ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/20 от 08.09.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Хертек С.Б. Дело № 12-12/2020 (21-67/2020)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 8 сентября 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО2, исполняющего обязанности председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва ФИО1 на решение судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 3 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – УФАС по Республике Тыва) от 17 июня 2020 года должностное лицо - исполняющий обязанности председателя Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, а также вынесено устное замечание.

Не согласившись с указанным постановлением, и.о. прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО3 обратился с суд протестом, указывая, что постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 17 июня 2020 года о прекращении производства в отношении должностного лица - и.о. председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО1 в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение. Как указывается в протесте, УФАС по Республике Тыва неправомерно исходило из того, что деяние, совершенное ФИО1 не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В ходе рассмотрения дела не учтено, что муниципальным заказчиком - администрацией Каа-Хемского района в нарушение требований ст. 103 ФЗ № 44-ФЗ, документы о приемке выполненной работы (акты работы справки формы от 26.02.2020 г., от 03.04.2020 г.) в орган Федерального казначейства для включения в реестр контрактов не направлены. Указанные сведения включены в реестр контрактов несвоевременно - 15.05.2020 г., только после направления прокуратурой района представления об устранении нарушений федерального законодательства от 12.05.2020 г. , платежными поручениями от 13.05.2020 г. и от 13.05.2020 г. администрацией Каа-Хемского района оплачены работы по зимнему содержанию подъездных дорог и улиц сельских поселений Каа-Хемского района на сумму 254 475,00 рублей и 29 413,00 рублей. Несвоевременное размещение указанной информации нарушает законодательство, направленное на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, посягает на установленный законом порядок регулирования условий заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и влечет наступление общественно опасных последствий, выражающихся в нарушении эффективности расходования средств бюджетных и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции. Таким образом, совершенное должностным лицом правонарушение не может быть признано малозначительным, в связи с чем отсутствовали основания для применения в рассматриваемом случае ст.2.9 КоАП РФ и освобождения ФИО1 от административной ответственности.

Решением судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 3 августа 2020 года протест и.о. прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворен. Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 17 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, в отношении должностного лица - исполняющего обязанности председателя Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО1 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в УФАС по Республике Тыва

Не согласившись с решением судьи, руководитель УФАС по Республике Тыва подал жалобу, в которой просит решение судьи отменить и постановление УФАС по Республике Тыва оставить без изменения.

Не согласившись с решением судьи, и.о. председателя Каа-Хемского кожууна подал жалобу, в которой просит решение судьи отменить и постановление УФАС по Республике Тыва оставить без изменения.

В возражении на жалобу и.о. председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва и.о. прокурора Каа-Хемского кожууна ФИО3 просит жалобу и.о. председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва ФИО1 оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.

В судебном заседании представитель УФАС по Республике Тыва ФИО6 представитель и.о. председателя Каа-Хемского кожууна Республики Тыва ФИО1ФИО4 жалобы по изложенным в них доводам поддержали, просили решение судьи отменить.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Пунктом 10 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения) установлено, что в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.

Предусмотренная статьей 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" информация об исполнении контракта, формируется по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года N 1084, и предусмотрено размещение информации об исполнении контракта с указанием на документы, подтверждающие исполнение (номера, даты).

Согласно п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1084, в целях ведения реестра контрактов заказчик ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня: заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах "а" - "ж(1)", "и", "и(2)", "м" и "о" пункта 2 настоящих Правил; изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах "з", "к", "л", "н" и "п" пункта 2 настоящих Правил; предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с условиями контракта - информацию, указанную в подпункте "и(1)" пункта 2 настоящих Правил.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательство Российской Федерации о контрактной систем в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч. 2 и ч, 3 ст. 2 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии со ст. 107 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 1.5, 2.1, 2.4 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Материалами дела установлено, что 13 декабря 2019 года между Администрацией Каа-Хемского района Республики Тыва и ООО «**» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по зимнему содержанию подъездных дорог и улиц сельских поселений Каа-Хемского района.

27 мая 2020 года в отношении должностного лица - и.о. председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, где по результатам проверки выявлено нарушение администрацией района порядка направления в орган Федерального казначейства документов о приемке в случае принятии решения о приемке постановленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Муниципальным заказчиком в нарушение требований ст. 103 ФЗ № 44-ФЗ документы о приемке выполненной работы в орган Федерального казначейства для включения в реестр контрактов не направлены.

Согласно представлению заместителя прокурора Каа-Хемского района ФИО3 от 12 мая 2020 года прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В ходе проверки соблюдения прав граждан на транспортную доступность в пределах муниципального образования «Каа-Хемский кожуун» установлено, что пассажирское сообщение по маршрутам между сельскими поселениями района не организовано, пассажирские перевозки не осуществляются. Кроме того, администрацией района муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие организацию транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам не приняты, порядок допуска перевозчиков к пассажирским перевозчикам по регулярным маршрутам не разработан, следовательно, конкурс на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования не проводится, регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам не установлены. В 2020 году Администрацией Каа-Хемского района 13.12.2019 г. заключен муниципальный контракт с ООО «**» о выполнении подрядчиком работ по зимнему содержанию подъездных дорог и улиц сельских поселений Каа-Хемского района со сроком выполнения работ (с даты заключения контракта) до 31 марта 2020 года. Цена контракта составляет 1 154 367 рублей 00 копеек. Согласно п.п. 3.6-3.10 контракта оплата государственным заказчиком выполненных работ производится следующим образом. Платежи в рамках контракта будут осуществляться на основании выполненных работ, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных заказчику на текущий финансовый год и объемов финансирования, за вычетом удержаний, предусмотренных условиями настоящего контракта. Оплата выполненных работ по контракту производится после выполнения подрядчиком работ в соответствии с ведомостью объемов работ путем перечисления на расчетный счет подрядчика. Оплата производится в течение 15 рабочих дней с даты предъявления счета-фактуры, оформленного на основании подписанных заказчиком акта сдачи - приемки «Акт о приемке выполненных работ» по форме КС-2, справки «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» по форме КС-3. Заказчик осуществляет платежи по мере поступления денежных средств на расчетный счет заказчика. Обязательство заказчика по оплате считается исполненным в момент списания денежных средств со счета заказчика. При мониторинге реестра контрактов установлено, что в нарушение требований ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ администрацией Каа-Хемского района документы о выполненной работе и о ее стоимости по вышеуказанному муниципальном контракту, информация об исполнении контракта, в том числе информация о стоимости исполненных обязательств в установленный законом срок в федеральный орган исполнительной власти не направлены, Управлением Федерального казначейства по Республике Тыва соответствующая информация в единой информационной системе не размещена. Не размещение указанной информации нарушает законодательство, направленное на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Указанные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей работниками администрации Каа-Хемского района, а также ненадлежащего исполнения контроля со стороны руководства за деятельностью подчиненных работников. Просил безотлагательно рассмотреть представление и принять меры по устранению отмеченных нарушений законов, причин, и условий им способствующих.

25 мая 2020 года в адрес и.о. председателя Администрации Каа-Хемского района ФИО1 направлено требование явиться в прокуратуру района к 17 часам 00 минут 27 мая 2020 года для дачи объяснения и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.

18 мая 2020 года направлено требование о предоставлении в срок не позднее 19.05.2020 года документов о приемке выполненных работ (форма ), о стоимости выполненных работ (форма ), копии платежных поручений.

Согласно актам о приемке выполненных работ (форма ) № от 26.02.2020 г., счет-фактуре от 26.02.2020 г., платежному поручению от 11.03.2020 г., администрацией Каа-Хемского района оплачены работы по зимнему содержанию подъездных работ и улиц сельских поселений Каа-Хемского района на сумму 778 979,00 рублей.

Из справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма ) от 26.02.2020 г., счет-фактуры от 26.02.2020 г. следует, что администрацией Каа- Хемского района оплачены работы по зимнему содержанию подъездных работ и улиц сельских поселений Каа-Хемского района на сумму 87 0197 рублей.

Согласно актам о приемке выполненных работ (форма ) № от 26.02.2020 г., справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма ) от 26.02.2020 г., счет-фактуре от 26.02.2020 г., также платежному поручению от 11.03.2020 г. администрацией Каа-Хемского района оплачены работы по зимнему содержанию подъездных работ и улиц сельских поселений Каа-Хемского района на сумму 91 218,00 рублей.

Согласно актам о приемке выполненных работ (форма и от 03.04.2020 г., справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма ) от 03.04.2020 г., счет-фактуре от 03.04.2020 г., также платежному поручению от 13.05.2020 г. администрацией Каа-Хемского района оплачены работы по зимнему содержанию подъездных работ и улиц сельских поселений Каа-Хемского района на сумму 254 757, 00 рублей.

Также согласно актам о приемке выполненных работ (форма ) № и от 03.04.2020 г., справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма ) от 03.04.2020 г., счет-фактуре от 03.04.2020 г., также платежному поручению от 13.05.2020 г. администрацией Каа-Хемского района оплачены работы по зимнему содержанию подъездных работ и улиц сельских поселений Каа-Хемского района на сумму 29 413,00 рублей.

Согласно объяснению представителя Администрации Каа-Хемского района ФИО4 от 27 мая 2020 года, администрацией района в лице и.о. председателя ФИО1. 13.12.2019 г. заключен один муниципальный контракт с ООО «**» в лице директора ФИО5 о выполнении подрядчиком работ по зимнему содержанию подъездных дорог и улиц сельских поселений Каа-Хемского района со сроком выполнения работ (с даты заключения контракта) до 31 марта 2020 года. Цена контракта составляет 1 154 367 рублей 00 копеек. Документы о приемке выполненной работы, а именно акты формы , справки формы от 26.02.2020 г., от 03.04.2020 г. в орган Федерального казначейства для включения реестр контрактов не направлены в течение 5 рабочих дней, в связи с большой загруженностью работы, и отсутствием контрактного управляющего в администрации района (должность вакантна). Впредь подобные нарушения не будут допускаться.

Информация об исполнении муниципального контракта на официальном сайте ЕИС в сети "Интернет" www.zakiipki.gov.ru, размещена 15 мая 2020 года.

Распоряжением Главы - Председателя Хурала представителей Каа-Хемского кожууна от 30.07.2019 г. «О работе ФИО1ФИО1 назначен исполняющим обязанности председателя Администрации Каа-Хемского района с 01 августа 2019 года.

Таким образом, действия должностного лица - и.о. председателя Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, поскольку он, являясь должностным лицом, предоставил с нарушением срока информацию (сведения) о приемке выполненных работ, о стоимости исполненных обязательств по контракту, тем самым, нарушив ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".

Выводы должностного лица о виновности и.о. председателя Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО1 в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.

Руководителем УФАС по РТ производство по делу в отношении должностного лица было прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничено устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Кроме того, п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Также согласно п. 18.1. указанного выше Постановления Пленума, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Отменяя постановление должностного лица УФАС по Республике Тыва, судья районного суда пришел к выводу о том, что действия должностного лица признаков малозначительности не содержат, соответственно, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имелось. Администрацией Каа-Хемского кожууна Республики Тыва документы о приемке выполненных работ были размещены в Единой информационной системе в сфере закупок только после получения представления прокурора.

Вместе с тем судьей не установлено, какие существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые влекут в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления и направление дела на новое рассмотрение, в данном случае допущены должностным лицом, в связи с чем решение судьи не может быть признано законным и подлежит отмене.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.7.31 КоАП РФ в настоящее время не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Каа-Хемский районный суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

Жалобы руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО2, исполняющего обязанности председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва ФИО1 на решение судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 3 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва ФИО1 удовлетворить.

Решение судьи Каа-Хемского районного Республики Тыва от 3 августа 2020 года отменить, настоящее дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья Т.В. Кунгаа