Дело № 12-12/2021
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2021 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Калмыкова Е.А. (по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15), с участием защитника Администрации Великого Новгорода ФИО1,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу главы Администрации Великого Новгорода – мэра Великого Новгорода ФИО2 на постановление № начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица -
Администрации Великого Новгорода, находящейся по адресу: <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО4 в отношении Администрации Великого Новгорода составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в порядке пересмотра в Новгородский районный суд, глава Администрации Великого Новгорода – мэр Великого Новгорода ФИО2 просит об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о том, что при рассмотрении дела не выяснялся вопрос о наличии вины Администрации Великого Новгорода в совершении вмененного деяния, в частности, указывает, что юридическим лицом предприняты необходимые меры для исполнения решения суда.
Истребованные из Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новгородской области подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, судья считает, что срок на обжалование указанного выше постановления законным представителем Администрации Великого Новгорода не пропущен.
В судебное заседание законный представитель Администрации Великого Новгорода не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлено, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник Администрации Великого Новгорода ФИО1 поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям. Пояснила, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств субвенции на исполнение отдельных переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Администрацией Великого Новгорода направляются списки детей-сирот, не обеспеченных жилым помещениями, но выделяемых из бюджета Новгородской области денежных средств недостаточно.
Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В статье 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Так, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Новгородским районным судом Новгородской области выдан исполнительный лист по делу № по иску прокурора Великого Новгорода, предъявленному в интересах ФИО5, к Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, согласно которому Администрация Великого Новгорода обязана предоставить ФИО5 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям по норме предоставления, установленной для региона.
На основании вышеуказанного исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Великого Новгорода возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с должника – Администрации Великого Новгорода взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Требованием судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ должник – Администрация Великого Новгорода обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно исполнить решение суда о предоставлении ФИО5 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям по норме предоставления, установленной для региона.
Согласно акту совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем установлено, что решение суда Администрацией Великого Новгорода не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Администрации Великого Новгорода протокола об административном правонарушении, а также вынесения обжалуемого постановления должностного лица о привлечении Администрации Великого Новгорода к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Вместе с тем, с состоявшимся по делу постановлением согласиться нельзя.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля Администрации Великого Новгорода и препятствующих ей соблюдать нормы законодательства об исполнительном производстве, а также сделан вывод о том, что Администрацией Великого Новгорода не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Однако, приведенные выводы нельзя признать доказанными, соответственно, вывод о наличии в действиях (бездействии) Администрации Великого Новгорода состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ является преждевременным.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ обязанность доказывания вины лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на административный орган, возбудивший дело об административном правонарушении.
Данное положение вытекает из содержания принципа презумпции невиновности и возлагает обязанность доказывать виновность в установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях порядке на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, и этот порядок должен ими соблюдаться. Именно на них лежит бремя доказывания виновности лица, привлеченного к административной ответственности. Они должны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Они не вправе перекладывать свою обязанность на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Учитывая бремя доказывания, а также задачи производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, должно быть обеспечено всестороннее, полное, объективное исследование и оценка в совокупности всех материалов дела, в том числе представленных лицом, привлеченным к административной ответственности.
Администрацией Великого Новгорода представлены доводы по обстоятельствам реализации полномочий Администрации по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа, в том числе о процедуре выделения денежных средств в бюджет муниципального образования; о попытках решить вопрос путем направления предложений о выделении дополнительного финансирования на указанные цели.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В настоящее время реализация на территории Новгородской области прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Областным законом Новгородской области от 05 сентября 2014 года N 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», вступившим в силу 20 сентября 2014 года.
С 01 января 2014 года введен в действие Областной закон Новгородской области от 24 декабря 2013 года N431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч. 1 ст. 1 вышеуказанного Областного закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», в том числе по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения; предоставлению лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет.
Денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальных районов, городского округа (статья 1).
Обязательства Администрации Великого Новгорода по реализации полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принцип обязательности исполнения судебных актов предполагают безусловное исполнение решения суда органом местного самоуправления. Кроме того, обязанность исполнить судебный акт лежит на должнике независимо от совершения каких-либо действий по принудительному исполнению судебного решения.
Вместе с тем, приведенный принцип обязательности исполнения судебных актов не позволяет отступать от соблюдения условий реализации принципа законности в ходе производства по делам об административных правонарушениях, в том числе при привлечении к административной ответственности лица в процессе принудительного исполнения судебных актов.
Реализация принципа законности сводится к соблюдению предписаний КоАП РФ, в частности привлечение лица к административной ответственности допускается лишь по основаниям и в порядке, установленным законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в предмет доказывания по любому делу об административном правонарушении входит, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в его совершении; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На необходимость оценки уважительности причин неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, указывают и положения части 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Таким образом, из материалов дела и обжалуемого постановления не усматривается, что должностным лицом Управления ФССП по Новгородской области проверено и достоверно установлено, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако не приняло необходимых мер.
При таких данных, при вынесении обжалуемого постановления фактически не устанавливалась вина Администрации Великого Новгорода во вменяемом ей правонарушении (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), в связи с чем вывод о доказанности наличия состава административного правонарушения в действиях указанного лица является преждевременным.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа не дана оценка протоколу об административном правонарушении на предмет его соответствия требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Как указывалось выше, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
При этом неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны состава данного административного правонарушения.
Однако, в протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения, совершение которого вменено Администрации Великого Новгорода, судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение требования, содержащегося в исполнительном документе, которое было допущено юридическим лицом. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, в том числе, отсутствует указание на наличие названного выше квалифицирующего признака.
В данном случае должностным лицом УФССП по Новгородской области при рассмотрении настоящего дела нарушены требования ст. ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, при этом, оставлен без внимания и оценки протокол об административном правонарушении.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного постановления.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Администрации Великого Новгорода по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело надлежит возвратить на новое рассмотрение в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области.
В связи с отменой постановления должностного лица по изложенным выше основаниям судья районного суда не входит в обсуждение доводов жалобы законного представителя Администрации Великого Новгорода, поскольку они подлежат проверке и оценке должностным лицом административного органа при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление № начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Администрации Великого Новгорода о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей - отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении в отношении Администрации Великого Новгорода на новое рассмотрение в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Калмыкова