ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/19 от 28.02.2019 Красногвардейского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 12-12/2019

УИД 26RS0018-01-2019-000038-78

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

28 февраля 2019 года с. Красногвардейское

Судья Красногвардейского районного суда Ставропольского края Непомнящий В.Г.,

с участием:

представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении общества с ограниченной ответственностью «Гвардия» - Курениновой О.А., Антонова В.А., Новиковой О.Г. действующих на основании доверенностей,

представителей Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Дутовой М.В., Орлянского И.В., действующих на основании доверенностей,

при секретаре: Федюкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Красногвардейском районном суде Ставропольского края жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении общества с ограниченной ответственностью «Гвардия» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 26 декабря 2018 года № 18-1477/П/1-450/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 26 декабря 2018 года № 18-1477/П/1-450/3 ООО «Гвардия» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

ООО «Гвардия» было признано виновным в том, что обществом нарушены требования действующих нормативно - правовых актов, регулирующих правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а именно:

- на вид отходов навоз от свиней свежий 3 класса опасности ООО «Гвардия» не разработан паспорт опасного отхода;

- у ООО «Гвардия» с 01.01.2018 по настоящее время отсутствуют утвержденные нормативы образования и лимиты на размещение навоза от свиней свежего 3 класса опасности;

- навоз от свиней свежий 3 класса опасности не указан в статистической отчетности по форме 2 тп-отходы ООО «Гвардия» за 2017 год;

- сведения об образовании и движении навоза от свиней свежего 3 класса опасности не отражено в учете образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ООО «Гвардия» за 1-3 кварталы 2018 года;

- ООО «Гвардия» как собственником навозохранилищ (лагун) не проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;

- ООО «Гвардия» как собственник навозохранилищ не приняло мер для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) указанных объектов размещения отходов;

- в ООО «Гвардия» образуются отходы, на которые не утверждены в установленном порядке нормативы образования отходов.

На указанное постановление по делу об административном правонарушении представителем ООО «Гвардия» подана жалоба, в которой указано, что в оспариваемом Постановлении и в материалах проверки отсутствуют сведения, подтверждающие наличие состава вменяемого правонарушения в действиях лица.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона N89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1.1. Считаеют, что заинтересованным лицом не представлены доказательства, отвечающие требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, подтверждающие вменяемое лицу административное правонарушение.

В Постановлении о назначении административного наказания: № 18-1477/П/1-450/3 от 26 декабря 2018 года не отражены сведения о наличии и размещении на территории ООО «Гвардия» отходов. Напротив, указан факт передачи навоза ООО «Агро-консалтсервис» по договору, при этом вывод заинтересованного лица о передаче навоза для обезвреживания является немотивированным и необоснованным.

ООО «Гвардия» считает, что постановление Департамента Росприроднадзора не обосновано, так как Департаментом не приняты во внимание действующие законодательные акты РФ.

В результате производственной деятельности ООО «Гвардия» образуется навоз свиней свежий. Однако образующийся навоз свиней свежий, применительно к производственной деятельности ООО «Гвардия», является побочной продукцией, а не отходом.

Заинтересованное лицо же полагает, что навоз свиней свежий – это отход согласно ст.1 Закона № 89-ФЗ, где говорится, что «отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом». При этом заинтересованное лицо ссылается на неверно истолкованные положения Технологического регламента ООО «Гвардия», где сказано, что согласно Технологического регламента в процессе производственной деятельности производится удаление жидкого навоза из животноводческих помещений гидравлическим способом.

Однако ООО «Гвардия» в технологическом регламенте под удалением навоза подразумевает не удаление из производственного цикла, а перемещение навоза свиней на производственные площадки. В законе понятие «удаление» отсутствует, однако его содержание указано в различных стандартах (ГОСТ 30772-2001, ГОСТ Р 53692-2009), удаление - это не перемещение отходов, как это толкует заинтересованное лицо, а процесс, направленный на их уничтожение. То есть, отходы – остатки производственного процесса, подлежащие уничтожению.

Между тем для ООО «Гвардия» навоз свиней – это побочная продукция, что подтверждается не только определением ст.1 Закона N89-ФЗ, но и из следующих положений действующего законодательства:

- ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения: П.3.16. «Побочный продукт: Дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Примечание - Побочный продукт не является отходом»

- ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании": «продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях».

Кроме того, заинтересованным лицом не приняты во внимание Разъяснения Минприроды России от 11 августа 2016 года № ВА-14-27/8782 и Письмо Минприроды России от 05 мая 2016 года № 04-12-27/9376, а данные Разъяснения даны Министерством природных ресурсов и Экологии Российской Федерации в целях установления единообразной правоприменительной практики по запросу Аппарата Правительства Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных п. п. 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ № 1219 от 11.11.2015 года).

Согласно Разъяснению Минприроды России «Об оформлении лицензии по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности при обращении с навозом» от 11 августа 2016 года № ВА-14-27/8782 и Письму Минприроды России от 05 мая 2016 года № 04-12-27/9376 отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия: вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. Помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении следующих условий:

- при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить навоз, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

- при наличии разработанных и утвержденных технических условий, а также при наличии технологического регламента на навоз, органические вещества и материалы:

- при отражении в хозяйственном учете предприятия операций с навозом.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, для собственных нужд в дальнейшем осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

В случае отнесения навоза, который образуется в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие вещества, как навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.

Все вышеуказанные требования ООО «Гвардия» выполнены, а именно: разработаны ТУ 20.15.80-001-72400691-2018 и Технологический регламент, действия с навозом свиней отражены в бухгалтерском учете. Все материалы были предоставлены заинтересованному лицу в ходе проверки.

1.2. В постановлении заинтересованное лицо ссылается на то, что в ходе проверки были отобраны пробы отхода навоза свиней свежего, целью анализа являлось: определение класса опасности отходов и их морфологический состав. Соответственно, не были приняты во внимание указания представителей ООО «Гвардия», что навоз свиней является побочной продукцией, а не отходом. Между тем, отход определяется не набором химико-морфологических качеств, а производимыми с объектом действиями.

Т.к. навоз свиней ООО «Гвардия» является побочной продукцией, то экспертное заключение на соответствие навоза свиней отходу 3 класса опасности по мнению ООО «Гвардия» не может служить основанием для признания навоза свиней отходом, т.к. отбор проб должен соответствовать указанным в ТУ 20.15.80-001-72400691-2018 параметрам, данный ТУ принят ООО «Гвардия» на основании Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Довод заинтересованного лица о том, что хранение отхода, согласно действующего проекта ПДВ, происходит свыше 11 месяцев, не имеет правового значения, т.к. навоз свиней - побочная продукция, а не отход.

В ходе проверки лагуны (свидетельства о регистрации права №№ 26-26-01/002//2007-598, 26-26-01/002//2007-599, 26-26-01/002//2007-600), переданные по договору ООО «Агро-консалтсервис», представителями Департамента квалифицированы, как объекты размещения отходов и сделан вывод о том, что на них должен проводиться мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, как на территории объекта размещения отходов.

В связи с тем, что, согласно технологического регламента истца, навоз свиней - это побочная продукция, то указанные лагуны являются технологическими площадками, для переработки сырья для органических удобрений, навоза свиного, а не объектом размещения отходов, как указано в постановлении. Соответственно требования природоохранного законодательства для объектов размещения отходов на них распространяться не должны.

Также, в соответствие с п.5 Приказа Минприроды России от 10.06.2016г. №66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду разрабатывается лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов. Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов и направляется в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора.

В настоящее время ООО «Гвардия» не эксплуатирует объекты размещения отходов, в собственности предприятия имеются пруды-накопители, которые переданы в аренду ООО «Агро-консалтсервис» по договору от 01.04.2018 года №51/18/Г на срок до 01 марта 2019 года, которые в свою очередь используются как технологические площадки для переработки сырья для органических удобрений.

Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что проверяющие не исследовали, какие и в каком количестве отходы образуются в результате деятельности Общества, а нахождение таких отходов на территории Общества в период проведения проверки не установлено.

Следовательно, вывод о том, что Общество является участником отношений в области обращения с отходами производства и потребления, накапливая на своей территории образующиеся отходы не основан на законе. Административный орган не представил доказательств того, что Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами.

Поскольку имеющиеся в материалах дела документы не подтверждают факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, полагаем оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.

2. Административным органом не доказано событие административного правонарушения и вина в его совершении.

Пунктами 1, 3 и 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Считаем, что Административный орган не представил доказательств того, что Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 89-ФЗ.

Таким образом, поскольку факт осуществления Обществом накопления отходов не подтвержден, а образование навоза свиней свежего не является обращением с отходами, следует сделать вывод о недоказанности осуществления Обществом деятельности по обращению с отходами, а следовательно, о неправомерности привлечения юридического лица к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представленные доказательства свидетельствуют о том, что Общество не обращается с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, следовательно, Общество не является субъектом вменяемого ему нарушения, поскольку не является собственником навоза. Таким образом, Административным органом не доказана объективная сторона административного правонарушения, вменяемого Обществу.

Просят суд:

Постановление о назначении административного наказания № 18-1477/П/1-450/3 от 26 декабря 2018 года о признании юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Гвардия» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления признать незаконным и отменить.

Представители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Гвардия», в судебном заседании доводы изложенные в жалобе поддержали, просили суд её требования удовлетворить.

Представители Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в судебном заседании просили суд постановление от 26 декабря 2018 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Исследовав при рассмотрении данной жалобы материалы административного дела, выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, суд будучи в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не связанным с доводами жалобы, а потому проверив дело в полном объеме, приходит к следующим выводам.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом (статья 1 в редакции федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ).

Согласно ранее действующему закону отходами производства и потребления признавались остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (в редакции федерального закона № 309-ФЗ от 30 декабря 1998 года).

Таким образом, в настоящее время понятие отходов изменилось, отходы - это не только то, что является остатками производства, но и подлежит удалению.

Согласно толкованию понятия «удаления отходов», содержащемуся в различных стандартах (ГОСТ 30772-2001, ГОСТ Р 53692-2009), удаление - это не перемещение отходов, как это толкует государственный инспектор, это процесс, направленный на их уничтожение. То есть, отходы - остатки, подлежащие уничтожению.

Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Федеральный классификационный каталог отходов содержит указание на навоз свиней как вид отхода III (свежий) и IV (перепревший) классов опасности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что в результате деятельности ООО «Гвардия» образуется навоз свиней. Однако он не удаляется (уничтожается), он используется для его реализации сторонней организации ООО «Агро-консалтсервис», а также производства сырья для органических удобрений.

Согласно Уставу основными видами деятельности ООО «Гвардия» являются производство, переработка, реализация сельхозпродуктов.

На предприятии на основе разработанных на предприятии Технических условий ТУ 20.15.80-001-72400691-2018 разработан Технологический регламент на производство органических удобрений.

Согласно Разъяснению Минприроды России «Об оформлении лицензии по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности при обращении с навозом» от 11 августа 2016 года № ВА-14-27/8782 и Письму Минприроды России от 05 мая 2016 года № 04-12-27/9376 отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия: вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. Навоз и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении следующих условий:

- при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить навоз, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

- при наличии разработанных и утвержденных технических условий для удобрения на основе навоза, а также при наличии технологического регламента на навоз, органические вещества и материалы:

- при отражении в хозяйственном учета предприятия операций с навозом.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

В случае отнесения навоза, который образуется в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.

Данные Разъяснения даны Министерством природных ресурсов и Экологии Российской Федерации в целях установления единообразной правоприменительной практики по запросу Аппарата Правительства Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных п. п. 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ № 1219 от 11 ноября 2015 года).

Таким образом, навоз свиней может выступать и в качестве отхода, и в качестве продукции в зависимости от определенных условий и вида деятельности предприятия.

Из представленного договора № 173/16/Г от 01 июня 2016 года, заключенного между ООО «Гвардия» (продавец) и ООО «Агро-консалтсервис» (покупатель) видно, что продавец обязуется передать в собственность покупателю свиной навоз, поступающий покупателю с производственных площадок продавца в Объекты, указанные в п. 1.2 настоящего Договора, а Покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него цену, указанную в пунктах 3.1. настоящего Договора.

Согласно п. 2.1 договора: Базис поставки Товара - навозохранилища (лагуны): Пруд - накопитель общей площадью 31288,4 кв.м., кадастровый № 26:01:0:0182:9545/81:1000/ I, расположен по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 26 АЕ № 108092 от 07.09.2007 года; Пруд - накопитель общей площадью 22975,4 кв.м., кадастровый № 26:01:0;0182:9545/81:1000/ II, расположен по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 26 АЕ № 108090 от 06.09,2007 года; Пруд - накопитель общей площадью 31288,4 кв.м., кадастровый № 26:01:0:0182:9545/81:1000/ III, расположен по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 26 АЕ№ 108092 от 07.09.2007 года (именуемые в дальнейшем - «объекты»), расположенные на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №26:01:0:182, площадью 230886,00 кв.м. расположенном по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм.

Согласно дополнительному соглашению № 01 к договору купли-продажи № 173/16/Г от 01 июня 2016 года от 04 июля 2016 года, стороны пришли к соглашению внести изменения в п. 4.4.2. Договора купли-продажи № 173/16/Г от 01 июня 2016 года (далее по тексту - Договор) и читать его в следующей редакции: «4.4.2. Нести бремя содержания принадлежащего ему Товара с момента возникновения на него права собственности, как это предусмотрено п. 3.4. настоящего Договора, в том числе, но не ограничиваясь, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, нести полную ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществлять в установленном порядке расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возникающее в результате хозяйственной деятельности Покупателя, в том числе, в связи с приобретением Покупателем по настоящему Договору Товара и/или осуществлением какой-либо деятельности по обращению с Товаром».

Согласно акту № 1 приема передачи от 30 июня 2016 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 июня 2016 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 28542 тн.

Согласно акту № 2 приема передачи от 01 октября 2016 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 июня 2016 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 102999,98 тн.

Согласно акту № 4 приема передачи от 31 декабря 2016 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 июня 2016 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 100088,64 тн.

Согласно акту № 5 приема передачи от 31 марта 2017 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 июня 2016 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 98083,80 тн.

Согласно акту № 6 приема передачи от 30 апреля 2017 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 июня 2016 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 33306 тн.

Из представленного договора № 63/17/ЗН от 01 мая 2017 года, заключенного между ООО «Гвардия» (продавец) и ООО «Агро-консалтсервис» (покупатель) видно, что продавец обязуется передать в собственность покупателю свиной навоз, поступающий покупателю с производственных площадок продавца в Объекты, указанные в п. 1.2 настоящего Договора, а Покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него цену, указанную в пунктах 3.1. настоящего Договора.

Согласно п. 2.1 договора: Базис поставки Товара - навозохранилища (лагуны): Пруд - накопитель общей площадью 31288,4 кв.м., кадастровый № 26:01:0:0182:9545/81:1000/ I, расположен по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 26 АЕ № 108092 от 07.09.2007 года; Пруд - накопитель общей площадью 22975,4 кв.м., кадастровый № 26:01:0;0182:9545/81:1000/ II, расположен по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 26 АЕ № 108090 от 06.09,2007 года; Пруд - накопитель общей площадью 31288,4 кв.м., кадастровый № 26:01:0:0182:9545/81:1000/ III, расположен по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 26 АЕ№ 108092 от 07.09.2007 года (именуемые в дальнейшем - «объекты»), расположенные на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №26:01:0:182, площадью 230886,00 кв.м. расположенном по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм.

Согласно дополнительному соглашению № 01 к договору купли-продажи № 63/17/ЗН от 01 мая 2017 года от 12 мая 2017 года, стороны пришли к соглашению внести изменения в п. 4.4.2. Договора купли-продажи № 173/16/Г от 01 июня 2016 года (далее по тексту - Договор) и читать его в следующей редакции: «4.4.2. Нести бремя содержания принадлежащего ему Товара с момента возникновения на него права собственности, как это предусмотрено п. 3.4. настоящего Договора, в том числе, но не ограничиваясь, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, нести полную ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществлять в установленном порядке расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возникающее в результате хозяйственной деятельности Покупателя, в том числе, в связи с приобретением Покупателем по настоящему Договору Товара и/или осуществлением какой-либо деятельности по обращению с Товаром».

Согласно акту № 1 приема передачи от 30 июня 2017 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 мая 2017 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 66612 тн.

Согласно акту № 2 приема передачи от 30 сентября 2017 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 мая 2017 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 104860,68 тн.

Согласно акту № 3 приема передачи от 31 декабря года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 мая 2017 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 103843,62 тн.

Согласно акту № 1 приема передачи от 31 марта 2018 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 мая 2017 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 104128,65 тн.

Из представленного договора № 52/18/Г от 01 апреля 2018 года, заключенного между ООО «Гвардия» (продавец) и ООО «Агро-консалтсервис» (покупатель) видно, что продавец обязуется передать в собственность покупателю свиной навоз, поступающий покупателю с производственных площадок продавца в Объекты, указанные в п. 1.2 настоящего Договора, а Покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него цену, указанную в пунктах 3.1. настоящего Договора.

Согласно п. 2.1 договора: Базис поставки Товара - навозохранилища (лагуны): Пруд - накопитель общей площадью 31288,4 кв.м., кадастровый № 26:01:0:0182:9545/81:1000/ I, расположен по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 26 АЕ № 108092 от 07.09.2007 года; Пруд - накопитель общей площадью 22975,4 кв.м., кадастровый № 26:01:0;0182:9545/81:1000/ II, расположен по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 26 АЕ № 108090 от 06.09,2007 года; Пруд - накопитель общей площадью 31288,4 кв.м., кадастровый № 26:01:0:0182:9545/81:1000/ III, расположен по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 26 АЕ№ 108092 от 07.09.2007 года (именуемые в дальнейшем - «объекты»), расположенные на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №26:01:0:182, площадью 230886,00 кв.м. расположенном по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, п. Штурм.

Согласно дополнительному соглашению № 01 к договору купли-продажи № 52/18/Г от 01 апреля 2018 года от 03 апреля 2018 года, стороны пришли к соглашению внести изменения в п. 4.4.2. Договора купли-продажи № 173/16/Г от 01 июня 2016 года (далее по тексту - Договор) и читать его в следующей редакции: «4.4.2. Нести бремя содержания принадлежащего ему Товара с момента возникновения на него права собственности, как это предусмотрено п. 3.4. настоящего Договора, в том числе, но не ограничиваясь, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, нести полную ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществлять в установленном порядке расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возникающее в результате хозяйственной деятельности Покупателя, в том числе, в связи с приобретением Покупателем по настоящему Договору Товара и/или осуществлением какой-либо деятельности по обращению с Товаром».

Согласно акту № 1 приема передачи от 30 июня 2018 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 апреля 2018 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 106087,05 тн.

Согласно акту № 2 приема передачи от 30 сентября 2018 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 апреля 2018 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 107899,65 тн.

Согласно акту № 3 приема передачи от 31 декабря 2018 года ООО «Гвардия» передало по договору купли продажи от 01 апреля 2018 года ООО «Агро-консалтсервис» - навоз свиной в количестве 100828,35 тн.

Более того, навозохранилища (лагуны) - объекты размещения отходов, находящиеся согласно свидетельствам о государственной регистрации права на сооружение от 06.09.2007 № 26-26-01/002/2007-598, от 06.09.2007 № 26-26-01/002/2007-599) от 06.09.2007 № 26-26-01/002/2007-600 в собственности ООО «Гвардия». На основании договора аренды от 01.04.2018 № 51/18/Г ООО «Гвардия» находящие в собственности навозохранилища (лагуны) переданы в аренду ООО «Агро- консалтсервис».

Согласно п.5 Приказа Минприроды России от 10 июня 2016г. № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду разрабатывается лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов. Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов и направляется в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора.

Оценив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что образующийся в процессе жизнедеятельности свиней свиной навоз в ООО «Гвардия» является продукцией, а не отходом, поэтому у ООО «Гвардия» отсутствует обязанность по разработке паспорта опасного отхода навоза от свиней свежего 3 класса опасности, иметь в наличии утвержденные нормативы образования и лимиты на размещение навоза от свиней свежего 3 класса опасности, указания в статистической отчетности по форме 2 тп-отходы навоз от свиней свежий 3 класса опасности за 2017 год, отражать сведения об образовании и движении навоза от свиней свежего 3 класса опасности в учете образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ООО «Гвардия» за 1-3 кварталы 2018 года, как и проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, а также обязанности по принятию мер для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) объектов размещения отходов.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что для ООО «Гвардия» свиной навоз является не отходом, а продукцией, то есть отсутствует один из элементов состава административного правонарушения - его предмет.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 26 декабря 2018 года № 18-1477/П/1-450/3, вынесенное в отношении ООО «Гвардия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения к ответственности за не разработку паспорта опасного отхода навоза от свиней свежего 3 класса опасности, необходимости иметь в наличии утвержденные нормативы образования и лимиты на размещение навоза от свиней свежего 3 класса опасности, необходимости указания в статистической отчетности по форме 2 тп-отходы навоз от свиней свежий 3 класса опасности за 2017 год, необходимости отражать сведения об образовании и движении навоза от свиней свежего 3 класса опасности в учете образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ООО «Гвардия» за 1-3 кварталы 2018 года, как и проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, а также обязанности по принятию мер для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) объектов размещения отходов, суд считает не обоснованным.

В тоже время, постановление должностного лица в части, признания нарушением закона образования отходов ООО «Гвардия», на которые не утверждены в установленном порядке нормативы образования отходов: светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства; зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных; системный блок компьютера, утративший потребительские свойства; принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства; отходы синтетических и полусинтетических масел моторных; отходы минеральных масел и гидравлических, не содержащих галогены, суд считает правомерным.

Вместе с тем имеются основания для признания совершенного ООО «Гвардия» административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание вышеизложенное и те обстоятельства, что совершенное ООО «Гвардия» деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью и крупный ущерб в результате правонарушения кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

Более того согласно Приказу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу № 2076 от 28 декабря 2018 года, утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение юридическому лицу – ООО «Гвардия» Красногвардейского района Ставропольского края, на основании заявления № 16891/17-15 от 20 ноября 2018 года, что свидетельствует о том, что обществом предприняты меры по устранению нарушений законодательства еще до проведения проверки.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 26 декабря 2018 года № 18-1477/П/1-450/3, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Гвардия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 3 ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении общества с ограниченной ответственностью «Гвардия» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 26 декабря 2018 года № 18-1477/П/1-450/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 26 декабря 2018 года № 18-1477/П/1-450/3, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Гвардия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение вступает в силу со дня его вынесения.

Пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях возможен в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья В.Г. Непомнящий