 сентября 2018), что является нарушением требований части1 ст. 14.43 КРФ об АП.
Представленные в материалах дела доказательства подтверждают факт совершения административного правонарушения и виновность Захарова Е.С.На основании изложенного Захаров Е.С. правомерно привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ.
Процедура проведения проверки соблюдена, органы государственного контроля (надзора) выбрали пункт контроля качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии по своему усмотрению. Испытания электрической энергии, проводятся аккредитованными в установленном порядке испытательными лабораториями (центрами). В данной проверке испытания проводил испытательный центр ФБУ «Новосибирский ЦСМ».
Проверка проведена на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013. По итогам замеров проведенных в период с 11.09.2018 (10 час. 45 мин.) по 18.09.2018 (10 часов 50 минут местного времени) - 7 суток, на опоре без №, расположенной по адресу ... на основании выданных протоколов испытаний испытательной лабораторией № от 26 сентября 2018г., выявлены нарушения: - электрическая энергия в электрических сетях общего назначения по результатам испытаний не соответствует требованиям ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»: - п.4.2.2 -по медленным изменениям напряжения: - отрицательное bU(-) - отклонение, не соответствует на опоре возле жилого дома .... Имеются нарушения - длительное падение напряжения (ниже 198 до 155 В) при норме 220В ± 10%. (таблица 4.3 стр.9, стр. 10 протокола № от 26 сентября 2018).
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ государственным инспектором отдела (инспекции) государственного надзора по Кемеровской области СМТУ Росстандарта был составлен протокол об административном правонарушении от 16.11.2018 № на начальника ЮМО ПАО «Кузбассэнергосбыт» Захарова Е.С. по ч.1.ст 14.43. КоАП РФ.
В ходе проверки ПАО «Кузбассэнергосбыт» были представлены следующие договоры:
- договор № от 21.11.2014 оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях.
- договор №№ от 18.12.2015 оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно представленному договору №, ПАО «Кузбассэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу электрической энергии, качество которой должно соответствовать ГОСТ 32144-2013.
Из материалов проверки следует, что продукция, находящаяся в обращении, а именно электрическая энергия, не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 (пониженное напряжение).
Непосредственными доказательствами совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются составленные по результатам таких испытаний протоколы испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным в ГОСТ 32144-2013.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и приведенные нормы права, суд считает, что факт нарушения установлен и соответственно событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.43 КРФ об АП за указанное правонарушение установлена административная ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают отношения по соблюдению требований технических регламентов или подлежащих применению отдельных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования ( включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Указанное правонарушение посягает на интересы государства в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона вменяемого Захарову Е.С. правонарушения заключается в нарушении им, как должностным лицом Южного межрайонного отделения ПАО « Кузбасэнергосбыт», обязательных требований к продукции и к процессам ее обращения на стадии обращения.
В соответствии с представленными документами продавцом электрической энергии является ПАО «Кузбассэнергосбыт».
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель ( лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), Захаров Е.С. как должностное лицо, выпускающее в обращение продукцию, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КРФ об АП.
В соответствии с Приказом управляющего директора ОАО «Кузбассэнергосбыт» № от 18.06.2014 г. Захаров Е.С. переведен на должность начальника ЮМО ПАО «Кузбассэнергосбыт» с 19.06.2014., приказом № от 28.04.2015 года « О распределении функциональных обязанностей в ОАО « Кузбассэнергосбыт» и доверенностью № от 27.06.2018 года определены его обязанности по заключению и подписанию договоров электроснабжения, государственные и муниципальные контракты энергоснабжения, договоры купли - продажи ( поставки) электрической энергии ( мощности) ( в том числе для целей компенсации потерь в электрических сетях), договоры оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности, а также соглашения к ним, вносящие в них изменения, дополнения и / или расторгающие их.
Событие и состав вменяемого Захарову Е.С. административного правонарушения подтверждается материалами дела :
-приказом о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 29.08.2018 года № ( л.м.22-24);
- актом отбора образцов от 11 09.2018 года( л.д.25-27);
-актом проверки от 28.09.2018 года № ( с приложениями) и протоколами испытаний ( л.м.28-53);
- протоколом от 16.11.2018 года об административном правонарушении ( л.м.9-11);
- постановлением от 23.11.2018 года по делу об административном правонарушении № ( л.д.12-15)
Довод заявителя о том, что ПАО «Кузбассэнергосбыт» не является субъектом правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, подлежит отклонению судом, по следующим основаниям.
В силу диспозиции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ субъектами административного правонарушения являются, в том числе исполнители услуг.
ПАО «Кузбассэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии, несет всю полноту ответственности перед потребителями, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с обязательными требованиями технических регламентов и государственных стандартов.
Поскольку общество является гарантирующим поставщиком на территории Кемеровской области, выступает продавцом электрической энергии по договору энергоснабжения и имеет договорные отношения с потребителями, получает за поставляемую электроэнергию плату, оно обязано обеспечить качество подаваемой энергии, которое должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в совершении административного правонарушения.
В частях 1 и 2, 4 статьи 1.5 КоАП РФ закреплено, что лицо подлежит административной ответственности только за то правонарушение, в отношении которого подтверждена его вина, в частности, доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением административного органа.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.(статья 2.4 КоАП РФ).
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований заявителем суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами административного органа в пределах полномочий, установленных законом.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности заявителя административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Захаров Е.С. извещен надлежащим образом, при рассмотрении присутствовал, копии данных документов им получены, процедура привлечения к административной ответственности им не оспаривалось в судебном заседании.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечении к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд соглашается с выводом административного органа об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ или для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает.
Как отмечалось ранее, процедура проведения проверки также соблюдена, органы государственного контроля (надзора) выбрали пункт контроля качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии по своему усмотрению. Испытания электрической энергии, проводятся аккредитованными в установленном порядке испытательными лабораториями (центрами). В данной проверке испытания проводил испытательный центр Ф,
Доводы заявителя о том, что имеются основания полагать, что измеритель показателей качества электрической энергии типа «Прорыв КЭ» был установлен и в дальнейшем снят, ненадлежащим образом, что повлекло искажение показателей приборов, в связи с этим, протокол испытаний № от 26.09.2018 не является надлежащим доказательством, не соответствуют требованиям относимости и допустимости доказательств, так как отражает недостоверные данные, отклоняются судом, как основанные на предположениях.
Доводы заявителя о неправильной квалификации отклоняются судом, поскольку нарушение качества предоставляемой услуги по передаче электрической энергии потребителям, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, постановление СМТУ Росстандарта от 23.11.2018 № о привлечении Захарова Е.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей является законным и обоснованным.
На основании изложенного постановление СМТУ Росстандарта по делу об административном правонарушении от 23.11.2018 № является законным и обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований Захарову Е.С. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Отдела (инспекции) государственного надзора по Кемеровской области СМТУ Росстандарта о привлечении к административной ответственности начальника Южного межрайонного отделения ПАО «Кузбассэнергосбыт» - Захарова Е.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 К РФ об АП от 23.11.2018 года - оставить без изменения, жалобу Захарова Е.С. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.19 КоАП РФ.
Судья Е.Е. Лысенко