Дело № 12-12/2020
Р Е Ш Е Н И Е
12 марта 2020 года г. Барнаул
Судья Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края Суворов Д.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 ***/дл от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации, зарегистрированный и фактически проживающий по адресу: <адрес>Г, <адрес>, женатый, имеющий на иждивении одного малолетнего ребенка,
привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий ОАО «БШПЗ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление ***/дл о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что в данном случае имеются все основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ для прекращения производства по делу, а именно: отсутствует состав административного правонарушения, истек срок давности привлечения к административной ответственности. Считает, что п. 2 ст. 2 Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указывает на необходимость регистрации опасных производственных объектов в соответствующем реестре и не возлагает на него обязанность по предоставлению сведений о консервации этого объекта. Пункт 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» также не содержит в себе обязанность аналогичного обращения в случае его консервации. По его мнению, непредставление контролирующему органу сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ, а не ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Указывает, что из акта проверки ***А/32А-19 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что опасный промышленный объект находится на консервации с ДД.ММ.ГГГГ. Также в этом акте указано, что обязанность уведомить Ростехнадзор об этой консервации вытекает из п. 2.12 РД 09-390-00, утвержденного Постановлением ГГТН от ДД.ММ.ГГГГ***. Вместе с тем, из этого пункта следует, что такое уведомление должно быть направлено до начала работ по остановке и консервации, то есть до ДД.ММ.ГГГГ Обязанности должностного лица ФИО1 начал исполнять уже после наступления срока исполнения вышеуказанной обязанности по уведомлению. Следовательно, свою вину в указанном инспектором административном правонарушении считает отсутствующей. Также лицо, привлеченное к административной ответственности, считает, что поскольку обязанность по уведомлению Ростехнадзора о консервации должна была быть исполнена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, то срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем спорное постановление вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Привлекаемое к административной ответственности должностное лицо ФИО1 в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в предыдущих судебных заседаниях настаивал на доводах жалобы в полном объеме, кроме того, полагал, что государственным органом не представлено доказательств о направлении ему копии протокола по делу об административном правонарушении до рассмотрения административного дела должностным лицом.
Представитель административного органа ФИО2 в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ также не явилась, извещена надлежащим образом, в предыдущих судебных заседаниях возражала против доводов жалобы, представила письменную позицию по жалобе, в которой указала, что изложенные в ней доводы должностного лица - конкурсного управляющего ОАО «БШПЗ» ФИО1 являются несостоятельными, основанными на правовом нигилизме и противоречащими фактическим обстоятельствам дела, а также не относящимся к обстоятельствам дела. Указывает, что доводы заявителя от отсутствии события и состава административного правонарушения, а также истечении срока давности привлечения к административной ответственности, являются ошибочными и основаны на неправильном толковании норм закона.
В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного должностного лица и лица, привлекаемого к административной ответсвенности.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в силу положений статьи 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 данного Кодекса подлежат выяснению в числе прочего: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица ФИО1, который нарушил требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - площадки шпалопропиточного производства, III класс опасности, регистрационный № А63-02036-0003.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ при проведении мероприятия по контролю (надзору) на объекте - площадка шпалопропиточного производства, третьего класса опасности, принадлежащей открытому акционерному обществу «Барнаульский шпалопропиточный завод» выявлены нарушения требований промышленной безопасности, обнаруженные (совершенные) ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут и зафиксированные в акте проверки ***А/32А-19 от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, при проведении плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации и информативных правовых актов в области промышленной безопасности, проведенной в соответствии с распоряжением Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ*** при эксплуатации опасного производственного объекта - площадка шпалопропиточного производства, регистрационный № А63-02036-0003, III класса опасности, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, при эксплуатации указанного опасного производственного объекта, ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 часов зафиксированы следующие нарушения:
1. Не представлены сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов, в случае вывода ОПО из эксплуатации и/или в связи со сменой эксплуатирующей организации, чем нарушены требования: пункта 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»; пункты 23, подпункт 2 пункта 24 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ***.
Согласно постановлению ***/дл от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному государственным инспектором Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2., должностное лицо - ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ***/дл подтверждает обстоятельства правонарушения, которые указывают на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-2 административного дела).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Вина ФИО1 в совершении правонарушения подтверждается:
- протоколом ***/дл об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1-2 административного дела);
- актом проверки ***А/32А-19 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-5 административного дела);
- распоряжением *** от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки в отношении ОАО «»БШПЗ» (л.д. 6-9 административного дела);
- свидетельством о регистрации опасных производственных объектов, эксплуатируемых ОАО «БШПЗ» (л.д. 13 административного дела);
- решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании несостоятельным ОАО «БШПЗ» и открытии в отношении него конкурсного производства (л.д. 19-20 административного дела);
- определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении конкурсного управляющего (л.д. 21-22 административного дела);
- иными, имеющимися в материалах дела доказательствами.
Указанная совокупность доказательств является допустимой и достаточной для вывода административного органа о наличии в действиях должностного лица ФИО1 состава вышеуказанного административного правонарушения.
Задачей федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, который осуществляется посредством организации и проведения проверок (плановых и внеплановых) является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований (пункт 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ; пункт 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических процессов (п. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, п. 5 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ***.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленными законом.
Согласно статье 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации ОПО, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно ст. 1 указанного Закона, промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе № 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (пункт 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе № 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (пункт 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ указано, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, пунктом 5 той же статьи ответственность за достоверность и актуальность сведений, содержащейся в государственном реестре опасных производственных объектов возложена на руководителя организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утверждены Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ*** Правительства Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 указанного постановления предусмотрена обязанность юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы эксплуатирующих опасные производственные объекты, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Согласно пункту 7 Правил исключение объекта из государственного реестра производится в случаях ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации; утраты объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ; предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.
Как предусмотрено пунктом 10 Правил, утверждение требований к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра обеспечивает в пределах своих полномочий Ростехнадзор.
Требования к формированию сведений и ведению государственного реестра установлены Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденными Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ*** (далее - Требования). Приказ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ*** зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ***, является нормативно-правовым актом и обязателен к исполнению.
Согласно п. 3 Требований они обязательны для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
Согласно подпункту 4 пункта 26 Требований изменения в государственный реестр вносятся регистрирующим органом в следующих случаях: изменение сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации.
При внесении в государственный реестр изменений в сведения об опасном производственном объекте и/или эксплуатирующей организации (его собственнике) и/или сведений, указанных эксплуатирующей организацией в заявлении о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, эксплуатирующая организация представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений с приложением документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений (далее - заявление о внесении изменений), в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
Согласно подпункту 1 пункта 29 Требований для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты им признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасного производственного объекта эксплуатирующая организация представляет в регистрирующий орган заявление с указанием причины исключения опасного производственного объекта из государственного реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих: ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации.
Для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра, осуществляемого в связи с изменениями критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасного производственного объекта, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляются копии документов, подтверждающие отсутствие у такого объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Порядок предоставления сведений определен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ*** (далее- Регламент). Приказ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ*** зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ за ***, является нормативно-правовым актом и обязателен к исполнению.
Согласно пункту 23 Регламента, для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) характеристик ОПО, изменение адреса места нахождения ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению *** к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.
Согласно пункту 24 Регламента, для исключения ОПО из Реестра заявитель представляет заявление с указанием причины исключения ОПО из Реестра, копии документов, подтверждающих причину исключения ОПО из Реестра: в случае вывода ОПО из эксплуатации: сведения о документации на консервацию ОПО на срок более 1 года (включая информацию о наименовании документации, разработчиках), реквизиты регистрационного номера заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию о консервации ОПО в реестре заключений экспертиз промышленной безопасности, копию акта о консервации объекта на срок более 1 года.
Заявителями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов (далее - ОПО) на праве собственности или ином законном основании (далее - заявители) (пункт 2).
Исходя из требований действующего законодательства, организация является эксплуатирующей опасные производственные объекты до момента исключения последних из соответствующего государственного реестра.
Иное ставило бы под сомнение необходимость самого факта ведения государственного реестра опасных производственных объектов с целью накопления, анализа и хранения систематизированной информации о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях, эксплуатирующих эти объекты.
В силу пунктов 1, 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исходя из требований Регламента сведения представляются за подписью руководителя.
Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 Кодекса, можно выделить следующие его признаки.
1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное - не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения.
2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).
3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, должностное, так и юридическое лицо.
4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние Кодексом или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
Отсутствие события административного правонарушения означает, что не удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой-либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения, как противоправность.
Из материалов дела следует что:
ОАО «БШПЗ» эксплуатирует опасный производственный объект (далее - ОПО) «Площадка шпалопропиточного производства», III класса опасности, рег. ***, местонахождение: 656905, <адрес>А согласно свидетельству о регистрации № *** от ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения *** от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора ФИО3 «О проведении плановой выездной проверки ОАО «БШПЗ», ИНН ***. ОАО «БШПЗ» были представлены документы:
о расторжении договора аренды *** от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 ФИО5ФИО4 ФИО5: ***, ИНН: ***, от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды *** от ДД.ММ.ГГГГ с Крестьянским (фермерским) хозяйством ФИО4 ФИО5ДД.ММ.ГГГГ;
о консервации ОПО (приказ от ДД.ММ.ГГГГ***, план- график работ по консервации технических устройств от ДД.ММ.ГГГГ, акт о переводе основных средств на консервацию от ДД.ММ.ГГГГ). Однако Сибирское управление Ростехнадзор, в соответствии с пунктом 2.12. Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период (или) консервации химически опасных промышленных объектов РД 09-390-00, утвержденного постановлением ГГТН от ДД.ММ.ГГГГ***, не уведомлено об остановке и консервации до начала работ по остановке и консервации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта с положительным заключением экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отсутствует.
Не представлены сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов, в случае вывода ОПО из эксплуатации и/или в связи со сменой эксплуатирующей организации.
Наличие события административного правонарушения материалами дела подтверждено.
Довод заявителя со ссылкой на пункт 5 Правил, а не вменяемого Постановления от ДД.ММ.ГГГГ***, необоснован и основан на неправильном толковании Правил.
Согласно ст. 9 Закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности. Довод заявителя о неверной квалификации совершенного им административного правонарушения является необоснованным, заявлен с целью уклонения от административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение общих норм установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной Кодексом.
Статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности.
Поскольку представление сведений, необходимых для формирования и ведения государственного реестра ОПО, является в силу Закона № 116-ФЗ, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** и Регламента требованием промышленной безопасности, то данное действие (бездействие) влечет ответственность по части 1 статьи 9.1 Кодекса, которая в рассматриваемом случае является специальной по отношению к статье 19.7 Кодекса, содержащей общие нормы.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1. Кодекса об административных правонарушениях являются общественные отношения в сфере деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Предметом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса, является опасный производственный объект (ОПО).
Нарушение требований промышленной безопасности может быть совершено как путем действия, так и бездействия; как умышленно, так и по неосторожности. Наступления последствий при этом не требуется.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, содержащихся в Законе № 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Характер правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Согласно пункту 2 примечания к статье 9.1. Кодекса для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
Наличие всех элементов состава административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Что касается доводов заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, судья отмечет следующее.
ФИО4 ФИО5 назначен конкурсным управляющим ОАО «БШПЗ» согласно решению Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А03-12823/2017 (л.д. 21-22 административного дела).
Договор аренды *** от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 ФИО5 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды *** от ДД.ММ.ГГГГ с Крестьянским (фермерским) хозяйством ФИО4 ФИО5 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 ФИО5, как следует из запросов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и ответов от ДД.ММ.ГГГГ***, от ДД.ММ.ГГГГ*** располагал информацией об эксплуатации ОАО «БШПЗ» ОПО «Площадка шпалопропиточного производства», III класса опасности, рег. А63-02036-0003, а также им получены акты проверок.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1. статьи 4.5. Кодекса составляет один год, не истек.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ*** «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 Кодекса предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно Примечанию к статье 28.1 Кодекса при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
Таким образом, датой и временем обнаружения данного административного правонарушения является дата и время составления акта проверки.
Поскольку, как следует из материалов дела об административном правонарушении, акт проверки составлен ДД.ММ.ГГГГ, следовательно срок привлечения давности к административной ответственности по постановлению должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, не истек.
Нарушений порядка привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности в судебном заседании не установлено, последний извещался о дате, времени и месте составления протокола, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ*** направленное заказным почтовым отправлением РПО *** возвращено по истечению срока хранения (л.д. 27-29 административного дела).
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
ФИО4 требования кодекса выполнены должностным лицом, рассмотревшим административное дела.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ***/дл, копия которого направлена в адрес должностного лица ФИО1 посредством почтовой связи (л.д. 30-32 административного дела), ДД.ММ.ГГГГ направлена также на электронную почту должностного лица (л.д. 33 административного дела). Факт получения данного извещения по электронной почте подтвердил сам ФИО1 в судебном заседании.
Таким образом, право на защиту должностного лица ФИО1 не было нарушено и он располагал достаточным временем, чтобы выстроить свою линию защиты до рассмотрения административного дела.
Доводы ФИО1 о том, что государственным органом не представлено доказательств о направлении ему копии протокола по делу об административном правонарушении до рассмотрения административного дела должностным лицом являются несостоятельными. Согласно пояснениям государственного инспектора ФИО2 копия протокола по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вместе с определением о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении был сдан для отправки специалисту Ростехнадзора ФИО4 ФИО5, что подтверждается листком отправки корреспонденции, подписанного ими обоими (л.д. 31 административного дела), почтовое отправление было направлено по адресу регистрации ФИО1, однако возвращено почтовой службой отправителю с связи с неполучением корреспонденции получателем и находится на хранении в архиве Барнаульского почтамта. Аналогичные пояснения дал допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4 ФИО5 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ данное почтовое отправление было истребовано у УФПС Алтайского края и поступило в адрес Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края до судебного заседания. В судебном заседании конверт вскрыт, содержимое его полностью совпадает с листком отправки корреспонденции, подписанного ФИО2 и ФИО4 ФИО5 (л.д. 31 административного дела).
Оценивая иные доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Из статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следует, что опасными производственными объектами в соответствии с указанным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному закону (пункт 1).
В Приложении 1 указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в том числе, получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества таких видов, как горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). В силу пункта 3 статьи 2 указанного закона опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному закону, на четыре класса опасности, перечисленные в названном пункте. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В силу ст. 9 обозначенного закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Опасные производственные объекты подлежат обязательной регистрации в государственном реестре. В соответствии с пунктом 8 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ***, государственный реестр опасных производственных объектов ведет Ростехнадзор.
Открытое акционерное общество «БШПЗ» является эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта - площадки шпалопропиточного производства, III класса опасности. Названная площадка имеет все признаки эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта, в связи с чем зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации А63-02039 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13 административного дела).
Управление Ростехнадзора наделено полномочиями по идентификации объекта к категории опасных производственных объектов, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 116-ФЗ в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности. Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объекта, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах. Ростенхнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений. Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ***, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности), осуществляющим свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 1, 4 Положения).
Применение нормативных правовых актов при проведении проверок в рамках реализации своих надзорных функций не зависит от вида деятельности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. В связи с чем Сибирское Управление Ростехнадзора при проведении проверки правомерно руководствовалось Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ***, утвердившим перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Ростехнадзора (приложение ***), что отражено в распоряжении *** от ДД.ММ.ГГГГ.
Поэтому государственный инспектор ФИО2 действовала в пределах своих полномочий, в строгом соответствие с законом.
Учитывая изложенное, а также в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», конкурсный управляющий наряду с иными ответственными лицами несет ответственность за соблюдение требований промышленной законодательства.
ФИО1, являясь должностным лицом ОАО «БШПЗ», допустил нарушения требований промышленной безопасности, хотя обладал возможностью для соблюдения требований промышленной безопасности, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, судья приходит к выводу о том, что в действиях должностного лица ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за нарушение требований промышленной безопасности, и конкурсный управляющий обоснованно привлечен к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Наказание должностному лицу ФИО1 назначено в минимальном пределе, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исключительных обстоятельств, влекущих изменение наказания, в судебном заседании не установлено, все указанные в жалобе обстоятельства были учтены административным органом при решении вопроса о назначении наказания.
Учитывая существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, выраженную в пренебрежительном отношении субъекта административного правонарушения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, должностным лицом обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и позволяющим применить положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление должностного лица - государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ***/дл о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Барнаула либо непосредственно в Алтайский краевой суд в десятидневный срок со дня получения его копии.
Судья Д.А. Суворов
Верно, судья Д.А. Суворов
Секретарь с/з Е.В. Ненашева
По состоянию на 12.03.2020 решение в законную силу не вступило.
Подлинный документ находится в деле № 12-12/2020 Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края.
УИД 22RS0065-02-2019-005875-11
Секретарь с/з Е.В. Ненашева