ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2018 от 25.04.2018 Ульчского районного суда (Хабаровский край)

дело № 12-12/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

с. Богородское 25 апреля 2018 года

Судья Ульчского районного суда Хабаровского края Хегай Л.А., с участием помощника прокурора Ульчского района Хабаровского края Кузнецова А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО1, <данные изъяты>, работающей начальником ОСП по Ульчскому району УФССП России по Хабаровскому краю, по ее жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от 22.02.2018 г. мирового судьи судебного района «Ульчский район Хабаровского края» на судебном участке № 65 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного исполняющим обязанности прокурора Ульчского района Хабаровского края Савиным К.П., должностное лицо – начальник отдела судебных приставов по Ульчскому району ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В соответствии с постановлением судьи, правонарушение выразилось в следующем: прокуратурой Ульчского района Хабаровского края при проведении проверки по обращению гражданина Кузнецова А.В. установлено, что 30.11.2017 г. в ОСП по Ульчскому району поступило обращение последнего, в форме электронного обращения, по общим вопросам осуществления деятельности ОСП по Ульчскому району, ФССП России, анализу подразделением своей деятельности, обобщению практики применения законодательства и судебных актов, законодательной инициативе по усовершенствованию своей деятельности. Однако, в нарушение требований ч. 2 ст. 8, ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее ФЗ № 59-ФЗ), обращение Кузнецова А.В. зарегистрировано в ОСП по Ульчскому району не было и письменный ответ на указанное обращение по существу поставленных в нем вопросов ОСП по Ульчскому району в установленный Законом срок дан не был, данное обращение в компетентный орган не направлялось. ФИО1 с 01.12.2017 г. исполняла обязанности начальника ОСП по Ульчскому району. Таким образом, ФИО1 в период времени с 04.12.2017 г. до 10.01.2018 г. по месту исполнения должностных обязанностей в с. Богородское Ульчского района Хабаровского края, ул. Спортивная д. 8, нарушила установленный законодательством Российской Федерации порядок рассмотрения обращений граждан.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу, подала жалобу, в которой ссылается на незаконность и необоснованность постановления, в связи с неверным установлением судьей обстоятельств по делу. Не оспаривая факт поступления 30.11.2017 г. обращения Кузнецова А.В. по вопросам деятельности ФССП России в электронной форме, податель жалобы указывает, что данное обращение не содержало сведений о совершении служащими, работниками ОСП преступлений, правонарушений, иных нарушений законодательства РФ, норм этики, непосредственного затрагивающих его права, и описание данных событий. ОСП по Ульчскому району как структурное подразделение, не уполномочен разъяснять нормы действующего законодательства, давать их официальное толкование. Ссылаясь на положения Регламента ФССП, ФЗ № 59-ФЗ, указывает, что для приема обращений в форме электронных сообщений, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. На официальном сайте ФССП России размещена специальная форма обращения, имеется разъяснение о не принятии к рассмотрению обращения не установленной формы. Таким образом, Регламентом разрешено использовать определенную форму электронного обращения, образец которой размещен на интернет-сайте ФССП России, в связи с чем, необходимость ее заполнения гражданином вытекает и неразрывно связана с избранным им способом обращения в ФССП России. Указание на сайтах территориальных органов ФССП России адресов их электронной почты связано с соблюдением требований законодательства в целях информирования граждан о деятельности ФССП России. Обращение Кузнецова А.В. не заполнена в соответствии с формой электронного обращения, образец которой размещен на официальном сайте службы, поэтому обязанность по его рассмотрению у нее отсутствовала. Вместе с этим, ответ на обращение Кузнецову А.В. был дан и направлен посредством электронной почты 01.03.2018 г.

В судебное заседание ФИО1, извещенная о месте, дате и времени рассмотрения жалобы, не явилась, однако ее отсутствие не препятствует всестороннему, полному исследованию материалов дела и принятию решения в соответствии с законом.

В судебном заседании помощник прокурора Кузнецов А.В. полагал постановление мирового судьи в отношении ФИО1 законным и обоснованным, в связи с чем, жалоба не подлежащей удовлетворению, пояснил, что обращение Кузнецова А.В. по вопросу осуществления деятельности службы судебных приставов и территориального подразделения соответствовало требованиям, предъявляемым к нему ФЗ № 59-ФЗ, и его нерассмотрение в установленные законом сроки, повлекло нарушение конституционных прав заявителя. Ссылка должностного лица на Регламент службы судебных приставов, в части соблюдения установленной формы электронного обращения, не имеет правового значения, поскольку федеральное законодательство имеет большую. ФИО1 является субъектом правонарушения, поскольку на день совершения правонарушения исполняла обязанности руководителя ОСП.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, не связывая себя доводами жалобы и проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 5.59 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".

В силу положений ст. ст. 1, 8, 9, 12 и 14 Федерального закона N 59-ФЗ, который распространяется в том числе, на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, юридических лиц, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, и в соответствии с их компетенцией подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно ч. 3 ст. 7 названного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения проверки прокуратурой Ульчского района по обращению Кузнецова А.В. на нарушение должностными лицами ОСП по Ульчскому району порядка рассмотрения обращения, 23.01.2018 г. исполняющим обязанности прокурора возбуждено дело об административном правонарушении в отношении исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава по Ульчскому району ФИО1 по ст. 5.59. КоАП РФ.

В обоснование принятого решения указано, что в ходе проверки установлено следующее: Кузнецовым А.В. 30.11.2017 г. посредством электронного документа направлено письменное обращение в отдел судебных приставов по Ульчскому району, полученное отделом 30.11.2017 г.. В нарушение законодательства данное обращение в ОСП по Ульчскому району не регистрировалось и не рассматривалось, ответ на обращение гражданину не направлялся, о перенаправлении обращения заявитель не уведомлялся, что повлекло нарушение конституционных прав Кузнецова А.В. Время совершения административного правонарушения – 10.01.2018 г. В данное время обязанности начальника ОСП по Ульчскому району исполняла судебный пристав-исполнитель ФИО1.

Данные обстоятельства подтверждаются не только постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, но так же копией обращения Кузнецова А.В. в прокуратуру района о нарушении его прав, копией самого обращения гражданина в ОСП по Ульчскому району, ответом ОСП по Ульчскому району на требование прокурора, копией приказа в отношении ФИО1

Таким образом, факт совершения правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Имеющие значение обстоятельства установлены судьей правильно, содержащийся в обжалуемом судебном решении вывод о совершении ФИО1, как исполняющим обязанности начальника ОСП по Ульчскому району, данного административного правонарушения основан на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, анализ которых приведен в судебном решении.

Доводы привлеченного к административной ответственности должностного лица ФИО1, приведенные ею в жалобе, о том, что обращение Кузнецова А.В., как не соответствующее форме электронного обращения, образец которой размещен на официальном интернет-сайте ФССП России, не подлежало рассмотрению, не состоятельны в связи со следующим.

В целях реализации требований федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений, ФССП России разработаны и утверждены ведомственные нормативные акты, которые обязательны для исполнения и применения в осуществлении деятельности не только центральным аппаратом ФССП России, но и его территориальными, струкрурными подразделениями.

Так, приказом ФССП России от 10 декабря 2010 года № 682 утверждена Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, согласно пункту 1.1 которой Инструкция устанавливает единые требования к подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности Службы документов и порядок, документооборота (кроме секретного делопроизводства), обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Службы.

Согласно пункту 6.1 данной Инструкции в службе рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан (далее - обращения) по вопросам компетенции Службы, поступающие в письменной форме, форме устного обращения к должностному лицу Службы во время личного приема граждан или посредством электросвязи (телеграммы, факсограммы, сообщения электронной почты, а также обращения в форме электронных документов).

В соответствии с пунктом 5.11.9 указанной Инструкции сроки исполнения документов, поступивших от других индивидуальных и коллективных адресантов, исчисляются в календарных днях с даты их поступления, отмеченной в регистрационном штампе Службы, и не должны превышать 30 дней.

Пункт 6.3 Инструкции устанавливает, что зарегистрированные обращения, поступившие на бумажном носителе или в форме электронных документов, в зависимости от содержания отделом писем и приема граждан УДП через отдел документационного обеспечения УДП передаются для доклада Директору (его заместителям) либо направляются в соответствующие структурные подразделения и территориальные органы ФССП России, руководители которых обеспечивают рассмотрение обращений по существу с соблюдением установленных сроков и несут ответственность за качество и своевременность их рассмотрения.

В целях совершенствования организации деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФССП России, издан приказ от 29.05.2012 г. № 256, которым утвержден Регламент Федеральной службы судебных приставов (далее Регламент), положения которого соответствуют требованиям федерального законодательства.

Пунктом 14.1. Регламента установлено, что порядок работы с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами граждан и организаций (далее - обращения граждан) в ФССП России регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ФССП России рассматриваются обращения граждан, а также ходатайства в их поддержку по вопросам сферы деятельности ФССП России, порядка исполнения государственных функций, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан (пункт 14.2).

Пунктами 14.3., 14.4. Регламента определено, что письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации Управлением делопроизводства в течение 3 дней с даты поступления в ФССП России или к уполномоченному гражданскому служащему. Обращения граждан, поступившие в ФССП России, могут направляться для рассмотрения и подготовки ответа заявителю в территориальные органы, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов. Письменные обращения граждан, поступившие в ФССП России в соответствии с ее компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен на основании служебной записки начальника структурного подразделения (исполнителя) не более чем на 30 дней Директором или заместителем Директора, курирующим соответствующее структурное подразделение. О продлении срока рассмотрения письменно уведомляется автор.

В пункте 14.5. Регламента указано, что в случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, обращение не рассматривается.

ФССП России в ответах на обращения не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации на ФССП России возложена соответствующая обязанность. В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию ФССП России, заместители Директора, курирующие соответствующие структурные подразделения, начальники структурных подразделений направляют такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителей, направивших обращение, о переадресации обращений, за исключением случаев, когда текст обращения не поддается прочтению. Направление обращений в другой федеральный орган исполнительной власти осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного документооборота или в форме документов на бумажном носителе (пункт 14.6.).

Согласно пункту 14.11. Регламента, для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

Основанием для отказа в рассмотрении интернет-обращения, помимо оснований, указанных в пункте 14.5 Регламента, также может являться: а) указание автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа; б) поступление дубликата уже принятого электронного сообщения или аналогичного письменного сообщения; в) некорректность содержания электронного сообщения; г) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения) (пункт 14.12).

Таким образом, исходя из положений ведомственных нормативных актов в их взаимосвязи с федеральным законодательством, регулирующим порядок приема, регистрации, рассмотрения обращений граждан, обращение Кузнецова А.В. по вопросам осуществления ФССП России и его структурного подразделения своей деятельности, поданное в форме электронного документа, соответствовало требованиям ст. 7 ФЗ № 59-ФЗ, в связи с чем, в установленные данным законом и ведомственными актами сроки должно было быть зарегистрировано в ОСП по Ульчскому району и разрешено. Несоблюдение гражданином формы обращения, размещенной в качестве образца на сайте ФССП России, в данном случае не может быть принято как основание для отказа в его рассмотрении, поскольку заполнение установленной формы предусмотрено при наличии специализированного программного обеспечения, предусматривающего заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, что не налагает запрета на направление гражданами обращений в форме электронного документа без соблюдения указанного условия, но соответствующего требованиям ФЗ № 59-ФЗ.

Направление ответа Кузнецову А.В. на его обращение после вынесения судьей обжалуемого постановления, не является основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

Наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу в соответствии с требованиями гл. 4 КоАП РФ, в пределах санкции, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ, в минимальном размере. Считаю его соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, личности виновной, ее имущественному положению.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены, изменения обжалуемого постановления, прекращения производства по делу, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление от 22.02.2018 г. мирового судьи судебного района «Ульчский район Хабаровского края» на судебном участке № 65 по делу № 5-66/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, и может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья подпись Л.А. Хегай

<данные изъяты>

Судья Л.А. Хегай