ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/19 от 22.01.2019 Черняховского городского суда (Калининградская область)

Дело №12-12/19

РЕШЕНИЕ

22 января 2019 года г.Черняховск

Судья Черняховского городского суда Калининградской области Лунина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление консультанта отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области №585/2018 от 05 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном абз.9 части 1 статьи <адрес> об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением консультанта отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 №585/2018 от 05 октября 2018 года, индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абз.9 ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11000 рублей.

Данным постановлением ИП ФИО1 признан виновным в том, что в нарушении требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципального образования «Черняховский городской округ», в нарушение п.8.2 Правил благоустройства МО «Черняховский городской округ», организовал 20.08.2018 в 14 часов 29 минут размещение объявлений информационного характера с предложением продажи песка, гравия, щебня, плодородного грунта, угля, дров на растопку, услуги доставки в течение 24 часов, вне специально отведенных для этого органом местного самоуправления местах.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица, ИП ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление как незаконное и необоснованное и прекратить производство по делу.

В обоснование приводит доводы о том, что единственным доказательством его вины к протоколу по делу об административном правонарушении приложены фотографии, фиксирующие, якобы, нарушение им закона. Считает, что на данных фотографиях невозможно установить, где и при каких обстоятельствах они были сделаны. Фотографии не содержат информации о том, кем они были расклеены, размещены. На фотографиях нет привязки к местности, выполненные на некоторых приписки с указанием конкретного адреса, ничем не подтверждены документально, что позволяет сделать вывод о том, что фото могли быть сделаны где угодно. Указание на листовках принадлежащего ему номера мобильного телефона не образует причинно-следственную связь с размещением этих листовок им самим. Листовки могло разместить любое иное лицо, знающее его номер мобильного телефона, без его ведома и по разным мотивам. В материалы представлены семь фотографий, обозначенных как фото 1, такое же количество фотографий, обозначенных как фото 2, одна фотография, обозначенная как фото 3. Фотографии, обозначенные как фото 1, фиксируют разные изображения. Какое фото из представленных имеет отношение к делу, какое нарушение закона они фиксируют, в материалах дела не содержится. Из текста протокола по делу об административном правонарушении следует, что он привлекается к ответственности за организацию размещения объявлений. Вместе с тем, п.8.2 Правил благоустройства МО «Черняховский городской округ» устанавливает ответственность только за размещение (расклейку, вывешивание) афиш, листовок. Абз.9 ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области не предусматривает ответственности за организацию размещения объявлений. Полагает, что по смыслу пункта 15.1 Правил благоустройства МО «Черняховский городской округ, ответственность за нарушение данных правил несут только юридические и физические лица. Должностные лица и индивидуальные предпринимателя, как несущие ответственность, в нем не указаны. Указанное в протоколе обоснование вины не позволяет однозначно дать ответ, в чем именно выражается допущенное им нарушение и при каких обстоятельствах оно совершено.

В судебное заседание ИП ФИО1 не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель ИП ФИО1 по доверенности ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержал дополнив, что фотографии могло выполнить любое лицо, в том числе с целью навредить ИП ФИО1.

Принимавший участие в судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской ФИО3 по доверенности, считает постановление о привлечении к административной ответственности ИП ФИО1 законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного абз.9 ч.1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, являются нарушения требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся: в размещении объявлений, афиш, листовок, плакатов и иных информационных материалов, не относящихся к рекламным, вне специально определенных для этого органами местного самоуправления мест лицами, размещающими такие информационные материалы, заказчиками указанных информационных материалов.

За указанное нарушение, санкция части 1 указанной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пунктом 8.2 Правил благоустройства муниципального образования «Черняховский городской округ», утвержденных решением Черняховского окружного Совета депутатов от 24.03.2016 № 35 запрещается размещение (расклейка, вывешивание) объявлений информационного характера на стенах зданий, входных дверях подъездов, столбах, деревьях, на опорах наружного освещения, распределительных щитах, остановочных павильонах и в других местах, не предназначенных для этих целей. Информационные материалы могут размещаться (расклеиваться, вывешиваться) в специально отведенных местах.

Постановлением должностного лица от 05 октября 2018 года признано установленным, что 20 августа 2018 в 14 часов 29 минут ИП ФИО1 в нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципального образования «Черняховский городской округ» не выполнил требования Правил благоустройства муниципального образования «Черняховский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» от 24.03.2016 № 35, организовав размещение объявлений информационного характера с предложением продажи песка, гравия, щебня, плодородного грунта, угля, дров на растопку, услуги доставки в течение 24 часов на следующих объектах: электрощит у д.3 по ул.Дачной; на опорах линий электроснабжения по пл.Маевской, д.3; ул.Чапаева, д.1, ул.Чапаева, д.2; на ограждении контейнерной площадки по ул.Курчатова –пл.ФИО5; на ограждении автобусной остановки в п.Угрюмово Черняховского района. ИП ФИО1, организовав размещение указанных объявлений, вне специального отведенных для этого органами местного самоуправления местах, нарушил п.8.2 Правил, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена абз.9 части 1 статьи 73 Закона Калининградской области от 12.05.2008 №244 «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях.

Постановление содержит указание на то, что факт совершения ИП ФИО1 административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.09.2018 №076, фотоматериалами.

Так согласно протокола об административном правонарушении №076 от 10 сентября 2018 года, составленного начальником отдела охраны окружающей среды Управления коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» ФИО6, 20 августа 2018 года в 14 часов 29 минут, индивидуальный предприниматель ФИО1 в нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципального образования «Черняховский городской округ», утв. Решением окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» от 24.03.2016 №35, организовал размещение объявлений информационного характера с предложением продажи песка, гравия, щебня, плодородного грунта, угля, который греет марки ДОМ, ДПК, ДР тоннами и в мешках, угля длиннопламенного «Орех», дров на растопку, услуги доставки в течение 24 часов на электрощите у д.3 по ул.Дачной, на опорах линий электроснабжения по пл.Маевской, 3, ул.Чапаева, 1, ул.Чапаева, 2, ограждении контейнерной площадки по ул. Курчатова-пл.ФИО5 в г.Черняховске, на ограждении автобусной остановки п.Угрюмово Черняховского района, вне специального отведенных для этого органами местного самоуправления мест, чем нарушил п.8.2 Правил благоустройства МО «Черняховский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» от 24.03.2016 №35, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена абз.9 ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.

В подтверждение факта совершения правонарушения к протоколу приложено несколько фототаблиц, выполненных в отношении каждого места обнаружения объявления.

На фотографиях размещен текст объявления со следующим содержанием: «Уголь, сейчас дешевле, марки ДОМ ДПК ДР, тоннами и в мешках. Дрова на растопку, грузчики. Доставка за 24 часа. Указан номер телефона <***>.

При рассмотрении дела должностным лицом ИП ФИО1 участие принимал. Дал пояснения должностному лицу о том, что осуществляет продажу и доставку песка и щебня, номер телефона, указанный в объявлении является личным номером ИП ФИО1.

В материалах представлена пояснительная записка за подписью начальника отдела охраны окружающей среды Управления коммунального хозяйства МО «Черняховский городской округ» ФИО6 от 10.09.2018, согласно которой им был осуществлен звонок по указанному в объявлении номеру телефону. В ходе телефонного разговора отвечал мужчина, представившийся по имени ФИО2, который информировал его, что это он разместил указанные объявления, а также представил информацию о цене товара, способах доставки, происхождении и месте нахождения товара, откуда можно осуществить самовывоз товара. Документы о покупке товара, для получения субсидий, выдаются им как индивидуальным предпринимателем.

В силу ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, установление должностным лицом обстоятельства, имеющего значение для дела, на основании такого доказательства как фототаблицы, пояснительная записка требованиям законодательства об административных правонарушениях не противоречит.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении, помимо иных сведений, указываются место, время совершения и событие административного правонарушения. Данные обстоятельства входят в предмет доказывания по делу.

В соответствии с пунктами 4,6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

При этом, в постановлении по делу об административном правонарушении, наряду с другими сведениями, необходимо описание существа совершенного правонарушения, в том числе указание на то, в чем выражается противоправность действия (бездействия) правонарушителя, его вина, со ссылкой на доказательства.

Вместе с тем, при изучении фототаблиц, выполненных к каждому месту съемки, усматривается, что фотографии места размещения объявлений (кроме одной) выполнены не 20.08.2018 года, а гораздо позже. Так фото объявления на опорах линий электроснабжения по пл.Маевской, д.3 в г.Черняховске выполнено 03.09.2018, по ул.Чапаева, д.1- 05.09.2018, ул.Чапаева, д.2 - 05.09.2018; на ограждении контейнерной площадки по ул.Курчатова –пл.ФИО5 - 05.09.2018; на ограждении автобусной остановки в п.Угрюмово Черняховского района- 06.09.2018.

Поскольку постановлением должностного лица признано установленным, что 20 августа 2018 в 14 часов 29 минут ИП ФИО1 в нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципального образования «Черняховский городской округ организовал размещение объявлений, вне установленных мест, в связи с имеющимися противоречиями между датой совершения правонарушения и представленными фотоизображениями мест размещения объявлений, протокол по делу об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности содержат сведения о событиях, которые еще не наступили.

При таких обстоятельствах вывод о размещении ИП ФИО1 объявлений, вне установленных мест на опорах линий электроснабжения по пл.Маевской, 3, ул.Чапаева, 1, ул.Чапаева, 2, ограждении контейнерной площадки по ул. Курчатова-пл.ФИО5 в г.Черняховске, на ограждении автобусной остановки п.Угрюмово Черняховского района, подлежит исключению из постановления должностного лица.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для привлечения ФИО1 как индивидуального предпринимателя по указанной норме, в связи с тем, что по смыслу пункта 15.1 Правил благоустройства МО «Черняховский городской округ, ответственность за нарушение данных правил несут только юридические и физические лица, суд находит несостоятельными.

В соответствии с положениями ст. 3 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или настоящим Законом установлена административная ответственность. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных настоящим Законом, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП РФ несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ. Если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин.

Из представленных материалов следует, что индивидуальный предприниматель ФИО1 при осуществлении предпринимательской деятельности организовал 20.08.2018 в 14 часов 29 минут размещение объявлений информационного характера с предложением продажи песка, гравия, щебня, плодородного грунта, угля, дров на растопку, услуги доставки в течение 24 часов, вне специально отведенных для этого органом местного самоуправления местах.

Санкция части первой статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц.

В этой части должностное лицо пришло к правильному выводу о доказанности вины ИП ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного абз.9 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, которая подтверждается совокупностью исследованных и подробно приведенных в постановлении доказательств.

При доказанности факта совершения ИП ФИО1 административного правонарушения, доводы жалобы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, не могут быть признаны состоятельными и опровергаются имеющимися в деле письменными доказательствами.

В связи с уменьшением объема вменяемого правонарушения, полагаю возможным применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Принимая во внимание вышеизложенное и те обстоятельства, что совершенное ИП ФИО1 деяние не повлекло вредных последствий, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Учитывая изложенное, постановление консультанта отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 №585/2018 от 05 октября 2018 подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном абз.9 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях прекращению, с объявлением ИП ФИО1 устного замечания.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление консультанта отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 №585/2018 от 05 октября 2018 вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по абз.9 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Объявить индивидуальному предпринимателю ФИО1 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Калининградского областного суда в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья Черняховского городского суда С.В.Лунина