ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2021 от 17.01.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0005-01-2021-001412-40

Судья Игумнова Е.В. № 12-12/2021

Дело № 21-2 пост. ...

Р Е Ш Е Н И Е

17 января 2022 года г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрев жалобу ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура» на решение судьи Джидинского районного суда Республики Бурятия от 11 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, в отношении ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура»,

установил:

постановлением 03 ПЮ № ... врио начальника ОГИБДД по Джидинскому району Республики Бурятия от 24 августа 2021 года ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением судьи Джидинского районного суда Республики Бурятия от 11 октября 2021 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, представитель ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура» ФИО2 просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает, что объективная сторона административного правонарушения выразилась в том, что водитель, управлявший транспортным средством, не вставил водительскую карту в тахограф. Карта водителя используется для идентификации водителя и доступа к функционалу бортового контрольного устройства. На ней хранится информация о водителе, а также сведения, которые фиксируются прибором в ходе выполнения рейса. Обязанность по установке карты водителя в тахограф возложена на самого водителя.

В судебном заседании представитель ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура» ФИО2 доводы жалобы поддержала.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу административном правонарушении, ФИО3 в суд не явился.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23 ноября 2012 года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Соответствующий Порядок утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 26 октября 2020 года № 438 (далее - Порядок оснащения транспортных средств тахографами).

Согласно пункту 2 данного Порядка он применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее - владельцы транспортных средств, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 года № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (приложение № 2 к названному приказу).

В соответствии с данным приказом оснащению тахографами подлежат грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами; транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Приложением № 3 к Приказу Минтранса России от 28 октября 2020 года № 440 определены Правила использования тахографов, установленных на транспортных средствах (далее также - Правила), согласно пункту 1 которых использование тахографов должно осуществляться водителями - в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха; владельцами транспортных средств - в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха.

В силу пункта 5 Правил водителю должна передаваться одна карта водителя.

Водителям запрещается использование тахографа без карты водителя (пункт 12 Правил).

В пункте 13 Правил перечислены обязанности владельцев транспортных средств.

Как видно из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, основанием для привлечения ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что 11 августа 2021 года в 18 часов 10 минут по адресу: <...>, общество осуществило выпуск на линию грузового самосвала <...>, государственный номер ... под управлением водителя ФИО1. без карты тахографа.

Рассматривая жалобу ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура» и оставляя без изменения постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения является доказанной и сомнений не вызывает.

Однако при рассмотрении данного дела не учтено следующее.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из оспариваемого постановления должностного лица следует, основанием для привлечения ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, явилось то обстоятельство, что принадлежащее данному юридическому лицу транспортное средство, выпущенное на линию, оснащено тахографом, однако на момент остановки автомобиля сотрудником ГИБДД в тахографе отсутствовала карта водителя.

Как следует из пояснений допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля водителя ФИО1., транспортное средство было выпущено на линию с исправным тахографом; перед началом движения водитель был ознакомлен с руководством по эксплуатации тахографа, которое имелось в транспортном средстве. До с. <...>ФИО1. доехал с вставленной в тахограф картой водителя, по пути остановился на автозаправочной станции и извлек из слота тахографа карту водителя перед выходом из автомобиля. После посадки в автомобиль ФИО1 начал движение, но забыл вставить карту водителя обратно в слот тахографа.

При этом постановлением врио начальника ОГИБДД по Джидинскому району Республики Бурятия от 11 августа 2021 года водитель ФИО1. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ за управление транспортным средством с использованием тахографа без карты водителя, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб., вину он свою признал, штраф оплачен.

В материалы дела представлена копия карты водителя ФИО1..., которая была получена им 15 октября 2020 года, срок действия карты – до 15 октября 2023 года.

Факт установки на транспортное средство тахографа подтверждается договором наряд-заказа на работы № 11 от 9 августа 2021 года, актом выполненных работ от 10 августа 2021 года, счетом № 11 от 10 августа 2021 года, из которых видно, что общество приобрело тахограф, заказало и оплатило работы по его установке.

Таким образом, изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура» выполнило обязанность по оснащению транспортного средства тахографом, транспортное средство было выпущено на линию с исправным тахографом, однако карта водителя не была вставлена в слот тахографа по вине водителя, за что он привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ.

При рассмотрении дела административным органом и судом не дана оценка указанным обстоятельствам.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать однозначные суждения о виновности ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура» в совершении вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено указанное постановление.

На основании изложенного постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление № ... врио начальника ОГИБДД по Джидинскому району Республики Бурятия от 24 августа 2021 года и решение судьи Джидинского районного суда Республики Бурятия от 11 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, в отношении ООО Таможенно-логистический терминал «Желтура» отменить.

Производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которого оно вынесено.

Судья П.С. Назимова