ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2022 от 04.03.2022 Архаринского районного суда (Амурская область)

УИД: 28МS0-21

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

04 марта 2022 года

Судья Архаринского районного суда Копылова Г.Н., при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием законного представителя юридического лица администрации ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ФИО4 на постановление мирового судьи по Архаринскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с освобождением юридического лица администрации от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно постановлению мирового судьи по Архаринскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо администрация освобождено от административной ответственности по ч.2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, с объявлением устного замечания. Производство по делу прекращено.

Не согласившись с вынесенным по делу постановлением, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в отношении администрации , - заместитель начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ФИО4 подал на него жалобу, в которой указал, что в ходе проведения плановой выездной проверки администрации , проводимой на основании распоряжения врио начальника УНПР ГУ МЧС России по ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в период с 09 по ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по выявлены нарушения действующего законодательства в области гражданской обороны, по результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выдано предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ и составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица — администрации . Выявленные нарушения требований в области гражданской обороны имеют существенный характер, их несоблюдение может привести к опасности по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории , при ведении военных действий или вследствие этих действий. То, что на момент привлечения к административной ответственности нарушения не привели к опасным угрозам для личности, общества и государства, не может служить основанием для признания правонарушения малозначительным. Факты устранения заявителем части нарушений после их установления административным органом, отсутствие работников не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. Более того, устранение части нарушений после проведения проверки свидетельствует о возможности соблюдения требований в области гражданской обороны и недопущении нарушений еще до соответствующей проверки. С учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Категория «существенная угроза общественным отношениям» является оценочной, при этом наличие санкции за нарушение нормы, предусмотренной в Кодексе РФ об административных правонарушениях, свидетельствует об угрозе охраняемым общественным отношениям. В связи с этим при применении ст. 2.9 КоАП РФ необходимо учитывать, что малозначительность неразрывно связана со всеми элементами состава правонарушения. Решающее значение для применения нормы ст. 2.9 КоАП РФ имеет как объективная сторона, так и субъективная сторона административного правонарушения. Вместе с тем освобождение от административного наказания может иметь место при условии, что правонарушитель осознал последствия нарушения им законодательства, раскаялся и принял меры для устранения и недопущения впредь вмененного правонарушения. Фактически же суд, освобождая юридическое лицо - администрацию от административной ответственности по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, счел доводы представителя администрации о возникновении особых обстоятельств в период проверки достаточными и основательными, однако такое решение не может быть признано законным, т.к. представленные в деле доказательства говорят о бездействии администрации по исполнению требований, норм в области гражданской обороны.

Просит постановление мирового судьи по Архаринскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Представитель ГУ МЧС России по о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии не явившегося лица.

В судебном заседании законный представитель юридического лица администрации ФИО3 с доводами жалобы не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать, суду пояснила, что с 15 октября по ДД.ММ.ГГГГ отдел по ГО ЧС и ПБ администрации не осуществлял свою деятельность в связи с отсутствием специалистов, а именно в связи увольнением начальника отдела ФИО6 и главного специалиста указанного отдела ФИО7 В день проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ на должность специалиста отдела по ГО ЧС и ПБ администрации была принята ФИО8, которая не смогла представить для проверки необходимые документы, имевшиеся в наличии. На момент проведения проверки большая часть документов подтверждающих отсутствие выявленных нарушений имелись, но по указанной причине не были представлены проверяющему. По ходатайству к материалам дела приобщены документы подтверждающие отсутствие большей части выявленных нарушений.

Оценив доводы жалобы, выслушав законного представителя юридического лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В силу положений ч.1.1 ст.30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 2 статьи 77 названного Закона предусмотрено, что государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Основанием привлечения администрации к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ послужили результаты плановой выездной проверки, проведенной в отношении администрации района в период с 09 по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНПР ГУ МЧС России по по распоряжению врио начальника УНПР ГУ МЧС России по от ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении плановой проверки в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны выявлены следующие нарушения:

- отсутствует положение об организации гражданской обороны администрации;

- в администрации комиссия по поддержанию устойчивого функционирования создана, однако не организована работа в мирное время созданной комиссии;

- члены комиссии по поддержанию устойчивого функционирования не проходят подготовку и обучение в области гражданской обороны. Периодичность повышения квалификации работников не реже одного раза в 5 лет не выполняется (отсутствует план (регистр) периодичности обучения);

- в администрации эвакуационная комиссии создана, однако не организована работа в мирное время созданной комиссии (с 2008 года не вносились изменения в положение комиссии; с 2008 года отсутствуют должностные инструкции членов комиссии, ежегодный план работы комиссии и отчетные документы по работе комиссии);

- члены эвакуационной комиссии администрации не проходят подготовку и обучение в области гражданской обороны. Периодичность повышения квалификации работников не реже одного раза в 5 лет не выполняется (отсутствует план (регистр) периодичности обучения);

- в администрации Постановление о создании и содержании в целях гражданской обороны запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств имеется, однако в номенклатуре отсутствуют медицинские запасы; представленные к проверке запасы не соответствуют номенклатуре (отсутствует средства индивидуальной защиты и приборы контроля; оборудование и средства спасения; средства связи; хлоромин (или эквивалент 90 кг.); средства материально-технического обеспечения резерва; предметы первой необходимости); отсутствуют согласно Порядку создания и содержания периодичность предоставления заявок на очередной год для закупки материальных ресурсов в запас от структурных подразделений администрации, а также проекты договоров (контрактов) на поставку материальных ресурсов;

- подготовка и обучение работников администрации в области гражданской обороны не проводится (отсутствуют постановление о проведении обучения, программа курсового обучения работников в области ГО, конспекты, журналы, не назначен руководитель занятий);

- в администрации отсутствуют документы, подтверждающие проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками в течение первого месяца работы (с 2018 отсутствует постановление, программа обучения и журнал учета);

- отсутствует постановление о создании курсов по гражданской обороне или учебно-консультационный пункт (УКП) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (осуществляющие курсовое обучение должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС организаций, оказывающее методическую помощь в подготовке и проведении учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в них, консультационные услуги в области безопасности жизнедеятельности, а также по подготовке неработающего населения по вопросам действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, а также оказания консультационных услуг другим группам населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

- в администрации не проводятся комплексные учения, обеспечивающие подготовку органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- в администрации не определен перечень объектов, подлежащих маскировке (светомаскировке);

- в администрации не созданы спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), отсутствуют постановление, положение, функциональные обязанности, планы работ, проведение тренировок, организация и порядок деятельности определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах;

- в администрации не созданы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (отсутствует постановление о создании, положение, функциональные обязанности, план работы комиссии);

- в администрации система оповещения населения создана, но согласно акту результата комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения получила оценку «не готова к выполнению задач».

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с которым ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен и. о. главы ФИО9

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения администрации к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и иными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Как усматривается из постановления мирового судьи по Архаринскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ, администрация , являясь уполномоченной планировать и организовывать выполнение обязательных требований в области гражданской обороны, не выполнила мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что установлено актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Вместе с тем при вынесении обжалуемого решения мировым судьей было учтено, что после проведенной проверки работа по устранению нарушений проводится, на момент судебного разбирательства выявленные недостатки практически устранены; невыполнение требований норм законодательства в области ГО и ЧС имело место и по объективным причинам, коими было признано отсутствие специалистов, в связи с чем отдел ГО ЧС и ПБ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не осуществлял свою деятельность, а в день начала проверки, то есть ДД.ММ.ГГГГ на должность специалиста была принята ФИО8, которая не в полном объеме владела ситуацией и не могла предоставить необходимые для проверки документы.

Указанные обстоятельства, поскольку совершенное администрацией деяние, как следует из постановления, само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества и государства, мировой судья признала достаточными для признания административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, малозначительным и освобождения администрации от административной ответственности по данному основанию с объявлением юридическому лицу устного замечания.

С данным выводом мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, учитывая, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, имеющем формальный состав, следует учитывать не то, причинен либо не причинен действиями лица какой-либо вред, а существовала ли угроза охраняемым общественным отношениям, насколько она была реальна и какие последствия могли наступить в результате несоблюдения тех или иных требований в области гражданской обороны.

Выводы мирового судьи о малозначительности административного правонарушения не могут быть признаны допустимыми, поскольку совершенное юридическим лицом деяние посягает на охраняемые законом отношения в области гражданской обороны в Российской Федерации, обеспечение безопасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поэтому такое правонарушение по своему характеру не может быть признано малозначительным.

Представленные представителем юридического лица дополнительные документы, исследованные при рассмотрении жалобы, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава и событий вмененного административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении судебное постановление не может быть признано законным и подлежит отмене.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного постановление мирового судьи по Архаринскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с освобождением юридического лица администрации от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения подлежит отмене, а производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 4.5, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи по Архаринскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с освобождением юридического лица администрации от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица администрации прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья: (подпись) Г.Н. Копылова

Подлинный документ находится в материалах производства в Архаринском районном суде .

Копия верна, судья Г.Н. Копылова