ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2021 от 20.05.2021 Бичурского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 12-12/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

село Бичура «20» мая 2021 года

Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Харимаевой Н.Б., с участием должностного лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1, главного специалиста – эксперта отела антитеррористической деятельности и взаимодействию с правоохранительными органами и органами военного управления Комитета специальных программ ФИО3, при секретаре – помощнике судьи Кустовой Е.С., рассмотрев жалобу должностного лица – советника генерального директора по безопасности, режиму, ГО И ЧС ООО «Угольный разрез» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 76.4 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. «Об административных правонарушениях»,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> РБ должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 76.4 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011г. «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, советник генерального директора по безопасности, режиму, ГО И ЧС ООО «Угольный разрез» ФИО1 обратился в суд с жалобой, просит отменить вышеуказанное постановление, мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ. Минтранс РБ уведомило ООО «Угольный разрез» о включении в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию и просило провести категорирование объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ был организован выезд комиссии на объект, запрошены коммерческие предложения о стоимости работ, ориентировочная стоимость проведения работ по категорированию объекта составила <данные изъяты> рублей, в связи с тем, что данная сумма расходов, не была включена в бизнес-план общества на ДД.ММ.ГГГГ год и в связи с непредвиденным событием в виде COVID-19, по ходатайству общества неоднократно сроки выполнения работ продлевались, крайнее продление было до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку по результатам обследования объекта большинство членов Комиссии пришли к выводу о том, что на объекте ТЭК не выявлены критические элементы и уязвимые места объекта, незаконное вмешательство в работу которых может привести к чрезвычайной ситуации выше, чем локального или объектового характера, комиссия по категорированию в Актах обследования и категорирования не присвоила какую-либо категорию опасности объекту ТЭК.

Однако, представители Управления Росгвардии России по <адрес> отказались согласовать документы по категорированию объекта ТЭК, ссылаясь на то, что ООО «Угольный разрез» поставляет продукцию в виде бурого угля на <данные изъяты>) и социально значимые объекты <адрес> РБ, вследствие чего, является жизнеобеспечивающим объектом топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия. С данной позицией заявитель не согласен, считает, что ООО «Угольный разрез» в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ не является субъектом выполнения государственных заказов и не является участником государственных закупок, проводимых МО или субъектами РФ. Уголь, поставляемый в муниципальные котельные <адрес> уголь, также может поставляться другими участниками угольного рынка РБ. В связи с чем, считает, что ООО «Угольный разрез» не является жизнеобеспечивающим объектом топливно-энергетического комплекса РБ. Также считает, что им как должностным лицом выполнены требования законодательства и предприняты все меры для выполнения работ по категорированию.

В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, суду пояснил, что в его действиях не было умысла на несвоевременное исполнение требований по окончанию паспортизации объекта ТЭК, в ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с <данные изъяты> Минэнерго России по оформлению документов по категорированию объекта. В силу объективных причин, в течение ДД.ММ.ГГГГ специалисты Минэнерго России не имели возможности выехать на объект, в связи с чем, в очередной раз, срок выполнения работ был продлен до ДД.ММ.ГГГГ., к указанной дате, вся необходимая документация была подготовлена и представлена для согласования членам комиссии, однако представители Управления Росгвардии отказались подписывать документы, считает, что им выполнены все необходимые мероприятия по оформлению документов по категорированию объекта.

Главный специалист-эксперт Комитета специальных программ Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, ответственный секретарь Антитеррористической комиссии в Республике Бурятия ФИО3 в судебном заседании просил постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без изменения, поскольку в жалобе изложены доводы, которые были предметом исследования в суде первой инстанции. Кроме того, пояснил, что ФИО1 не исполнил решение по пункту вопроса протокола от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания Антитеррористической комиссии в <адрес> и Оперативного штаба в <адрес> в части окончания категорирования и паспортизации объектов ТЭК, хотя сроки, предоставленные для этого, были достаточными.

Консультант отдела по антитеррористической деятельности, взаимодействующий с правоохранительными органами и органами военного управления комитета специальных программ администрации главы Республики Бурятия и правительства Республики Бурятия ФИО4 в судебном заседании пояснил, что Угольный разрез <данные изъяты> включен в перечень объектов, подлежащих категорированию и паспортизации, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» предусмотрены конкретные обязанности субъектов по проведению тех или иных мероприятий. Руководству предприятия было предоставлено достаточно времени для разрешения для данных вопросов, в связи с чем, считает постановление мирового судьи вынесено законно и обоснованно, с учетом всех обстоятельств дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, изучив доводы жалобы, постановление об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судом установлено, что ФИО1 является советником генерального директора по безопасности, режиму, ГО и ЧС ООО «Угольный разрез», в должностные обязанности которого, согласно должностной инструкции утвержденной ДД.ММ.ГГГГ заместителем генерального директора ООО <данные изъяты>» ФИО5, входит организация обеспечения антитеррористической защиты объектов ООО <данные изъяты>».

В соответствии с п.п. 8, 9, 13 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

объекты топливно-энергетического комплекса - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;

субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В силу ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.

Частью 1 ст. 6 названного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона требования антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объекта определяются Правительством Российской Федерации, которые обязательны для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В силу ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ предусмотрены порядок категорирования и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования.

На основании п.п. 5, 6 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 8 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:

а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);

б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;

в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;

г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);

д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

ДД.ММ.ГГГГ Главой Республики Бурятия - Председателем Антитеррористической комиссии в Республике Бурятия ФИО2 утвержден перечень объектов топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия, подлежащих категорированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в который под пунктом включено <данные изъяты>, расположенное в <адрес>, собственником которого является ООО <данные изъяты>».

Пунктом 4.1. Протокола совместного заседания Антитеррористической комиссии в <адрес> и Оперативного штаба в <адрес>, под председательством Главы Республики Бурятия, Председателя АТК в Республике Бурятия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ руководителям субъектов ТЭК закончить паспортизацию объектов ТЭК, включенных в перечень объектов ТЭК, с последующим докладом в аппарат АТК в <адрес>. В пункте 4.2. Протокола указано о принятии мер административного воздействия в отношении руководителей субъектов ТЭК в случае неисполнения требований пункта 4.1.

После рассмотрения обращений, поступивших в адрес Главы Республики Бурятия, Председателя Антитеррористической комиссии в <адрес>, о продлении сроков исполнения п. 4.1. Протокола, в соответствии с пунктом <данные изъяты> Положения об АТК в <адрес>, утвержденного Указом Президента Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о продлении контроля за исполнением требований Протокола до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования» (далее - Положение) в ООО <данные изъяты>» создана Комиссия по категорированию, в которую вошли работники ООО «<данные изъяты>», а также представители Минэнерго России, Забайкальского Управления Ростехнадзора России, УФСБ РФ по РБ, Управления ФИО6 по РБ, ГУ МЧС РФ по РБ.

Комиссией по категорированию объекта ТЭК в соответствии с Положением был обследован объект категорирования, изучены сведения об объекте и исходные данные для проведения категорирования: место в системе топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия, особенности технологического процесса, применяемое оборудование, наличие на объекте опасного производственного объекта, использование буровзрывных работ, сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте, возможные условия возникновения и развития чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями и пр. По результатам обследования объекта большинство членов Комиссии пришли к выводу, что на объекте ТЭК не выявлены критические элементы и уязвимые места объекта, незаконное вмешательство в работу которых может привести к чрезвычайной ситуации выше, чем локального или объектового характера.

Документы по категорированию объекта <данные изъяты>, расположенного в <адрес> ООО «<данные изъяты>» были подготовлены ДД.ММ.ГГГГ, однако представители Управления Росгвардии России по <адрес> отказались согласовать документы по категорированию объекта ТЭК, указывая на то, что ООО «<данные изъяты>» поставляет продукцию в виде бурого угля на <данные изъяты>) и котельные <адрес>, поэтому является жизнеобеспечивающим объектом топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия.

Действия должностного лица - советника генерального директора по безопасности, режиму, ГО и ЧС ООО <данные изъяты>» ФИО1, квалифицированы судом по ст. 76.4 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях», как неисполнение решения органа, осуществляющего координацию деятельности на территории Республики Бурятия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, принятого в пределах компетенции указанного органа.

Вопреки доводам жалобы обстоятельства, изложенные в судебном акте, доказаны письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, ФИО1, являясь должностным лицом, в обязанности которого входит организация обеспечения антитеррористической защиты объектов ООО «Угольный разрез», в нарушение положений ФЗ от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ, не исполнил обязанность по категорированию объектов ООО «<данные изъяты>».

Данные доказательства допустимы, достоверны, относимы и в своей совокупности достаточны для установления вины должностного лица - советника генерального директора по безопасности, режиму, ГО и ЧС ООО «<данные изъяты>» ФИО1, в совершении административного правонарушения, и его действия правильно квалифицированы судом по ст. 76.4 Закона Республики Бурятия № 2003 от 05.05.2011г. «Об административных правонарушениях».

Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 76.4 Закона Республики Бурятия № 2003 от 05.05.2011г. «Об административных правонарушениях», вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, наказание назначено в пределах санкции статьи.

При этом, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, которые привел в постановлении, пришел к правильному выводу о том, что советник генерального директора по безопасности, режиму, ГО и ЧС ООО «<данные изъяты>» ФИО1 является должностным лицом, в должностные обязанности которого входит, в том числе организация обеспечения антитеррористической защиты объектов ООО «<данные изъяты>».

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу не допущено, доводы жалобы сводятся к оценке доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 76.4 Закона Республики Бурятия № 2003 от 05.05.2011г. «Об административных правонарушениях».

При этом, суд учитывает, что непринятие должностным лицом мер по завершению мероприятий по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц, так как неисполнение требований законодательства подвергает опасности жизнь и здоровье граждан, неисполнение требований федерального закона об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ФИО1 как должностным лицом создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, по причине отсутствия возможности обеспечения их устойчивого и безопасного функционирования, защиты личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.8, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 76.4 Закона Республики Бурятия № 2003 от 05.05.2011г. «Об административных правонарушениях» оставить без изменения, а жалобу советника генерального директора по безопасности, режиму, ГО и ЧС ООО «<данные изъяты>» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Бичурского районного суда РБ Н.Б. Харимаева