Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
г. Кирово-Чепецк 22 января 2014 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Щелчковой Н.А.,
при секретаре Плешковой А.В.,
с участием представителей заявителя ФИО1, ФИО2, представителей заинтересованного лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу филиала «Приволжский территориальный округ» федерального государственного унитарного предприятия «предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (ФГУП «РосРАО») на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. старшего государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора) Т.А.А. о привлечении ФГУП «РосРАО» к административной ответственности по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 17 ст. 19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. старшего государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора) Т.А.А. ФГУП «РосРАО» привлечено к административной ответственности по ч. 17 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Не согласившись с данным постановлением ФГУП «РосРАО» представило в суд жалобу, в которой просит данное постановление отменить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.
В обосновании заявленных требований ФГУП «РосРАО» указало, что Госкорпорация «Росатом», действуя как орган управления использования атомной энергии, согласно федеральным законам «О государственной корпорации и атомной энергии «Росатом», «Об использовании атомной энергии» и исходя из основополагающих принципов обеспечения радиационной безопасности населения, изложенных в ст. 3 Федерального Закона «О радиационной безопасности населения», утвердила соответствующую Концепцию, обязательную для исполнения ФГУП «РосРАО». В соответствии с Концепцией ФГУП «РосРАО» организовало проведение обследования хранилищ там, где это возможно. Состояние остальных (большинства) хранилищ определено в результате научно-исследовательских работ, что отражено в п. 2 «Решения о продлении сроков эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов Кирово-Чепецкого отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «РосРАО», согласованного ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с требованиями п.2.11 правил НП-024-2000 с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Состояние хранилищ РАО признано аварийным, и данные выводы отражены в экспертном заключении ООО «РЭСЦентр» от ДД.ММ.ГГГГ. № и в решении Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ФГУП «РосРАО» не имело реальной возможности выполнить п. 1 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ. №, т.е. устранить нарушение п. 2.4 правил «Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии» (НП-024-2000), а именно - разработать и утвердить федеральный органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии, программу комплексного обследования хранилищ радиоактивных отходов (РАО) Кирово-Чепецкого отделения (КЧО), поскольку обследование хранилищ было проведено до получения указанного предписания, а разработать программу уже выполненного и завершенного обследования невозможно. Просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. старшего государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора) Т.А.А. по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель заявителя ФГУП «РосРАО» по доверенности ФИО1 поддержала доводы жалобы в полном объеме, пояснила, что с вынесенным в отношении ФГУП «РосРАО» постановлением об административном правонарушении, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 17 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. не согласна. В обосновании жалобы пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ. генеральному директору ФГУП «РосРАО» Волжским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора выдано предписание № пунктом 1 табличной части которого предписывалось устранить нарушение п. 2.4 правил «Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии» (НП-024-2000), выражающее в том, что комплексное обследование хранилищ радиоактивных отходов (РАО) Кирово-Чепецкого отделения было проведено при отсутствии программы, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергией. Полагает, что выполнить предписание ФГУП «РосРАО» не имеет возможности, так как обследование хранилищ было проведено и завершено до получения предписания, по результатам проведения обследования составлен соответствующий акт. В соответствии с требованиями п. 2.11 правил НП-024-2000 по результатам обследования и ряда других процедур оформляется решение о продлении срока эксплуатации хранилищ РАО, которое должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии. Указанное решение имеется в материалах дела, и было предметом исследования при рассмотрении Кирово-Чепецким районным судом жалобы ФГУП «РосРАО» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. старшего государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Т.А.А. о привлечении к административной ответственности ФГУП «РосРАО» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.17 ст.19.5 КоАП РФ. В соответствии с действующим законодательством Госкорпорация «Росатом» осуществляет государственное управление использованием атомной энергии и принимает решения, обязательные для исполнения подведомственными организациями, к которым относится ФГУП «РосРАО». Вступившим в законную силу решением Кирово-Чепецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что комплексное обследование хранилищ РАО было проведено, возможность продления сроков эксплуатации оценена, имеющихся материалов достаточно для оценки технического состояния хранилищ РАО, состояние хранилищ признано аварийным. Указанные выводы подтверждены экспертным заключением ООО «РЭСЦентр» № от ДД.ММ.ГГГГ. ФГУП «РосРАО» осуществляет все действия с хранилищами РАО Кирово-Чепецкого отделения во исполнение Концепции вывода из эксплуатации радиационно-опасных объектов Кирово-Чепецкого отделения, утвержденной 14.06.2011г. Госкорпорацией «Росатом». Концепция обязательна для исполнения ФГУП «РосРАО» в силу обстоятельств, указанных в решении. В данной Концепции описан путь развития хранилищ, их консервации, перевода в безопасное состояние. Согласно пп. 1 п. 6.2.1, п. 6.2.4 Концепции госкорпорацией «Росатом» принято решение о консервации хранилищ РАО, все РАО не извлекаются, а остаются на месте, создаются дополнительные защитные инженерные барьеры, не предусмотренные начальным проектом хранилищ, для решения этих задач проводятся, в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Согласно ст. 3 Федерального закона от 11.07.2011г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Концепция фактически предусматривает придание хранилищам РАО Кирово-Чепецкого отделения статуса «пункт консервации особых радиоактивных отходов». При этом правила НП-024-2000, утвержденные в 2000г., не приведены в соответствие с требованиями указанного Закона. Процедура осуществления действий, предусмотренных Концепцией и Законом, в правилах НП -024-2000 фактически не определена. ФГУП «РосРАО» выполняет требования Концепции и вышеназванного Закона, имеющего более высокую силу, чем утвержденные Ростехнадзором Правила НП-024-2000. Провести детальное обследование всех элементов хранилищ по некой программе невозможно, так как хранилища заполнены РАО, а извлечение отходов из хранилищ невозможно и Концепцией не предусмотрено. Согласно Концепции и Решению ФГУП «РосРАО» провело отдельные виды обследований там, где это возможно, провело научно-исследовательские работы, дающие возможность оценить состояние хранилищ РАО иными способами, там, где прямое их обследование невозможно. Результаты НИР были признаны и отражены в Решении, экспертном заключении.
Представитель заявителя ФГУП «РосРАО» по доверенности ФИО2 поддержал доводы жалобы в полном объеме, пояснил, что, не смотря на установленный алгоритм действий по оценки возможности продолжения эксплуатации ОИАЭ, который включает в себя разработку программы подготовки ОИАЭ к продлению срока эксплуатации, в которой указывается, каким образом будут обследоваться хранилища, утверждение программы Госкорпорацией «Росатом», разработку методики обследований хранилищ, проведение обследования, дача экспертное заключения, вынесение Решения о продлении срока эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов выполнение предписания № невозможно. Любая деятельность в условиях радиационного воздействия допускается только тогда, когда, когда пользы от данной деятельности превышает вред. На данном основополагающем требовании построена вся нормативная база. Нельзя подвергать радиационному облучению людей если в этом нет необходимости. Кирово-Чепецкое отделение филиала ФГУП «РосРАО» является уникальной системой хранилищ РАО, многие хранилища хранилищами в прямом смысле этого слова не являются. В настоящее время на территории РФ отсутствуют свободные хранилища, куда бы могли доставить радиоактивные отходы, хранящиеся на территории Кирово-Чепецкого отделения ФГУП «РосРАО». В результате повторного обследования хранилищ будет подтверждено лишь то, что уже сделано - установлено их аварийное состояние: хранилища текут, осуществляется выход радионуклидов в окружающую среду. Извлечение РАО из этих хранилищ невозможно, большие геометрические размеры не позволяют провести их визуальное и инструментальное обследование, изучение большинства хранилищ возможно только косвенными методами, в том числе путем исследования объектов окружающей среды в районе размещения хранилищ. Изучение хранилищ проведено, их состояние признано аварийным. Таким образом разработать программу обследования хранилищ и провести их обследование, которое уже произведено, невозможно. Никакие дополнительные обследования не могут изменить выводы об аварийном состоянии хранилищ, а проведение таких обследований будет противоречить Федеральному закону от 09.01.1996г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». Каких либо законных оснований для проведения работ повышенного риска, облучения людей, создавать угрозу для населения, персонала, окружающей среды.
Представитель заинтересованного лица Волжского МТУ по надзору за ЯРБ по доверенности ФИО6 с жалобой ФГУП «РосРАО» не согласен. В судебном заседании пояснил, что обследование хранилищ не может создать угрозу для населения, поскольку данной работой занимаются профессионально обученные люди, имеющие доступ к подобным видам работ. Фактически обследование технического состояния хранилищ РАО не проводилось, что подтверждается экспертным заключением и иными материалами. В случае разработки программы подготовки ОИАЭ к продлению срока эксплуатации в ней будут определены объекты обследования, механизм их обследования. Программа подготовки ОИАЭ к продлению срока эксплуатации является отправным документом, отсутствие которого порождает следующее несоответствие нормативно-правовом актам. П. 2.4 НП-024-2000 - норма прямого действия и обязательна для исполнения
Представитель заинтересованного лица Волжского МТУ по надзору за ЯРБ по доверенности ФИО5 с жалобой ФГУП «РосРАО» не согласна. В судебном заседании пояснила, что ФГУП «РосРАО» в жалобе ссылается на п. 2.11 НП-024-2000, согласно которому решение эксплуатирующей организации о продлении срока эксплуатации ОИАЭ должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии. При этом постановление о назначении административного наказания вынесено по основанию невыполнения п.1 предписания, в котором указано на нарушение п. 2.4 НП-024-2000, который устанавливает, что комплексное обследование должно проводиться по программе, разработанной эксплуатирующей организацией и утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии. Кроме того, Решение о продлении сроков эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов нельзя учитывать как выполненное должным образом, поскольку оно принято ФГУП «РосРАО», а Госкорпорацией «Росатом» лишь согласовано. При рассмотрении протокола, предписания, постановления представителями ФГУП «РосРАО» не были представлены доказательства подтверждающие невозможность выполнения п. 2.4 НП-024-2000. Утверждение о том, что комплексное обследование хранилищ проведено некорректно, так как данное обследование должно проводиться по программе разработанной эксплуатирующей организацией и утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии. Для проведения комплексного обследования должна быть разработана общая программа комплексного обследования и частные программы использования объектов атомной энергии. Общая программа комплексного обследования должна определять подлежащие обследованию системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии, этапы комплексного обследования, методы и формы обследования, перечень подготовительных работ, средства для их выполнения, содержание частных программ обследования этих систем и элементов. Отсутствие программы комплексного обследования не позволяет достоверно утверждать, что были полностью определены подлежащие обследованию системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии, достаточно точно установлены метод и формы обследования, определен требуемый перечень подготовительных работ, назначены средства для их выполнения, в полном объеме установлено содержание частных программ обследования этих систем и элементов. Отсутствие разработанной и оформленной по установленным требованиям программы комплексного обследования не позволяет сопоставить результаты, которые были получены, с задачами, определение которых требовалось. И в свою очередь порождает последующие несоответствия НПА в области использования атомной энергии.
Заявление ФГУП «РосРАО» о том, что эксперты, суд и Госкорпорация «Росатом» признали законными и соответствующими требованиям НП-024-2000 комплексное обследование хранилищ РАО и оценку их технического состояния, возможность продления сроков их эксплуатации не соответствует действующему законодательству РФ, а именно п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 15 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона от 21.11.1995г «Об использовании атомной энергии», требованиям п.п 2.4, 3.2, 3.4, 3.4.1 НП-024-2000, таким образом, действия, произведенные с нарушением закона, недействительны и не влекут правовых последствий.
Ссылка ФГУП «РосРАО» на вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГГГ., которым подтверждено, что комплексное обследование хранилищ РАО было проведено, возможность продления сроков эксплуатации оценена, имеющихся материалов достаточно для оценки технического состояния хранилищ РАО, их состояние признано аварийным, что подтверждается экспертным заключением ООО «РЭСцентр» от ДД.ММ.ГГГГ., неправомерна, так как предметом рассмотрения судом было не выполнение ФГУП «РосРАО» п. 2.1 НП-024-2000. Кроме того, решение суда не освобождает ФГУП «РосРАО» от выполнения требований п. 2.4 НП-024-2000 и ст. 6 Федерального закона от 21.11.1995г «Об использовании атомной энергии».
Выдвинутое ФГУП «РосРАО» заявление о том, чтобы в НП-024-2000 была прописана процедура осуществления действий, предусмотренных «Концепцией вывода из эксплуатации радиационно-опасных объектов Кирово-Чепецкого отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «РосРАО» неправомерно по нынешнему уровню построения НПА. Концепция была разработана и утверждена без учета требований Федерального закона «Об обращении с радиоактивным отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Ее разработка не предусмотрена Федеральных законом «Об использовании атомной энергии» и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Концепция содержит явные противоречия Федеральному закону «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»: в названии документа и по его тексту говорится о выводе из эксплуатации пунктов хранения по варианту консервации на месте. пп. 17 ч. 1 ст. 3 Закона устанавливает, что для целей данного Закона под выводом из эксплуатации пункта хранения РАО понимается деятельность, которая осуществляется после удаления РАО из пункта хранения и направлена на приведение его в состояние, исключающее дальнейшее использование этого пункта для хранения РАО и обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды. Таким образом, Концепция не рассматриваться как документ, отвечающий требованиям действующего законодательства.
Утверждение ФГУП «РосРАО» о невозможности выполнения требований п. 2.4 НП-024-2000 не соответствует действительно, поскольку ранее во исполнение указанного требования ФГУП «РосРАО» разработало общую программу комплексного обследования хранилища Колодезного типа, предназначенного для бесконтейнерного хранения отработавших свой ресурс РАО Саратовского отделения филиала «Приволжский территориальный округ ФГУП «РосРАО», при проведении работ по продлению назначенного срока его эксплуатации. Данная программа утверждена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием радиоактивных отходов; разработало общую программу комплексного обследования хранилищ жидких РАО, входящих в состав пункта хранения РАО Самарского отделения филиала «Приволжский территориальный округ ФГУП «РосРАО», при проведении работ по продлению назначенного срока его эксплуатации. Данная программа также утверждена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием радиоактивных отходов. Таким образом, у ФГУП «РосРАО» имеются знания и опыт по разработке программ комплексного обследования иных пунктов хранения в схожих условиях с соблюдением требований п. 2.4 НП-024-2000.
Причиной невыполнения п. 1 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ. № является непринятие всех зависящих от ФГУП «РосРАО» своевременных и достаточных мер по выполнению обязательных требований п. 2.4 НА-024-2000.
Просит постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. № оставить без изменения, жалобу ФГУП «РосРАО» без удовлетворения.
Представители заинтересованного лица Волжского МТУ по надзору за ЯРБ по доверенности ФИО3, ФИО4, ФИО7 с жалобой ФГУП «РосРАО» также не согласны.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, находит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное старшим государственным инспектором Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора) Т.А.А. о привлечении ФГУП «РосРАО» к административной ответственности подлежащим отмене по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. генеральному директору ФГУП «РосРАО» Волжским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора выдано предписание № пунктом 1 табличной части которого предписывалось устранить нарушение п. 2.4 правил «Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии» (НП-024-2000), выражающее в том, что комплексное обследование хранилищ радиоактивных отходов (РАО) Кирово-Чепецкого отделения было проведено при отсутствии программы, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергией.
Согласно п.п. 2.1 «Требований к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии. НП-024-2000» при достижении объектом использования атомной энергии (ОИАЭ) назначенного (или 30-летнего) срока эксплуатации эксплуатирующая организация должна провести оценку возможности продолжения эксплуатации ОИАЭ.
Согласно п. 2.3 «Требований к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии. НП-024-2000» для продления срока эксплуатации ОИАЭ сверх назначенного (или 30-летнего) срока эксплуатации эксплуатирующая организация должна выполнить следующее:
- провести комплексное обследование ОИАЭ;
- оценить возможность продления срока эксплуатации ОИАЭ;
- разработать программу подготовки ОИАЭ к продлению срока эксплуатации;
- провести работы по подготовке ОИАЭ к эксплуатации в течение дополнительного срока эксплуатации, включая обоснование безопасности и остаточного ресурса элементов, замену оборудования, выработавшего свой ресурс, а в случае необходимости - модернизацию и (или) реконструкцию ОИАЭ;
- провести испытания систем (элементов) ОИАЭ, необходимые для подтверждения соответствия их проектным требованиям.
Согласно п. 2.4 «Требований к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии. НП-024-2000» комплексное обследование должно проводиться по программе, разработанной эксплуатирующей организацией и утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии.
Согласно п. 2.5 «Требований к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии. НП-024-2000» программа работ по подготовке ОИАЭ к продлению срока эксплуатации должна предусматривать:
- выполнение дополнительных исследований по определению остаточного ресурса элементов ОИАЭ, включая оборудование, здания и сооружения, а также определение и реализацию необходимых мер по восстановлению ресурса этих элементов;
- разработку технических и организационных мер по частичному или полному исключению и (или) ограничению влияния на безопасность дефицитов безопасности;
- разработку в случае необходимости проекта модернизации и (или) реконструкции ОИАЭ и его реализацию;
- разработку программы обеспечения качества выполнения работ по подготовке ОИАЭ к продлению срока эксплуатации;
- проведение испытаний систем и элементов ОИАЭ, необходимых для подтверждения соответствия их проектным требованиям;
- корректировку действующих документов по обоснованию безопасности в соответствии с фактическим состоянием ОИАЭ или подготовку новых документов по обоснованию безопасности эксплуатации ОИАЭ в течение дополнительного срока эксплуатации.
ФГУП «РосРАО» проведено комплексное обследование хранилищ РАО, оценена возможность продления срока эксплуатации хранилищ РАО, что подтверждается экспертным заключении ООО «РЭСцентр» от ДД.ММ.ГГГГ. № «Заключение по результатам экспертного анализа материалов проекта «Приведение в безопасное состояние объектов ФГУП «РосРАО», находящихся на промышленной площадке <данные изъяты> «Отчета по обоснованию безопасности» инв.№0711.000.0000-ООБ независимой экспертной организацией - Межотраслевым экспертно-сертификационным, научно-техническим и контрольным центром ядерной и радиационной безопасности (ООО «РЭСцентр»).
Факт проведения обследования хранилищ РАО установлен вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ., обследование признано достаточным для оценки фактического технического состояния хранилищ РАО.
В результате проведения обследования состояние хранилищ признано аварийным. Описание хранилищ приведено в «Решении о продлении сроков эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов Кирово-Чепецкого отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «РосРАО». Решение оформлено в соответствии с требованиями правил НП-024-2000 и согласовано Госкорпорацией энергии «Росатом» ДД.ММ.ГГГГ. данное Решение Волжским МТУ по надзору за ЯРБ не оспаривалось и не обжаловалось.
В соответствии с разделами 3,6 «Концепции вывода из эксплуатации радиационно-опасных объектов Кирово-Чепецкого отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «РосРАО», утвержденной Госкорпорацией «Росатом» 14.06.2011г. в отношении хранилищ проводятся мероприятия по варианту «консервация на месте», т.е:
- хранилища не ликвидируются, все радиоактивные отходы остаются в хранилищах независимо от их состояния, так как стоимость извлечения и вывоза РАО, а также радиационные риски для персонала и населения при проведении работ по извлечению и вывозу РАО становятся неприемлемо высокими;
- проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, необходимые для решения проблемы обеспечения безопасности хранилищ;
- вокруг хранилищ создаются дополнительные защитные барьеры, не предусмотренные первоначальным проектом хранилищ.
дельной активно
В силу ст. 3 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения» любая деятельность по использованию источников ионизирующего излучения, допускается в том случае, если полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением.
Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает ситуации, когда извлечение радиоактивных отходов из пунктов хранения нецелесообразно, так как риски, связанные с радиационным воздействием и иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения.
Учитывая, что ФГУП «РосРАО» проведено комплексное обследование хранилищ радиоактивных отходов (РАО) и дана оценка возможности продления срока эксплуатации хранилищ РАО, а именно, что продление назначенных сроков эксплуатации шламохранилищ и хранилищ ТРО без устранения дефицитов безопасности, реализуемых в рамках проекта «Приведение в безопасное состояние объектов ФГУП «РосРАО», находящихся на промышленной площадке ОАО «<данные изъяты>» нецелесообразно, учитывая, что разработка программы подготовки ОИАЭ к продлению срока эксплуатации требует проведения дополнительных исследований по определению остаточного ресурса элементов ОИАЭ, а также принимая во внимание основополагающие принципы обеспечения радиационной безопасности, установленные действующим законодательством, суд приходит к выводу о невозможности выполнения ФГУП «РосРАО» предписания №, выданного Волжским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора об устранении нарушений п. 2.4 «Требований к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии (НП-024-2000)».
Согласност. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению В случае отсутствия события административного правонарушения.
Поскольку ФГУП «РосРАО» не имело реальной возможности выполнить предписание №, выданное Волжским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора об устранении нарушений п. 2.4 «Требований к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии (НП-024-2000)», в связи с тем, что проведение обследований состояния хранилищ РАО будет противоречить Федеральному закону № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», так как создаст необоснованные риски для персонала и населения, комплексное обследование хранилищ радиоактивных отходов проведено и закончено до вынесения предписания, ФГУП «РосРАО» выполняет требования Концепции, утвержденной Госкорпорацией «Росатом» - органом управления использования атомной энергии, а также в связи с невозможностью разработки программы обследования, которое уже фактически проведено, суд приходит к выводу, что отсутствует вина юридического лица ФГУП «РосРАО», и считает необходимым постановление старшего государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора) Т.А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ. отменить, производство по настоящему административному делу в отношении ФГУП «РосРАО» прекратить в виду отсутствия в действиях ФГУП «РосРАО» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Т.А.А. о привлечении к административной ответственности ФГУП «РосРАО» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.17 ст.19.5 КоАП РФ и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. отменить и производство по административному делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Председательствующий: Н.А.Щелчкова