Дело № 12-12/2020
Р Е Ш Е Н И Е
02 июля 2020 года г. Бежецк
Судья Бежецкого межрайонного суда Тверской области ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 3 в помещении Бежецкого межрайонного суда Тверской области, расположенного по адресу: <...>, жалобу ФИО2 на постановление главного государственного инспектора отдела автотранспортного надзора по Тверской области Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.01.2020, которым ФИО2, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора отдела автотранспортного надзора по Тверской области Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.01.2020 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 подал на него жалобу, которую мотивировал следующим. Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным. Между тем, по мнению подателя жалобы, действующее законодательство не предусматривает наличие карты маршрута при осуществлении перевозки пассажиров и багажа по заказу, на основании договора фрахтования (заказ-наряда). Из материалов дела, в частности путевого листа, усматривается, что транспортное средство Мерседес Бенц, регистрационный знак №, является «заказным». Заказной характер перевозки подтверждается также представленными сотрудникам ЦМУГАДН заказом-нарядом и списком пассажиров, оформленным в соответствии с постановлением Правительства №112. Доказательства того, что им осуществлялись перевозки по регулярному маршруту, административным органом, не представлены. Наличие карты маршрута при осуществлении перевозок пассажиров по заказу, на основании договора фрахтования (заказ-наряда) не требуется. Таким образом, считает, что отсутствует событие инкриминируемого ему административного правонарушения. Кроме того, ФИО2 отмечает, что постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено ранее времени рассмотрения самого дела. Указанное, по мнению подателя жалобы, подтверждается тем, что дело об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 15 час. 30 мин. 22.01.2020, а, исходя из отчета об отслеживании почтового отправления, копия оспариваемого постановления направлена ему в 15 час. 18 мин. Данное обстоятельство является грубым нарушением и не позволило ему реализовать свои права. На основании изложенного, ФИО2 просил признать незаконным и отменить постановление от 22.01.2020 №0040, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО2, извещенный о времени и месте судебного заседания заранее и надлежащим образом, не явился, об отложении дела не ходатайствовал, уважительности причины своей неявки суду не сообщил, защитника к назначенному времени в судебное заседание не направил.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 - Густов В.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом заранее и надлежащим образом, однако направляемую ему корреспонденцию не получает, она возвращается в суд. Ранее, направляемая почтовая корреспонденция защитником Густовым В.Ф. также не получалась, была возвращена в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения».
Таким образом, исходя из изложенного, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии ФИО2 и его защитника Густова В.Ф.
Представитель Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, главный государственный инспектор отдела автотранспортного надзора по Тверской области Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом заранее и надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным..
В соответствии с подпунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 220-ФЗ от 13 июля 2015 года) регулярные перевозки осуществляются по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
Подпунктами 17, 18 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ от 13 июля 2015 года определено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиками.
В соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ от 13 июля 2015 года, карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ от 13 июля 2015 года водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Из материалов дела следует, что 28.11.2019 в 11 час. 59 мин. на 37 км автодороги Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна водитель ФИО2 использовал для осуществления регулярных перевозок пассажиров по маршруту N 522 ФИО4 транспортное средство Мерседес Бенц, регистрационный знак №, эксплуатируемое ООО «Автотур», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, когда такая карта является обязательной, что является нарушением требований ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Факт совершения административного правонарушения водителем ФИО2 подтвержден материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 03.12.2019 № 470; рапортом о проведении осмотра транспортных средств в процессе их эксплуатации от 28.11.2019; актом результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства от 28.11.2019 вх. № 0249; фотоматериалами от 28.11.2019; а также иными материалами дела, которым должностным лицом административного органа дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признаются судом достоверными относительно инкриминируемого ФИО2 события административного правонарушения.
Указанные действия ФИО2 верно квалифицированы по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о том, что он 28.11.2019 регулярными перевозками не занимался, перевозил пассажиров на основании договора фрахтования (заказ-наряд), а автобус, которым он управлял, был заказной, суд отклоняет ввиду их недостоверности.
Статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – Федеральный закон N 259-ФЗ от 08.11.2007) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) регулярные перевозки; 2) перевозки по заказам; 3) перевозки легковыми такси.
Определение вида перевозки (регулярные перевозки или перевозки по заказам) имеет существенное значение для квалификации совершенного заявителем деяния и решения вопроса о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены главой 3 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007 регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 20 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007 заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади, обязательные реквизиты которых устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.
Билет по форме N 1 - разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: а) наименование, серия и номер билета; б) наименование организации, выдавшей билет; в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г) зона действия билета; д) дата отправления; е) время отправления; ж) дата прибытия; з) время прибытия; и) место; к) сумма; л) дата продажи билета; м) время продажи билета.
Согласно пункту 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозки пассажиров), продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Таким образом, в рамках публичного договора перевозки осуществляется оказание пассажиру платной услуги его перевозки по соответствующему маршруту от пункта отправления до пункта назначения. Оплата по данному договору взимается перевозчиком с пассажира за оказываемую им услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир, а заключение договора должно удостоверяться билетом. Отличительными признаками регулярных перевозок от заказных перевозок являются: наличие публичного договора как основание перевозки, систематичность перевозок, наличие расписания.
В приобщенных административным органом к материалам дела фотокопиях кассовых чеков имеются все необходимые реквизиты, которые позволяют сделать вывод о том, что пассажирами автобуса, под управлением ФИО2, следующего маршрутом № 522 ФИО4, приобретены именно билеты для проезда в междугородном сообщении, что в силу положений ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007 свидетельствует о заключении публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Кроме того, как следует из пунктов 3, 5, 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.
По реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по Тверской области под порядковыми номерами 189 и 190 имеются сведения о маршрутах - Калязин – Тверь и Тверь – Калязин, их регистрационном номере – 522, наименовании остановочных пунктов, порядке посадки и высадки пассажиров – только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, виде регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам; наименование перевозчика – АО «Тверьавтотранс».
Согласно представленным в материалы дела расписаниям отправление автобуса из г. Тверь в г. Калязин осуществляется в 11 час., а прибытие автобуса в г. Калязин – в 15 час. 15 мин. (кроме понедельника, среды и пятницы). Перевозчиком значится ООО «Автотур».
28 ноября 2019 г. – дата совершения инкриминируемого ФИО2 административного правонарушения, приходится на четверг, т.е. время отправления автобуса по маршруту ФИО4 – 11 час. 00 мин.
Как следует из представленных в материалы дела фотокопий кассовых чеков, отправление автобуса осуществляется по маршруту № 522 ФИО4, что соответствует реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по Тверской области; время и дата отправления из г. Тверь – в 11 час. 28.11.2019, а время и дата прибытия в г. Калязин – 15 час. 15 мин. 28.11.2019, т.е. строго по расписанию; перевозчиком значится ООО «Автотур», пользователем указан АО «Тверьавтотранс», место расчетов – Тверской вокзал, что не противоречит реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по Тверской области, расписанию и п. 50 Правила перевозки пассажиров.
Исходя из изложенного, суд находит доказанным, что ФИО2 28.11.2019 осуществлял регулярные перевозки пассажиров по маршруту № 522 ФИО4 на вышеназванном ТС (автобусе) с взиманием платы за проезд.
Таким образом, учитывая, что ФИО2 осуществлял перевозку пассажиров без карт маршрута регулярных перевозок, его действия должностным лицом административного органа правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.
Отклоняя доводы ФИО2 относительно того, что он в рассматриваемом случае перевозку пассажиров осуществлял на основании заказа-наряда на предоставление транспортного средства для заказной перевозки пассажиров, суд исходит из следующего.
Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007.
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании заключенного в письменном виде договора фрахтования, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (статья 787 ГК РФ, статья 27 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007). При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу указанный договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.
Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц (пункт 90 Правил перевозки пассажиров).
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 94 Правил перевозки пассажиров).
Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной" (пункт 95 Правил перевозки пассажиров).
Между тем, несмотря на наличие договора фрахтования в форме заказа-наряда и таблички "Заказной", суд, исходя из анализа имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу что указанное (договор фрахтования, табличка «Заказной») лишь создавало видимость осуществления заказной перевозки, тогда как фактически перевозка являлась регулярной. Пассажиры самостоятельно приобретали билеты для проезда в транспортном средстве по заранее известным им маршруту и промежуточным остановочным пунктам; автобус двигался в соответствии с расписанием и по маршруту, внесенному в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по Тверской области.
Вопреки доводам заявителя, доказательств, с достоверностью подтверждающих действительное осуществление ФИО2 «заказного» обслуживания пассажиров, в дело не представлено.
Доводы жалобы ФИО2 о том, что оспариваемое им постановление вынесено ранее времени, на которое было назначено рассмотрение в отношении него дела об административном правонарушении, суд отклоняет ввиду их несостоятельности.
Указание в отчете об отслеживании почтовых отправлений о присвоении письму, содержащему копию постановления о привлечении ФИО2 к административной ответственности от 22.01.2020, трек-номера в 15 час. 18 мин. 22.01.2020, в то время как рассмотрение дела назначено на 15 час. 30 мин. 22.01.2020, не подтверждает доводы заявителя о несвоевременности вынесенного процессуального документа.
Доказательства, свидетельствующие о нарушении прав ФИО2 при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, суду не представлены, подателем жалобы не приведены.
Кроме того, заявителем не указано, какие именно законные права и интересы должностным лицом административного органа при рассмотрении дела были нарушены.
Установлено, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО2 был извещен заранее и надлежащим образом. Свое право на участие в процессе не реализовал, к назначенному времени в административный орган не явился; участие защитника, о допуске которого он ходатайствовал, не обеспечил.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления главного государственного инспектора отдела автотранспортного надзора по Тверской области Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.01.2020 при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФИО2 с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст. 11.33 названного Кодекса.
Исходя из изложенного в совокупности, состоявшееся по делу об административном правонарушении постановление должностного лица административного органа сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, оснований для его отмены или изменения суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ судья,
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора отдела автотранспортного надзора по Тверской области Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.01.2020, которым ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения копии решения.
Судья
Дело № 12-12/2020