ДЕЛО №12-12/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Северо-Курильского районного суда Сахалинской области Кондратьев Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – генерального директора ООО «СК МП» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 12 апреля 2021 года, вынесенное руководителем УФАС по Сахалинской области ФИО2, которым должностное лицо ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 ст. 14.31 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от 12 апреля 2021 года, вынесенное руководителем УФАС по Сахалинской области ФИО2, должностное лицо ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление, не вступившее в законную силу, ФИО1 принесена жалоба, в которой последний ставит вопрос об отмене указанного постановления по следующим основаниям:
- имеются основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения и отсутствием его вины. Просит постановление отменить.
О дате и времени слушании дела ФИО1 извещен надлежащим образом, при этом ходатайств об отложении рассмотрения дела на иной срок заявитель не заявлял, причин уважительности своей неявки не представил. Суд находит возможным рассмотреть жалобу ФИО1 без его присутствия, учитывая, что имеются данные о его надлежащем извещении, с участием его представителя по доверенности.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Так, из материалов дела и обжалуемого постановления следует, что только одно предприятие в Северо-Курильском морском порту, по состоянию на день выявления правонарушения, а именно ООО «СК МП» (оператор морского порта) осуществляет такие услуги как: обслуживание судов во время их стоянки причала морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск; технологическое накопление (хранение) грузов; погрузочно- разгрузочные работы. Приказом ФАС России от 21.12.2018 № 1829/18 ООО «СК МП» включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, в раздел «Услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» реестра субъектов естественных монополий на транспорте. Следовательно, ООО «СК МП» является субъектом естественной монополии в отношении деятельности по оказанию услуг в портах и (или) транспортных терминалах. Предельные максимальные тарифы на услуги по предоставлению причалов для стоянки судна, по погрузке, выгрузке установлены 19.06.2019 Приказом РЭК № 27. Согласно договора на предоставление причалов для стоянки судов, ООО «СК МП» является оператором морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск и оказывает услуги по: предоставлению причалов морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск для стоянки судов «Заказчика»; обслуживанию судов, владельцем и/или представителем которых является «Заказчик». В соответствии с договором перевалки грузов Оператор терминала обязуется осуществить за вознаграждение перевалку грузов Заказчика и выполнить дополнительные услуги и работы, а Заказчик обязуется обеспечить своевременное предъявление Оператору терминала грузов в соответствующем объёме для их перевалки и своевременный вывоз грузов. Согласно письменного обращения, ООО «Парамушир-Строй» просит обязать ООО «Северо-Курильский морской порт» совершить действия по фактическому доступу работников и техники ООО «Парамушир-строй» на причалы морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск для осуществления погрузо-разгрузочных работ своими силами и средствами. Поскольку услуги по перевалке груза оказываются операторами морских терминалов, к которым заявитель не относится, заключение договора на предоставление причалов для дальнейшего осуществления ПРР заявителем, указывает на пренебрежительное отношение ООО «СК МП» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствует о наличии в действиях ООО «СК МП» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям интересам, которое повлечет нарушение действующего законодательства. Кроме того, Сахалинским УФАС России также было установлено, что ООО «СК МП» для разных хозяйствующих субъектов создает различные условия для осуществления погрузки-выгрузки грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск. Так, Управлением направлены запросы информации в адрес Акционерного общества «Северо-Курильская база сейнерного флота» (далее - АО «СК БСФ») (исх. 11.09.2019 № 08-4192) и ЗАО «Курильский рассвет» (исх. 11.09.2019 № 08-4193) с требование предоставить информацию о том, каким образом вышеназванные хозяйствующие субъекты осуществляют погрузку-выгрузку грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, а также о предоставлении договоров, заявок, актов выполненных работ по погрузке-выгрузке грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, счета, платежные поручения с ООО «СК МП» за период 2018- 2019гг. В ответ на вышеуказанный запрос ЗАО «Курильский рассвет» представило в адрес Управления (вх. № 3699-эл от 18.10.2019) сведения, согласно которым между ООО «СК МП» и ЗАО «Курильский рассвет» заключен Договор № 18/2019-ПРР перевалки груза от 01.08.2019 г., согласно которому, ЗАО «Курильский рассвет» осуществляет погрузку-выгрузку грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск частично собственными силами и средствами, а именно рыбу-сырец и мороженную рыбную продукцию, и частично пользуется услугами ООО «СК МП» при выгрузке генеральных и наливных грузов. Также, в адрес Управления направлена информация от АО «СК БСФ», которое сообщило, что между ООО «СКМП» и АО «СК БСФ» заключен Договор № 4 на возмездное оказание услуг от 17.04.2018, согласно которому погрузку принадлежащей АО «СК БСФ» рыбопродукции на транспорт осуществляется своими силами и средствами, а выгрузка генеральных грузов осуществляется силами и средствами ООО «СК МП». Между тем, материалами дела установлено, что ООО «Парамушир-строй» неоднократно обращался к ООО «СК МП» с заявками о заключении договора на погрузочно-разгрузочные работы, но договор не заключался по различным основаниям. 31 декабря 2019 года Управлением УФАС ООО «СК МП» выдано предупреждение № 08-5108 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем создания равных условий для осуществления погрузки-выгрузки грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск всем хозяйствующим субъектам. В соответствии с тем, что в Сахалинское УФАС России не поступили сведения об исполнении предупреждения от ООО «СКМП», а также в связи с поступившим ходатайством от представителя ООО «Парамушир - Строй» ФИО3 о приобщении к материалам дела диска с видеозаписью о том, что по настоящее время различные хозяйствующие субъекты продолжают осуществлять погрузку-выгрузку грузов своими силами и средствами, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу, что в действия ООО «СК МП» имеются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выраженных в создании дискриминационных условий для ООО «Парамушир-строй» при осуществлении погрузки-выгрузки грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск. По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в действиях ООО «СК МП» установлено следующее: - временной интервал исследования определен периодом с 16.04.2018 г. (дата заключения договора аренды недвижимого имущества № НРР-68/18) по 19.12.2019 г. включительно; - продуктовые границы товарного рынка: услуги по предоставлению причалов, услуги по погрузке и выгрузке грузов, оказываемые ООО «СК МП» в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск; географические границы товарного рынка: границы морского терминала Северо- Курильск морского порта Невельск; хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, которым является ООО «Северо-Курильский морской порт» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящийся в состоянии естественной монополии.
Исходя из изложенного, руководитель Управления пришел к выводу, что в связи с необоснованным уклонением ООО «СК МП», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению причалов, услуг по погрузке и выгрузке грузов, оказываемые Обществом в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, от заключения договора на погрузочно-разгрузочные работы с ООО «Парамушир-строй», и, приняв во внимание беспрепятственное заключение аналогичных договоров с иными хозяйствующими субъектами, в том числе с ЗАО «Курильский рассвет» и АО «СК БСФ», указанное является нарушением пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом, руководитель Управления усмотрел в действиях должностного лица - генерального директора ООО «СК МП» ФИО1 признаки совершения правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года, установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, (далее - Положение) определяет основы ценообразования на данные услуги. В соответствии с п. 5 данного Положения тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Указанный перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включает:
Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту
Обеспечение прохода судов по подходным каналам
Обеспечение лоцманской проводки судов
Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации
Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков
Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему
Предоставление причалов
Обеспечение экологической безопасности в порту
Погрузка и выгрузка грузов
Хранение грузов
Услуги буксиров
Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах
Обслуживание пассажиров
Обеспечение транспортной безопасности акватории морского
порта.
Следовательно, указанным Положением утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В состав перечня входят, в том числе, услуги предоставления причалов, погрузки и выгрузки грузов.
В силу статьи 3 Закона № 147-ФЗ определено, что субъектом естественных монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В частности, абзацем 5 пункта 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ установлено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, должностным лицом УФАС по Сахалинской области правомерно установлено, что ООО «СК МП» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из изложенного, положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, а именно юридического лица ООО «СК МП» правомерно признано должностными лицами УФАС по Сахалинской области доминирующим.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 10 ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): создание дискриминационных условий.
Материалами административного дела установлено, что ООО «СК МП», занимая доминирующее положение на рынке, создало дискриминационные условия для участников рынка, а в частности для ООО «Парамушир-Строй», что полностью подтверждено доказательствами по делу.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях ФИО1, как руководителя ООО «СК МП», нарушение положений пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Объективная сторона совершенного должностным лицом – генеральным директором ООО «СК МП» ФИО1 административного правонарушения в полном объеме подтверждается доказательствами, собранными по делу.
Факт создания руководителем ООО «СК МП» дискриминационных условий для участников рынка, а в частности для ООО «Парамушир-Строй», как следует из жалобы и из материалов дела, генеральный директор ООО «СК МП» ФИО1 не оспаривает.
Довод генерального директора ФИО1 о том, что 29 декабря 2020 года решением арбитражного суда Сахалинской области признаны недействительными пункты 3 и 4 решения УФАС по Сахалинской области от 23 апреля 2020 года, суд находит необоснованным, поскольку материалами дела установлено, что генеральный директор ООО «СК МП» ФИО1 умышленно создал дискриминационные условия для участников рынка, а в частности для ООО «Парамушир-Строй», что свидетельствует о наличии в действиях ФИО1 нарушения положений пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд соглашается с выводами руководителя УФАС по Сахалинской области о наличии в действиях генерального директора ООО «СК МП» ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, поскольку именно генеральный директор осуществляет управленческую и хозяйственно-распорядительную деятельность в отношении возглавляемого им Общества, генеральный директор обязан обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства возглавляемого им Общества, а, следовательно, ФИО1 мог и должен был осознавать возможность наступления вредных последствий в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
Следовательно, вывод руководителя УФАС по Сахалинской области ФИО2 о привлечении генерального директора ООО «СК МП» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является правомерным.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
При назначении наказания, должностное лицо – генеральный директор ООО «СК МП» ФИО1 учел наличие всех обстоятельств по делу, в том числе отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную его ответственность и назначил наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения судом при рассмотрении указанного дела не установлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для удовлетворения жалобы генерального директора ООО «СК МП» ФИО1 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении от 12 апреля 2021 года, вынесенное руководителем УФАС по Сахалинской области ФИО2, которым должностное лицо - генеральный директор ООО «СК МП» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «СК МП» ФИО1 без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Северо-Курильский районный суд Сахалинской области в течении 10 суток с момента получения либо вручения настоящего решения.
Судья
Северо-Курильского районного суда Д.М. Кондратьев