7-27-2015; 12-12/2015
РЕШЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е. с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми 20 января 2015 года жалобу законного представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» Г. на постановление судьи Гремячинского городского суда Пермского края от 3 декабря 2014 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница»,
установил:
3 октября 2014 года прокурором города Гремячинска в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» возбуждено дело об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которому в соответствии с планом работы прокуратуры города Гремячинска на 2 полугодие 2014 года и заданием прокуратуры Пермского края о проведении проверки исполнения законодательства о здравоохранении, в том числе законодательства о лицензировании медицинской деятельности, 11 сентября 2014 года проведена проверка указанного учреждения здравоохранения. Проверка проводилась по адресам: <...> В ходе проверки установлено несоблюдение учреждением здравоохранения пп. «б» и п.п «в» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.
Постановлением судьи Гремячинского городского суда Пермского края от 3 декабря 2014 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» признано виновным в совершении административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд законным представителем Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» Г., поставлен вопрос об изменении постановления в части размера административного штрафа.
В судебном заседании в краевом суде заявитель жалобы Г. участия не принимала.
Прокурор Сысоева С.М. полагала, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснение участвующего в деле прокурора, судья краевого суда приходит к следующему.
Частью 2 ст.19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
За осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), наступает административная ответственность по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291(далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности) предусмотрено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
Под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Правила хранения лекарственных средств, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 года № 706н.
Правила предоставления медицинскими организациями платных услуг утверждены Постановлением Правительства российской Федерации от 04.10.2012 года № 1006.
Признавая Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» к административной ответственности по ч.2 и ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, судья городского суда исходил из наличия в действиях указанного юридического лица составов вмененных административных правонарушения. Судья пришел к выводу о том, что учреждением здравоохранения допущены нарушения требований п.п. «б» и п.п «в» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно требований Правил хранения лекарственных средств, Правил предоставления медицинскими организациями платных услуг.
Выводы судьи городского суда о наличии в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» составов административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ, являются правильными.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-59-01-002755, которая выдана Министерством здравоохранения Пермского края 22 сентября 2014 года.Материалами дела подтверждается, что в результате проведения прокурорской проверки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» выявлено осуществление указанным учреждением здравоохранения по адресам: <...> медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и грубым нарушением лицензионных требований.
Из материалов дела видно и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, что на момент проверки имели место следующие нарушения.
Учреждением здравоохранения не соблюден установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, так в процедурном кабинете (№ 13) терапевтического отделения в укладке с надписью «Аварийная аптечка для профилактики ВИЧ инфекций», в аптечке для оказания экстренной помощи хранились препараты с нарушением порядка, установленного пунктами 3 и 4 Правил хранения лекарственных препаратов: хранились препараты с истекшим сроком годности - раствор йода для наружного применения 5%- 10 мл количеством 1 флакон производства ЗАО «Производственно-фармацевтическая компания «***», серии 110611, срок годности до 07.2014 года; глюкоза 40% раствор для внутривенного введения 400 мг/мл – 10 ампул производства ОАО «***», серии 90308, срок годности до 04.2014; допамин концентрат для приготовления раствора для инфузий 5 мг/мл – 5 мл. 5 ампул производства ОАО «***», серии 110811, годен до 09.2014 года; аммиак раствор для наружного применения и ингаляций 10% - 40 мл. 1 флакон, производства ООО «***», серии ЛС-00163 430712, годен до 07.2014; добутамин, кардиотоническое средство приготовления раствора для инфузий 250 мг. – 3 флакона, производства ***, серии 20211, срок годности до 03.2014; олазоль аэрозоль для наружного применения, 80 г – 1 флакон, производства ЗАО «***», серии 160612, годен до 07.2014; сиофор 850 Пероральное противодиабетическое средство, производства ***; с нарушением правил хранения – в процедурном кабинете (№ 13) терапевтического отделения: в укладке с надписью анафилактическая аптечка» при комнатной температуре хранился спирт этиловый 70% - 100 мл, производства ЗАО «***», серии 020311, срок годности до 03.2016 при рекомендации изготовителя «Хранить в прохладном месте», то есть при температуре не выше +15 град.С; в шкафу хранился адреналин – раствор для инъекций 1 мг/мл – 5 ампул производства «***», серии 90911, срок годности до 10.2014, при рекомендации изготовителя «Хранить в защищенном от света месте при температуре не выше +15 град.С, при этом гигрометр психрометрический ВИТ-1, заводской номер 017, находящийся в процедурном кабинете показывает температуру 20 град.С; в процедурном кабинете дневного стационара в укладе с надписью «Противошоковый набор» при комнатной температуре хранились – адреналин – раствор для инъекций 1 мг/мл – 5 ампул производства «***», серии 130812, срок годности до 09.2015, при рекомендации изготовителя «Хранить в защищенном от света месте при температуре не выше +15 град.С, адреналин – раствор для инъекций 1 мг/мл – 5 ампул производства «***», серии 3014, срок годности до 03.2017, при рекомендации изготовителя «Хранить в защищенном от света месте при температуре не выше +15 град.С, тем самым учреждением здравоохранения нарушены требования п.3, 4, 32, 42 Правил хранения лекарственных средств, ст.58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п.п. «б» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Также имели место нарушения требований п.11,16, 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг – в стоматологическом отделении на момент проведения прокурорской проверки отсутствует на информационном стенде достоверная информация об исполнителе платных медицинских услуг: на информационном стенде была представлена недействующая лицензия от 8.04.2009 года, выданная муниципальному бюджетному медицинскому учреждению «Гремячинская центральная районная больница»; отсутствовали достоверные сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; отсутствовали сведения об адресах и телефонах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того в нарушение п.16 п.17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг в ходе проверки выявлено наличие неподписанных стороной «исполнитель» договоров на оказание платных медицинских услуг (договор с Е. от 11.09.2014), в договоре не содержится достоверная информация о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ей лицензирующего органа.
Оценка имеющихся в деле доказательств дана судьей городского суда по правилам ст.26.11 КоАП РФ. Выводы судьи должным образом мотивированы.
Действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» по ч.2 и ч.3 ст.1920 КоАП РФ квалифицированы верно.
Доводы жалобы отмену постановления судьи городского суда не влекут, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» нарушения законодательства о лицензировании медицинской деятельности.
Оснований для назначения наказания указанному учреждению здравоохранения ниже низшего предела судья городского суда не установил. Не находит таких оснований и судья краевого суда.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами Обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "Волмет", Открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", Закрытых акционерных обществ "Геотехника II" И "Ранг" и Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница № 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конституционным Судом Российской Федерации сделан вывод о том, что устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Сопоставив размер административного штрафа с характером совершенных Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» административных правонарушений, степень вины юридического лица, судья краевого суда полагает, что назначенное указанному учреждению административное наказание соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенных им административных правонарушений, в связи с чем оснований для снижения размера административного штрафа не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Гремячинского городского суда Пермского края от 3 декабря 2014 года оставить без изменения, жалобу законного представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Гремячинская центральная районная больница» Г. без удовлетворения.
Судья -Л.Е.Хрусталева